В нестабильной ситуации предприниматель опасается, что его решения или действия могут привести к краху бизнеса. Изменение внешних условий требует трансформации проекта, использования новых методов и инструментов, а зачастую – и новых продуктов. О том, какие типичные ошибки совершают в кризис предприниматели и как избежать этих промахов, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Николай Брагин, основатель инвестиционной компании Bragin&Co.
Николай Брагин – предприниматель из Самары, основатель и управляющий инвестиционной компании Bragin&Co. Учился на юридическом факультете, но на последнем курсе ушёл работать помощником следователя. Прошёл службу в армии, после чего стал заниматься бизнесом. Был сооснователем и инвестором нескольких компаний из разных сфер. В 2015 году вместе с родственниками основал компанию Bragin&Co, которая специализируется на инвестициях в малый и средний бизнес. Среди портфельных компаний проекта – платформа голосовых роботов Tomoru, сеть автомоек Cooga, сеть маникюрных салонов SiNails, сеть «Додо Пицца».
Если посмотреть определение слова «ошибка», то в разных источниках говорится о неправильных поступках или неправильных действиях. Ключевое понятие практически везде – «неправильные». Но специфика бизнеса такова, что здесь нет правильных решений. Никто не знает, как нужно правильно создавать компанию-единорога (стартап, получивший рыночную оценку своей стоимости больше 1 миллиарда долларов – прим. редакции), как правильно выстраивать команду, как правильно делать продажи и т.д.
Готовых и верных решений в бизнесе просто не существует. Поэтому о каких ошибках можно говорить? Тут уместнее рассуждать о действиях, которые совершает предприниматель, чтобы достичь нужной цели. И в результате они к ней либо приводят, либо нет, вот и всё.
Это можно сравнить с тем, когда человек впервые приходит в спортивный зал, берёт баскетбольный мяч и начинает выполнять броски по кольцу. Каждый промах – это неправильное действие. Но чем больше бросков, тем меньше ошибок и тем больше попаданий. Важно не упускать из виду цель и двигаться к ней, не обращая внимания на промахи.
Предприниматель зачастую понимает то, что он действовал неправильно, спустя какое-то время. В моменте осознать это он может далеко не всегда. Поэтому важный навык в бизнесе – сделать выводы из своей ошибки и больше её не допускать.
Например, когда я только начинал заниматься инвестированием, то покупал компании дёшево, делал из них «конфетку», а потом продавал дороже. Или покупал компанию на ранней стадии, основатель которой не был уверен в себе и своей идее, «доводил проект до ума» и тоже продавал. В обоих случаях речь шла о не очень успешных бизнесах. Но мне в тот момент был важен низкий порог входа, так как у меня было мало денег. Сейчас я от этой стратегии отказался. Она требует слишком много личного участия и высокой степени вовлечённости. Я тратил свою энергию не на то, что было действительно важным. Теперь предпочитаю инвестировать в компании-лидеры, которые и без меня отлично развиваются.
Разберём типичные ошибки, которые свойственны кризисному времени. Все они связаны с действиями предпринимателя или собственника компании, в результате которых под угрозой оказывается весь проект.
Предприниматель всегда должен знать, каких результатов он хочет достигнуть в отдалённой перспективе и на промежутках в один, два, три года и дальше. Когда есть чёткие цели, то появляется стратегия, как их добиваться.
Приведу для иллюстрации этой ошибки такой пример. Есть два человека, которые хотят путешествовать. Один уже определился с направлением – он хочет побывать в Казани. А другой не знает, в каком месте ему интересно оказаться. Первый путешественник будет покупать билеты, бронировать гостиницу, искать информацию об интересных локациях в Казани. А второй в это время продолжит думать, куда же он хочет уехать. Несложно догадаться, что первому человеку будет проще отправиться в поездку и, скорее всего, он раньше осуществит своё желание.
В кризис стратегия компании претерпит изменения под влиянием внешних обстоятельств, но стратегия в любом случае должна быть. И бизнес продолжит действовать в соответствие с ней. Без цели сложно мотивировать себя и команду на ежедневную работу, невозможно развивать проект, потому что непонятен сам вектор развития. В кризис отсутствие стратегии и цели может оказаться критичным для дальнейшего существования проекта.
Во время нестабильной экономической ситуации предприниматель может испытывать растерянность, страх, апатию, панику. Поддаваться им нельзя, иначе рискуешь либо впасть в ступор, либо принять необдуманные решения. Стоит трезво оценить обстановку, чтобы взять себя в руки. Постарайтесь понять, что сейчас происходит на рынке:
-
как себя ведут конкуренты;
-
востребован ли ваш продукт целевой аудиторией;
-
может ли компания выпускать свой продукт с теми же усилиями, что прежде;
-
как поменялись условия ведения бизнеса.
После анализа ситуации станет понятно, как должен трансформироваться ваш бизнес под изменившиеся условия. Сначала анализируйте – потом действуйте, только в таком порядке.
В кризис предприниматели ищут новые пути развития или новые возможности. Это оправдано – старые методы не работают, прежний продукт может быть не так востребован рынком, аудитория теряет в доходах.
Но сразу рисковать всем и выводить на рынок новый товар – необдуманно. Нужно тестировать новую идею с помощью MVP – минимально жизнеспособного продукта – и не ожидать, что она сразу «взлетит».
В кризис метод проб и ошибок особенно оправдан, не стоит ставить на кон всё. И на каждую неудачу следует приготовить «план Б».
Не надо концентрироваться на собственных факапах и долго рассуждать, почему что-то не получилось или удалось не так, как планировалось. Если можно установить причину ошибки, то хорошо: постарайтесь больше так не поступать.
Но в целом отношение к ошибкам должно быть примерно таким – мы сейчас оказались в тупике, наши инструменты и идеи тут не работают. Значит, определяем новое направление и движемся в другую сторону.
В текущем кризисе многие предприниматели переживают, что для них теперь недоступны рынки Европы и США. Да, это печально. Но ведь есть рынки других стран, в конце концов есть огромный рынок России. Нужно перестраиваться под новые условия без всяких сожалений – и действовать.
В кризисное время цена ошибки снижается. В нестабильной экономической ситуации перестаёт работать всё старое, а новые эффективные решения приходится искать опытным путём. И если в результате действий предпринимателя не увеличится выручка его компании или даже бизнес придётся закрыть, кто его за это осудит? Поэтому в кризис бояться ошибок вообще не стоит. Надо просто действовать.
Если предпринимателю важно зарабатывать (большинству из нас всё-таки важно, будем честными), то одна из его целей – деньги. К ним ведёт много дорог. Когда собственник совершает ошибку, выбирая неверный путь, он тем самым сокращает количество возможных дорог. С каждой новой ошибкой путей к деньгам становится всё меньше и меньше. И в конце концов будет найден правильный. Каждая ошибка ведёт к деньгам.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».