Практически каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с тем, что обученный и получивший уникальный опыт специалист объявляет об уходе из компании и запуске своего бизнеса. В одних случаях расставание проходит уважительно, в других – с конфликтами, в третьих в «разводе» вообще присутствует криминальный аспект, например, если уходящий ворует базу клиентов или важные разработки. О том, как защитить свой бизнес от сотрудника-агрессора, рассказала основатель обувной компании Studio Sutoria Марина Шалимо.
Марина Шалимо, предприниматель из Минска, основатель компании
Studio Sutoria, специализирующейся на производстве обуви ручной работы. Продукция бренда продаётся как в розницу, так и шьётся на заказ для статусных клиентов. Ещё одно направление работы – пошив для киноиндустрии: в обуви от Sutoria снимались актёры фильмов «Стиляги», «Легенда №17», «Солнечный удар», «Брестская крепость» и др.
Маленькие бизнесы, особенно легко копируемые, часто сталкиваются с тем, что сотрудник уходит, «окучив» до этого самых ценных клиентов и скопировав контакты на личный телефон.
Кражу клиентской базы и базы поставщиков доказать крайне сложно. Но иногда ведь и этим не ограничивается: в коллектив заранее и намеренно вносят смуту, а в учётные документы - неразбериху, чтобы затем, под шумок, присвоить материалы, технологии и т.д. У нашего предприятия, к сожалению, в этом есть большой опыт, который позволяет сказать: каждый раз сценарий - абсолютно одинаковый.
Я постараюсь привести несколько довольно убедительных, на мой взгляд, доводов, почему не стоит бояться воровства в компании:
1. Бизнес начинается с идеи. Если идея в том, чтобы создать крутой продукт и принести пользу человечеству, то это подход предпринимательский. Созидание окрыляет и позволяет пережить трудности, с которыми сталкивается каждый предприниматель, повести за собой команду. Если идея ограничивается мечтой заработать кучу денег, то, как правило, затея обречена на провал. Она вряд ли способна вдохновить наёмных сотрудников, да и деньги в найме заработать можно без самопожертвования.
2. Если бизнес начинается с воровства клиентской базы, базы поставщиков, технологий и идей, переманивания сотрудников, то он, по моему глубокому убеждению, нежизнеспособен. У вора своих идей нет: он продолжает эксплуатировать чужие маркетинговые подходы, чужие данные, что во времена скоротечных изменений смерти подобно. Именно предприниматель, который придумал идею с нуля, повёл за собой сотрудников, привлёк клиентов, зачастую продолжает создавать новые продукты, совершенствовать их, придумывать новые пути продвижения, технологии и т.д.
3. Мои наблюдения показывают, что основным приёмом продвижения воров становится демпинг. А это вообще путь в никуда, который не позволяет развиваться: маленький бизнес, как правило, не выдерживает ценовой конкуренции.
Разрушитель бизнеса вряд ли осмелится действовать открыто, чаще всего он находит управляемого сотрудника и действует через него. Если вы уверены в том, что делаете на предприятии - продукте, стратегии, управлении, учёте и т.д., но постоянно наталкиваетесь на сопротивление, саботирование и критику, обратите внимание на эти тревожные факторы:
-
Атмосфера на предприятии накаляется: сотрудники замолкают при вашем появлении, постоянно на ровном месте возникают конфликтные ситуации.
-
Производительность труда падает.
-
Сотрудник переводит отношения с клиентами из деловой плоскости в личную.
Это повод задуматься: в негативной среде, хаосе и обесценивании действий руководителя легко готовить почву к разрушению предприятия с целью создать собственное.
Не поднимайте такому сотруднику заработную плату - у него другая цель. Что делать? На мой взгляд, увольнять немедленно и на законных основаниях, каким бы хорошим специалистом он ни был! Более того, если такие действия исходят от ведущего специалиста, то ущерб будет гораздо более серьёзным, чем польза.
Работать необходимо только в правовой зоне:
1. Подготовить юридическую документацию с учётом специфики деятельности предприятия. Не формально взять из интернета, а разработать под собственный бизнес.
Постараться предусмотреть все негативные последствия и создать барьеры в виде соглашений, договоров, контрактов. Например, при найме - это полный пакет документов: договор (контракт), соглашение о коммерческой тайне, договор о правах на интеллектуальную собственность, договор о материальной ответственности, полные и чёткие должностные инструкции и т.д. При этом необходимо создать своё положение о коммерческой тайне, которое может отличаться для разных категорий сотрудников, как и уровень допуска к информации.
При найме нужно ознакомить работника со всеми внутренними документами под подпись: положение о коммерческой тайне, положение о премировании, положение о качестве, положение о внутреннем распорядке на предприятии, положение о повышении квалификации, обучении, присвоении разрядов и т.д. И естественно, включить штрафные санкции в случае нарушения, предусмотреть доказательную базу: это может быть видеофиксация, контроль за показателями, выборочный контроль за клиентскими договорами, составление актов по каждому нарушению.
2. Ограничить доступ к информации. При этом чем конкретнее составлены документы, тем меньше проблем будет в будущем. Например, ограничить допуск сотрудников к базе поставщиков: в накладных на внутреннее перемещение материалов не указывать поставщика, продукцию обозначать внутренними кодами; запретить использование личных телефонов в общении с клиентами, установить видеонаблюдение. На каждом предприятии свои особенности, и только собственник знает ценность информации и может разработать инструкцию по её сохранности.
Злоумышленники будут находить лазейки: они пробивают брешь, ты устраняешь, принимаешь меры. Но зачастую предприниматель не может придумать инструменты противодействия, пока преступление не совершится.
3. Правильно нанимать. Иногда достаточно прислушаться к собственной интуиции. Если сомневаетесь хоть на секунду - не берите. Составьте портрет кандидата, создайте анкеты. Если нет своего отдела HR, собственнику обучаться найму и управлению нужно на постоянной основе. И постараться дорасти до найма грамотного HR-менеджера.
4. Не создавать своим сотрудникам личные бренды. Предприятие должно ассоциироваться только с одним именем - именем создателя. Хочет сотрудник личный бренд - пожалуйста, только не за счёт созданного вами продукта. Пусть рассказывает о своих увлечениях, хобби, семье - о чём угодно. Это, кстати, тоже должно быть в соглашении о сохранении коммерческой тайны. Иначе потребитель не увидит разницы между вашим предприятием и компанией, созданной вашим сотрудником. Обозначьте, что, уволившись, сотрудник не имеет права публично связывать своё имя с именем вашего предприятия. Никто не должен пиариться за ваш счёт.
Источник: Probusiness.
Читайте также:
«Жёсткий менеджмент»: как убить в себе жалость к сотрудникам.
Сам себе офис: как организовать работу удаленной команды.
75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.