История знает немало примеров, когда владелец из последних сил тянет на себе свой бизнес, хотя по всем признакам его гораздо проще закрыть и начать новую страницу в своей жизни. Проблема в том, что многим людям сложно честно признать – компания нежизнеспособна. О том, в каких случаях стоит свернуть проект, чтобы избежать серьёзных убытков и сохранить ресурсы на будущее, в своей авторской колонке рассказала рассказала совладелец клиники Avroraclinic Лиана Давидян.
Лиана Давидян – предприниматель из Москвы, совладелец и директор стоматологической и бьюти-клиники Avroraclinic, наставник по бизнесу. Автор статей по менеджменту в медицине, спикер деловых конференций.

Огромное количество компаний прекращают своё существование, не проработав и года. Чаще всего это происходит из-за финансовых проблем: недостаточного спроса, маленькой выручки, высоких затрат и т.д.
Плохо, когда бизнес уходит в минус на развитом рынке, владельцам приходится брать кредиты, а доходы падают на протяжении длительного времени. Все эти признаки указывают, что компания в беде. Если ваши попытки наладить дела не приносят результата, а затраты продолжают расти, это серьёзный сигнал. Что может привести к подобной ситуации?
Отсутствие спроса
Продукты и услуги должны удовлетворять реальные запросы и боли аудитории – иначе бизнес не имеет смысла и перспектив. Некоторые «фановые» или «хайповые» предложения поначалу привлекают потребителей, но если они не закрывают реальные потребности, интерес к ним быстро пропадает.
Бывает, что бизнес выпускает на рынок инновационный продукт, однако он не оправдывает ожиданий, что в итоге приводит к потерям. Очень часто такая стратегия приносит лишь дополнительные затраты и многочисленные риски. А вот будет ли ваш товар востребованным – большой вопрос.
Чтобы не оказаться в столь неприятном положении, важно глубоко исследовать потребности людей, понимать их проблемы и стараться найти верные решения. Параллельно нужно анализировать деятельность конкурентов, чтобы занять свободную нишу или долю на растущем рынке и получить достойную прибыль.
Ошибочная ценовая политика
К этому вопросу нужно подходить максимально ответственно и учитывать текущие условия, чтобы обеспечить устойчивый сбыт. Высокие цены могут оттолкнуть потребителя, а низкие не покроют расходов и подорвут финансовую стабильность.
Однако важно понимать, что люди ориентируются не только на стоимость товара, но и на его характеристики, а также на репутацию компании и клиентский сервис. Дешёвые продукты и услуги могут сначала привлечь покупателей, но не всегда приносят достойную прибыль в долгосрочной перспективе.
Неграмотное управление материальными ресурсами
Недостаточно просто вести учёт прибыли и затрат – важно уметь планировать, составлять прогнозы, грамотно распределять средства, контролировать финансовые потоки, не допускать перерасхода бюджета и увеличения дебиторской задолженности.
Негативные факторы, способные разрушить любое дело – отсутствие гибкости, отказ от технологических новинок и изучения рынка, неумение приспособиться к обстоятельствам. Всё это нередко приводит к провалу и закрытию компании.
Непродуманное расширение бизнеса
Необоснованное масштабирование несёт в себе множество серьёзных рисков – оно может повлечь крупные убытки и ухудшение качества производимых товаров. К таким задачам нужно подходить рационально, правильно использовать ресурсы, просчитать всё до мелочей. В противном случае бизнес ожидают трудные времена или даже крах.
Вот несколько ситуаций, которые также с высокой долей вероятности могут привести к краху предприятия:
-
Одна из самых опасных угроз – потеря бизнесом актуальности. Если он перестал соответствовать веяниям времени или ситуации на рынке, то возможно его время прошло и его целесообразней закрыть.
-
Плохо влияет на благополучие компании и низкая эффективность маркетинга, когда испробовано множество приёмов, но ни один из них не работает, а поток клиентов продолжает иссякать.
-
Если конкуренты успешно развиваются, в то время как вы стагнируете или уходите в минус, это тоже не добавляет энергии и оптимизма.
-
Наблюдается высокая текучесть кадров, несмотря на отсутствие существенных изменений в условиях работы и зарплате, сотрудники деморализованы и не верят в будущее бизнеса.
Бывает, что предприниматель теряет энтузиазм и длительное время чувствует себя загнанной лошадью. Он не хочет говорить о своем проекте, а сама деятельность не приносит ему удовольствия – она превратилась в изнуряющий процесс и воспринимается как бремя. В такой ситуации у предпринимателя часто возникает желание работать в найме, мысли о закрытии компании могут вызывать не страх, а чувство облегчения.
Чем вызван такой психологический настрой? Возможно, причиной являются завышенные ожидания. Открывая своё дело, люди рассчитывают получить больше денег и свободы. Однако в реальности им приходится решать различные задачи 24 часа в сутки, особенно в начале пути. Немало времени съедают взаимодействие с партнёрами и клиентами, финансовые и кадровые вопросы.
При этом не стоит надеяться на стремительный успех – любое дело нужно развивать, а это требует много сил и времени. Начинающие предприниматели рассчитывают на быструю прибыль, но всё не так просто. В итоге некоторые из них перестают верить в свою удачу и подумывают о закрытии бизнеса.
Конечно, далеко не всегда финансовые проблемы, плохая ситуация с управляемостью компании и выгорание собственника могут привести к закрытию компанию. Но в любом случае подобный вариант всегда нужно иметь в виду, даже если это и психологически тяжело.
Возможно, лучший выход из ситуации, которую называют «чемодан без ручки» – и нести невозможно, и бросить жалко – это именно закрытие бизнеса. Ведь тогда через какое-то время можно всё начать с чистого листа.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».