Ни для кого не секрет, что ошибки, провалы и финансовые потери – обычное дело для бизнеса. Ни один из предпринимателей, даже самых успешных, не сумел в своей работе избежать факапов разного масштаба. Но говорить об этой стороне бизнеса готовы далеко не все, хотя «чужие грабли» могли бы уберечь коллег по цеху от многих ошибок. О том, на каких ошибках приходилось терять деньги, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала директор веб-студии «Сеослон» Софья Гаева.
Софья Гаева, 28 лет, предприниматель из Красноярска, основатель digital-студии
«Сеослон». Окончила институт филологии и журналистики Сибирского федерального университета. Компании «Сеослон» шесть лет, за это время она продвинула на первые строчки в интернет-поисковиках более 350 сайтов, заняла второе место в рейтинге веб-студий по Красноярску по версии CMS-magazine и попала в список 100 лучших фирм России по версии SEOnews. Софья замужем, воспитывает сына.
Красивые и отлакированные истории про успешно-успешный успех всем слушать и читать давно надоело. А вот истории провалов или ошибок – это уже поинтересней. Я поддерживаю эту тенденцию и даже давно не уменьшаю себе талию на фотках в Instagram )))
Кстати, как вообще оценить, что провал, а что просто ошибка? Самый простой способ, который я придумала для оценки - по потере денег и времени. Чаще всего в провале потери существенны и там, и там. А с ошибкой всё менее критично.
К счастью или к сожалению, мой бизнес маленький, а я человек не слишком рисковый. Поэтому миллионных потерь или угроз тюрьмы у меня не было. Но кое-что случалось.
Да, у меня этот вид продвижения не сработал. Часто слышу от коллег, что в нашей сфере этот канал не работает. Читала один «успешный» кейс российского лидера рынка, где за 100 тысяч рублей на рекламу они получают одного клиента. Для меня это слишком дорого.
Мне настраивал не один специалист, и не два. Множество. Я настраивала по одному городу, по всей стране, по всему миру, по поиску и по рекламной сети на разных площадках (когда реклама как бы преследует вас по всему интернету). Но, увы, ни разу затраты не окупились.
Несмотря на это, мы довольно успешно настраиваем такой вид рекламы для своих клиентов. Вывод: иногда именно в твоём случае что-то просто не работает, как бы это ни опровергали в других областях – но ты никогда не узнаешь точно, пока не попробуешь сам. Что ж, никто не скажет, что я не пыталась!
Не стоит делать сайты по бартеру, не подписав акт согласования по промежуточному этапу. Я как-то связалась с одной беспардонной мадам: моя фирма ей – сайт, её фирма мне - услуги по построению отдела продаж.
Человек оказался подлый и беспринципный. На словах она одобрила дизайн. Но после того как сайт был сделан, сказала, что ей не нравится. К компромиссу прийти не удалось. Услугами она мне возместила около 20 тысяч (и хотя бы их отработала сносно).
Этот опыт заставил меня изменить бизнес-процессы. Теперь без промежуточного акта по текущему этапу следующий шаг в работе мы не делаем.
Однажды я разместила аудиорекламу в торговых центрах и напечатала баннеры, которые висели на заборах. Они принесли по одной заявке и ни одной продажи. Стоило мне это 50 тысяч рублей.
Я обратилась в одну рекламную контору в конце ноября, чтобы развесить объявления в лифтах. С моим заказом затянули, и в итоге мои объявления стали висеть с 1 января. Пьяные «новогодние» жильцы их быстро сорвали.
Вот наш рекламный макет, если не верите, что адекватные люди способны так слить деньги:
Почти каждый месяц я теряю по 5 тысяч рублей, которые уходят при тестировании разных подрядчиков. Они пропадают, сливаются, не делают работу, кормят завтраками, и, конечно, не возвращают деньги. Вот так это выглядит:
Хотя, конечно, это нельзя назвать провалом или ошибкой, скорее это обычное дело в сфере IT-услуг, где ты постоянно подбираешь людей. Ты должен всегда выделять бюджет на тестовые рекламные площадки и быть морально готов их просто слить. К таким вещам надо просто относиться философски.
Я негативно расставалась с четырьмя менеджерами проектов. Последствия сложно точно измерить в деньгах. Но часто это ведёт за собой расторжение договоров с клиентами. Или отсутствие допродаж. Бывало, что человек запил, загулял, забил или недостаточно чутко относился к клиентам. Клиенты остаются недовольными, срываются сроки.
Так, прошлым летом я переживала тяжёлые времена. Проект-менеджер перестал ходить на работу по семейным обстоятельствам. Мне нужно было срочно искать человека. Это меня и погубило.
Я быстро нашла какого-то парня, а он оказался косноязычным. Я посыпала голову пеплом, кусала локти, но ничего не помогало. Он всем клиентам говорил: «как бы то есть» через каждые 30 секунд. А через 2 недели напился с другом и неделю не выходил на работу, прихватив при этом корпоративный телефон.
Потом я опять впопыхах взяла специалиста, который говорил, наоборот, слишком красиво. К сожалению, он не смог вникнуть в наши технические вопросы и тоже наломал дров: хотел понравиться всем клиентам, не умел отказывать и постоянно врал им и мне. Это происходило на протяжении месяца. Клиенты ругались, уходили, а я только успевала извиняться.
Какой вывод я сделала? Ввела стажировку для проектных менеджеров. Теперь они 5 дней сидят в офисе на обучении, решают вопросы клиентов, но напрямую им не звонят. Стажёры готовят ответы на вопросы из писем, анализируют работу предыдущего проект-менеджера. И теперь я счастливый работодатель прекрасного проект-менеджера Веры.
Читайте также:
«Факапы в бизнесе - обычное дело»: четыре истории о бизнес-ошибках.
Бизнес, который лопнул: три реальных кейса о закрытых проектах.
75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.