Растущий спрос на путешествия внутри России и интерес к местной истории побудил многих предпринимателей искать свежие подходы к бизнесу. Так случилось и с Викторией Гурьевой из Оренбурга. Став несколько лет назад владелицей отеля, расположенного в здании начала ХХ века, Виктория смогла вдохнуть новый импульс в этот проект. О том, трудно ли быть хозяйкой гостиницы в здании, признанном объектом культурного наследия, Виктория рассказала порталу Biz360.ru.
Виктория Гурьева – 39 лет, предпринимательница из Оренбурга, владелица мини-отеля «Особняк купцов Хусаиновых». Имеет два высших образования – юридическое и лингвистическое. Некоторое время работала в найме – занималась корпоративным правом, затем оказывала юридические услуги как предприниматель. Отель Виктории Гурьевой находится в здании, построенном предположительно в 1917 году и признанном объектом культурного наследия России. До революции здание принадлежало семье знаменитых оренбургских купцов Хусаиновых.

Моя гостинично-предпринимательская биография началась, если так можно выразиться, поневоле. В 2005-м году, в силу трагических обстоятельств, мне пришлось продолжить папин бизнес, в том числе гостиничный. Постепенно формальное руководство стало фактическим и полноценным.
Идея отеля не моя: нашей семье это здание досталось уже с определённым назначением – гостиница на семь номеров. Много лет это был просто городской мини-отель в необычном доме, но интереса к его истории было мало, да и я не акцентировала на этом внимания. К 2018 году так устала от всего, что сдала здание в аренду и ушла в декрет. Если честно, была счастлива. Но в конце 2021 года мне мой бизнес вернули. Причём, вернули раньше положенного по договору срока, с растерянной клиентской базой, с рухнувшей репутацией и убитым интерьером.
Самой большой ошибкой было при сдаче в аренду оставить договоры с ресурсо-снабжающими организациями на своём юрлице. Никогда так не делайте, пусть арендатор берёт на себя всю ответственность – в том числе за сохранность антимагнитных пломб на приборах учёта. Эта ошибка обошлась мне в 180 тысяч рублей. Некритично, но неприятно. Арендатор признан банкротом, деньги вернуть не получится. Но я не унываю, потихоньку расплачиваюсь.
В общем, с этого момента моя история как раз и начинается. Много лет я была в тени, многие в городе даже не знали, что гостиница принадлежит мне, но 2022-й год всё изменил. Мой выход был и остаётся ярким и неожиданным – даже для меня самой.
Статус объекта культурного наследия регионального значения, коим является «Особняк купцов Хусаиновых», зданию только вредит, к огромному сожалению. Ты автоматически получаешь огромное количество ограничений и обременений. Но я поняла: раз в стране наконец-то пошла мода на изучение собственной истории и культуры, мне нужно сделать акцент именно на аутентичности.
В общем, поставила себе задачу «сделать из лимона лимонад», и, кажется, у меня это получилось. Гостиница стала уникальным историко-культурным проектом, не имеющим аналогов в регионе. Теперь «Особняк купцов Хусаиновых» – это бренд.
Здание мне досталось уже после реконструкции 1990-х годов, поэтому я не несу ответственность за изменения внутри. Фасад остался прежним, он выполнен в стиле модерн с элементами неоклассицизма, мы им очень гордимся и бережём. Фасад, как и балконы, попадают под статус объекта культурного наследия.
Причём балконы включены в предмет охраны неверно, они были полностью разобраны в начале 90-х годов и сделаны заново, это лишает их подлинности, но инспекция по охране объектов культурного наследия не принимает этот аргумент и продолжает охранять от вмешательств советский бетон.
В общем, статус ОКН – это один большой подводный камень. Я бы даже сказала, айсберг.Всё время что-то ломается, что-то происходит внутри и снаружи, и каждый раз ты вздрагиваешь, думая «а как сделать так, чтобы не навредить?»
Стоимость согласований просто неподъёмная. Это очень болезненный вопрос, который прямо сейчас прорабатывается на уровне высших органов власти. Закон о сохранении культурного наследия написан так, что культурное наследие не сохраняется, а разрушается.
Стоимость одного только проекта ремонта чрезмерно высокая, а за проектом следует стоимость ремонтных работ лицензированной организацией, где цены просто улетают в космос. Малому бизнесу это недоступно. Такие объекты инвестиционно непривлекательны, именно поэтому в Оренбургской области провалилась программа «Аренда за рубль», именно поэтому архитектурное наследие у нас и по всей России приходит в упадок.
Очень ждём изменений в законодательстве и мер региональной поддержки, я их просила ввести в своём письме к уполномоченному по правам предпринимателей Оренбургской области. Моё обращение было передано губернатору, но одновременно с этим весной 2024 года у нас случился страшный паводок, и этот вопрос отошёл на второй план. А помощь нам нужна по-прежнему. И прямо сейчас!
Самой большой трудностью на первом этапе было убедить самих оренбуржцев в ценности здания и значимости того, что я делаю. Показать словом и делом, что я не спекулирую на культурном наследии, а действительно его сохраняю.
Пришлось потрудиться: пошла в областной сводный архив, нашла редкие документы, провела собственное историческое расследование и собрала ценную и неизвестную до этого информацию о династии купцов Хусаиновых и их потомках. Потом на основе этого разработала авторскую экскурсию по особняку. Теперь я провожу её для наших постояльцев, местных жителей и туристов, приезжающих в Оренбург.
Самым удачным из своих бизнес-решений считаю идею проводить мероприятия на старинной мансарде с настоящим камином. Там настолько красиво и необычно, что люди стали приходить просто, чтобы побыть в этих стенах. Так наш третий этаж, много лет пустовавший, стал полноценной культурной площадкой города, а изящный камин наконец-то выполняет свою прямую функцию – дарит тепло и уют.
Теперь уже можно смело сказать, что арт-мансарда стала местом притяжения творческой интеллигенции города. Я пробую разные форматы и приглашаю к себе спикеров не только нашего региона, но и из других городов. Я чувствую, что будет интересно публике, при этом стараюсь подобрать темы и лекторов так, чтобы у самой к этому лежало сердце.
Занимательно, что труднее всего набрать аудиторию на мастер-классы. Зато лекции по философии неожиданно стали хитом.
Вообще, статус ОКН накладывает большой отпечаток, это огромная ответственность, и что бы ты ни сделал, обязательно кому-нибудь не угодишь, ведь это только здание принадлежит тебе, а культурное наследие – оно общее, поэтому мы постоянно в фокусе общественного мнения.
Например, однажды разместили арт-объект «Ковёр степи» на современной пристройке к нашему особняку: молодёжь от него пришла в восторг, а старшее поколение раскритиковало.
Продвижение на рынок происходит через медийность, а также путём побед в престижных локальных и всероссийских конкурсах.
Например, мой проект стал победителем региональной премии «Лидеры туризма Оренбуржья», регионального конкурса «Мы вместе», я вошла в сборник «100 лучших экскурсоводов России».
Также с создала свой собственный сувенирный бренд «Купеческий вайб» и стала участвовать в городских ярмарках, а в ноябре 2024-го стала победителем всероссийского конкурса по развитию туризма «Мастера гостеприимства» платформы «Россия - страна возможностей».
Об «Особняке купцов Хусаиновых» стали часто говорить и писать, меня информационно поддерживает Центр развития туризма Оренбургской области и местные интернет-издания.
Репутация отеля призвана решить одну из основных проблем нашего бизнеса – сезонность. Зиму переживаем тяжело, доход падает, расходы растут. Компенсируем B2B-заездами на длительный срок, снижаем для таких случаев цены. И отчаянно ждём туристов, которые начинают прибывать в апреле-мае.
В целом отель – затратный проект, ведь приходится содержать здание 1917 года, площадью 570 квадратных метров, в котором постоянно что-то выходит из строя.
Наша боль – коммунальные расходы в зимний период. В здании центральное отопление, счета с октября по конец марта сильно бьют по карману. Исходя из тарифов на коммунальные услуги в нашем регионе, в зимнее время отдаём за них больше 100 000 рублей ежемесячно. Иногда я шучу, что я в аренде у поставщиков тепла и света, сначала мы рассчитываемся с ними, потом уже закрываем все остальные вопросы: зарплата, эксплуатация здания, мелкий бытовой ремонт.
В низкий сезон расходы могут достигать 70% от выручки, к сожалению. Думаю, хорошим решением был бы специальный тариф для собственников ОКН, каждый сэкономленный рубль мы бы вкладывали в сохранение культурного наследия.
В любом случае, всё заработанное моментально вкладывается в развитие проекта и улучшение внутренней инфраструктуры здания. Как предпринимателя, меня уровень прибыли пока не устраивает.
Планирую произвести масштабный ремонт в здании и превратить помещения общего пользования в маленький ламповый музей, где будут висеть на стене картины известных оренбургских художников, старинные артефакты и фотографии представителей династии Хусаиновых. Будет аутентично и стильно.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».