Автоматизация бизнеса позволяет компании быстрее выполнять операции, лучше прогнозировать спрос, эффективнее вести учёт. Но ещё один важный результат внедрения IT-решения – улучшение клиентского сервиса. Когда клиент может легко совершить онлайн-покупку, записаться на визит к мастеру через сайт или приложение, получить персональное предложение, он становится лояльнее к компании. О том, когда малому бизнесу стоит задуматься об автоматизации, порталу Biz360.ru рассказал Алексей Лихацкий, CEO компании AppEvent.
 Алексей Лихацкий – 37 лет, IT-предприниматель, основатель компании AppEvent. Окончил Южный федеральный университет по специальности «Математика». Ещё в вузе устроился в IT-компанию, где прошёл путь от программиста до директора по исследованиям. Совмещал работу в найме, фриланс и собственные проекты. Провалил десять стартапов, но не сдался и в 2016 году основал IT-компанию AppEvent.
	

Не все владельцы бизнеса готовы к автоматизации. Первый сигнал о её необходимости – желание ускорить процессы или разгрузить сотрудников от части функционала, как правило – рутинных задач.
К примеру, я до открытия собственной компании работал в найме. Для экономии рабочего времени создал шаблон этикеток, который до этого собирался вручную. Автоматизация освобождала время молодого IT-специалиста и давала мне возможность заниматься своими проектами.
Автоматизация – это не просто способ снизить издержки и ускорить выполнение задач. Это возможность сделать бизнес более гибким и ориентированным на клиента.
Тенденция современного мира – упрощение. Люди хотят получать услуги или совершать покупки легко и удобно. Чтобы удовлетворить потребность клиента, важно не только качество услуги, но и упрощённый UX (пользовательский опыт) при контакте с бизнесом. Из этого принципа складывается современный подход к развитию и построению рынков B2B и B2C. Простоту взаимодействия с клиентской базой обеспечивает автоматизация.
Если всё сделать правильно, клиентам легко получить нужную услугу или товар, а для владельца бизнеса процессы в его компании становятся прозрачными. Лучше тратить время на задачи, где без человеческого фактора не обойтись, нежели на рутину, с которой машина справится эффективнее.
Зачастую к автоматизации прибегают не для улучшения пользовательского опыта, а при расширении бизнеса. Привычные инструменты по типу ручной записи клиента или оффлайн-покупки абонемента становятся менее эффективными.
Юлия Ежова, владелица проекта Bim-Bom в Перми, задумалась об автоматизации из-за масштабирования бизнеса. После режима самоизоляции, введённого во время пандемии коронавируса, спрос на помещения для детских праздников увеличился. При открытии новых игровых помещений записывать клиентов в тетрадку, как это делалось прежде, показалось Юлии плохим решением. В качестве инструмента автоматизации она выбрала CRM-систему. Итог – сейчас в сети Bim-Bom шесть игровых комнат в стиле лофт.
Среди других причин автоматизации малого бизнеса мы, по опыту нашей компании, можем отметить следующие:
- 
	Создание удобной среды для клиента. Чем проще получение услуги, тем чаще ей будут пользоваться. 
 
 
- 
	Грамотная отстройка от конкурентов, основанная на качественном сервисе. 
 
 
- 
	Снижение ошибок из-за человеческого фактора. К нам в AppEvent часто обращаются клиенты с запросом удалить администратора из цепочки покупки. Ошибки из-за невнимательности, халатности или банального завала на работе случаются даже у самых опытных сотрудников или самих владельцев бизнеса. Программа не перепутает имя клиента в сообщении, выберет правильный слот для брони и продаст столько билетов на мастер-класс, сколько клиент укажет в системе. 
 
 
- 
	Скорость выполнения задач и обработки информации. В малом бизнесе владелец может работать и без команды. Он и бухгалтер, и держит связь с клиентами, и контент снимает для социальных сетей. Принимать активное участие в построении своего бизнеса – это круто. Но когда собственник совмещает несколько должностей, скорость выполнения задач снижается. Автоматизация позволит ему тратить меньше времени и сил на некоторые задачи. 
 
 
- 
	Стоимость выполнения задач. Можно переманить хорошего бухгалтера из другой компании, вводить его в курс дела, выделять деньги на зарплатный фонд. Или воспользоваться альтернативой – приобрести CRM-систему с автоматизированным финансовым учётом и оплачивать ежемесячную подписку базового тарифа. 
 
 
- 
	Масштабируемость бизнеса. Не все малые предприниматели планируют расширяться. Однако если в будущем появится задача масштабироваться, лучше внедрять автоматизацию процессов заранее. За это время владелец опробует разные системы, определит необходимый для себя функционал и скорее попадёт из малой бизнес-лиги в среднюю. Ещё и с проверенными инструментами. 
 
 
- 
	Контроль. Автоматизация позволяет быстро проводить чек-ап проекта: затраты, количество клиентов и заказов, расчёт заработной платы, количество проданных абонементов, билетов, товаров или проектов. Развиваться удобнее, когда можно держать руку на пульсе своего дела. 
 
 
- 
	Сокращение ментальной энергозатратности. Благодаря автоматизации владелец бизнеса меньше устаёт. Появляется больше сил на продумывание стратегии развития, проработки антикризисных мер и креативных решений. 
Важная проблема как крупного, так и малого бизнеса – предоставление качественного сервиса. Автоматизация гарантирует следующие критерии сервиса, которые важны для малого бизнеса:
- 
	Возможность персонализации в общении с клиентом. Запомнить каждого невозможно, если не вести анкеты клиентов в CRM-системе. 
 
 
- 
	Возможность автоматического сбора отзывов и обратной связи. Её анализ помогает бизнесу поддерживать контакт с клиентом и прислушиваться к мнению аудитории. 
 
 
- 
	С автоматизацией легче создать систему лояльности, гибкую настройку цен и скидок. 
 
 
- 
	Скорость и удобство обслуживания. Современный клиент привык к быстрому получению услуги, интеграции технологий в его жизнь и отсутствию офлайн-общения. Подстройка под привычки клиента повышает его лояльность к бизнесу. 
Дарья Лободина, владелица танцевальной студии Dominika, начинала бизнес как хобби. Она увлекалась танцами и открыла в Ростове-на-Дону дэнс-студию. С самого начала она делала ставку на автоматизацию. Покупка абонемента с помощью виджета на сайте и в соцсетях, запись на занятие через мобильное приложение – эти инструменты оказались наиболее эффективными. Дарья вышла на 300 постоянных клиентов меньше, чем за год работы.
При улучшении сервиса с помощью автоматизации увеличивается оборот компании, а себестоимость продажи товаров и услуг снижается. А это значит, что грамотная автоматизация существенно улучшает бизнес-показатели.
  
 Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
   
 
                             
                             
                             
                                         
                                         
                                         
                                         
                                        