Часто бывает так: предприниматель открывает своё дело, живёт им и днём и ночью, но в итоге либо не получает ожидаемой прибыли, либо уходит в «долгий» минус, либо просто перегорает. И многим владельцам бизнеса в сложный момент кажется, что единственный выход – закрыть компанию. Многие так и делают. Но бизнес-консультант Елена Воропаева призывает предпринимателей, которые попали в «чёрную полосу», не торопиться - возможно, найдутся желающие купить ваше детище и вдохнуть в него новую жизнь. Разбираем, что нужно знать тем, кто решил продать бизнес.
Елена Воропаева, предприниматель из Москвы, гендиректор компании
«Олимп-Консталт», которая помогает клиентам продать и купить готовый бизнес (турфирмы, салоны красоты, кафе, рестораны, гостиницы и т.п.), а также занимается обучением и подбором персонала. По образованию - психолог, но после вуза работала сначала в менеджером в турагентстве, а затем открыла своё агентство. Через какое-то время поняла, что больше интересуется консалтингом и обучением, и в 2007 году запустила консалтинговую компанию.
Когда человек по какой-то причине опускает руки и решает закрыть бизнес, самое тяжёлое для него обычно уже позади. Почему есть смысл задуматься о продаже, а не просто уйти с рынка? Многие бывалые предприниматели, как правило, не открывают новый бизнес, не рассмотрев имеющиеся на рынке варианты. Они знают, что кто-то уже потратил время, силы, но перегорел, поэтому, возможно, удастся найти бизнес по выгодной цене, избежав нескольких подготовительных этапов. И для них это обычно более желанный вариант, чем открывать фирму с нуля.
Итак, что же необходимо сделать, чтобы подготовить бизнес к продаже.
-
Материальные и нематериальные активы. Необходимо их подсчитать и сформировать перечень активов, такой список под рукой никогда не будет лишним.
-
Клиентская база. Нужно привести её в порядок, поскольку это важный фактор для покупателей.
-
Сотрудники. Бизнес без персонала обычно продаётся хуже и за более низкую стоимость. Понятно, что крепостное право отменили. Но фирма с персоналом – это действующий бизнес, а без него – стоимость активов. Покупателю важно, чтобы сотрудники остались. Так сделка пройдёт быстрее, и вы не продешевите. Некоторые распускают персонал - и это ошибка!
Важно! Лучше, чтобы до какого-то момента персонал не знал о продаже, иначе сотрудники замучают вас вопросами, начнут паниковать и, очень вероятно, начнут искать другую работу. А мы помним, что без персонала бизнес продать сложнее: он стоит дешевле и это занимает больше времени.
продавать самому или при помощи брокера
Если вы решите продавать бизнес, всегда есть два варианта - делать это самостоятельно (оплачивать рекламу, отвлекаться на постоянные звонки и вопросы, готовить документы и т.д.) или обратиться к профессиональному бизнес-брокеру, который сам озаботится и эффективной рекламой, и общением с потенциальными покупателями, и отсевом праздно любопытствующих (их обычно примерно половина). Он же проведёт переговоры, показы (согласовав с вами удобное время), подготовит схему продажи и все необходимые документы – договоры, акты, расписки.
Продавая бизнес с помощью брокера, вы снимите с себя большую часть работы, но должны будет отдать часть суммы от продажи за его услуги. Конкретная цифра зависит от стоимости и сложности сделки. Но брокер обычно заранее интересуется у клиента, сколько тот хочет получить на руки за свой бизнес, и закладывает свою комиссию в итоговую цену. В итоге, если бизнес не переоценён и на рынке есть покупатели, все остаются при своих – клиент получает нужную сумму, а брокер – свою комиссию.
Размещая бизнес на продажу самостоятельно, нужно помнить про ряд тонкостей:
1. Не выставляйте реальные фото и не указывайте адрес. Иначе часть покупателей придут к вам без предупреждения, сходу начнут выспрашивать у персонала подробности работы. Это может привести к излишней нервозности сотрудников, которых, как мы помним, нам важно сохранить. Бизнес без персонала может начать приносить убытки, и его стоимость бизнеса резко понизится, а срок продажи увеличится.
2. Составьте заманчивое предложение о продаже. Зачастую в объявлениях собственников отсутствуют очень важные показатели, поэтому неудивительно, что откликов нет. Человек может месяцами размещать рекламу и не продать бизнес, в то время как мы продавали подобные компании быстро. В объявлении необходимо указать:
-
расположение (можно без точного адреса, но человек должен понимать район, особенно в больших городах, тип здания с подробностями - этаж, наличие отдельного входа - и т.п.
-
срок существования бизнеса;
-
среднемесячные оборот и прибыль;
-
площадь офиса с разбивкой на комнаты;
-
стоимость и условия аренды;
-
наличие парковки, удобство навигации;
-
количествово сотрудников и условия работы;
-
объём клиентской базы (отлично, если вы использовали CRM);
-
причину продажи (это важно покупателю), только не пишите «переезд», так делает каждый второй, и это вызывает подозрения и вопросы;
-
персональное описание вашего бизнеса: концепция, средний чек, возможности развития, требуются ли дополнительные вложения после покупки и т.п
Разместить объявление можно на Avito, «Бизторге», «Из рук в руки» и других профильных ресурсах.
Когда покупатель найдётся, необходимо будет подготовить схему сделки. Если вы работаете с бизнес-брокером, то он всё сделает сам, согласовав с вами нюансы.
Одна из схем – смена учредителей. Её можно осуществить за один день у нотариуса в присутствии супругов покупателя и продавца. Покупатель вносит задаток на основании договора о задатке, затем вы идёте к нотариусу, и оставшуюся сумму получаете, когда документы выйдут из налоговой с новым учредителем. Дальше нужно встретиться с покупателем, передать ему материальные и нематериальные активы по акту. В них входят телефоны (их надо переоформить после получения задатка или до полной оплаты), сайт (домен, хостинг, все пароли, включая ftp-доступ), группы в соцсетях и всё, что обеспечивает работу бизнеса.
Если регистрируется новое юрлицо, то закрывающим моментом будет переоформление на него договора аренды. Продавец берёт задаток, договаривается с арендодателем на переоформление договора аренды. Когда он будет подписан, нужно встретиться с покупателем, передать ему по акту все активы и договор аренды, и только после этого познакомить нового владельца с персоналом. Мы, например, советуем покупателю взять с собой, например, торт и шампанское, успокоить сотрудников, что изменений не планируется, а также расспросить и внимательно выслушать их предложения по развитию. Тогда они легче воспримут перемены, и если всё дальше пойдет гладко, останутся довольны.
Важно! Переоформляя договор аренды, нужна соблюдать аккуратность, потому что арендодатели не всегда адекватно реагируют на продажу бизнеса. Лучше сказать, что вы переоформляете его на своих знакомых.
Для продавцов риски обычно возникают, когда они действуют самостоятельно, без бизнес-брокера.
Например, при продаже турфирм распространён такой вид мошенничества: покупатель выходит напрямую к продавцу, избегая посредников, вносит задаток, иногда даже полностью рассчитывается с продавцом, начинает переоформление ООО через смену учредителей. Продавец, не проверяя, завершился ли этот процесс, получает деньги и радуется успешной сделке. А через какое-то время... его задерживают. Выясняется, что в течение нескольких месяцев его ООО собирало деньги с туристов, которые никуда не улетели, необходимых документов о продаже нет, смена учредителей не произошла, отвечать за всё придется продавцу. Когда в сделке участвует бизнес брокер, такого точно не произойдет.
Кстати, не исключено, что отдохнув и набравшись сил после продажи бизнеса, вы придёте на этот рынок уже в качестве покупателя, и будете точно знать, чего хотите. И, возможно, уже сами станете палочкой-выручалочкой для того, кто устал или попал в «чёрную полосу».
Читайте также:
История одного факапа: почему не взлетело приложение по поиску скидок.
Бизнес, который лопнул: три реальных кейса о закрытых проектах.
75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.