Как предсказать «чёрного лебедя»: ошибки компаний при управлении рисками

Прочтёте за 6 мин.

«Компания, не осознающая, где у неё ахиллесова пята, обречена на провал»

Любой предприниматель хотел бы заранее предугадывать кризисы. Но переоценка некоторых рисков и недооцененность скрытых угроз приводят к тому, что многие компании нерационально используют свои ресурсы. И в ситуации кризиса это может причинить бизнесу серьёзный ущерб. В сборнике журнала Harvard Business Review «Управление рисками» подробно описываются причины ошибочного прогнозирования и его последствия. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего этот сборник, мы публикуем статью «Шесть ошибок руководителей компаний при управлении рисками», одним из авторов которой стал американский экономист Нассим Талеб, автор концепции «Чёрного лебедя».

Управление рисками 

Время «чёрных лебедей»

Мы живём не в том мире, к которому нас готовили обычные учебники по управлению рисками. Событий с низкой вероятностью и высоким уровнем воздействия, которые практически невозможно предсказать, – мы называем их «чёрными лебедями», – становится всё больше. 

Интернет и глобализация превратили мир в сложную систему, состоящую из запутанной паутины взаимоотношений и других тесно связанных между собой факторов. Эта сложность не только увеличивает вероятность появления «чёрных лебедей» – она затрудняет прогнозирование даже рядовых событий. Наверняка можно сказать только одно: компании, которые не обращают внимание на «чёрных лебедей», пойдут ко дну

Вместо того чтобы пытаться предугадать маловероятные события с высокой степенью воздействия, мы должны снизить нашу уязвимость по отношению к ним. Мы считаем, что управление рисками должно быть направлено на смягчение воздействия того, что нам непонятно, а не на тщетные попытки разработать сложные методы и сценарии, которые лишь закрепляют иллюзию, будто мы способны понимать и предсказывать социально- экономические реалии. 

Чтобы изменить взгляды на риск, необходимо избегать шести ошибок. 

Ошибка №1. Мы думаем, что сможем управлять рисками, предсказывая чрезвычайные события

Это худшая ошибка из всех – по двум причинам. Во-первых, мы предсказываем появление «чёрных лебедей» в редчайших случаях. Во-вторых, сосредотачиваясь на нескольких чрезвычайных сценариях, мы пренебрегаем другими возможностями, а в результате становимся более уязвимыми. 

Гораздо эффективнее сосредоточиться на последствиях – то есть оценить возможное влияние чрезвычайных событий. Осознав это, руководители энергетических компаний в итоге переключились с прогнозирования возможных аварий на АЭС на подготовку к чрезвычайным ситуациям. 

Попробуйте аналогичным образом оценить, как на вашу компанию повлияют – по сравнению с конкурентами – радикальные изменения в окружающем мире. Как скажется на вашей компании небольшое, но неожиданное падение спроса или предложения? Если это сильно повлияет на ваш бизнес, то он не сможет выдержать резкого сокращения заказов, внезапного роста товарных запасов и так далее. 

В частной жизни мы иногда тоже ищем способ смягчить воздействие «чёрных лебедей». Мы не пытаемся вычислить вероятность наступления чрезвычайных событий, нас интересует лишь одно: сможем ли мы, если они действительно произойдут, справиться с последствиями. 

Кроме того, мы с готовностью покупаем медицинскую страховку, страхуем автомобиль, жилище и так далее. Неужели кто-то сначала покупает дом, а потом интересуется стоимостью его страхования? Нет, мы принимаем решение о покупке с учётом того, во сколько обойдется страховка. 

Но в бизнесе «страхование» кажется нам необязательным. Это не так: компании должны быть готовы противостоять любым непредвиденным трудностям и покупать «страховку», чтобы по возможности хеджировать риски. 

Ошибка №2. Мы убеждены, что анализ прошлого поможет нам справиться с рисками

Риск-менеджеры ошибочно полагаются на ретроспективный взгляд для прогнозирования. Увы, наши исследования подтверждают, что события прошлого не имеют никакого отношения к возможным потрясениям в будущем. Первая мировая война, теракты 11 сентября 2001 года – у этих важнейших событий не было «предшественников». То же самое относится и к ценовым скачкам. 

До конца 1980-х годов самое резкое падение цен на акции за один день составляло около 10%. Однако 19 октября 1987 года они упали на 23%. Так почему же после этого ожидалось, что если цены и упадут вновь, то всего на 23%? История часто вводит людей в заблуждение. 

Нередко можно услышать, как риск-менеджеры – особенно работающие в сфере финансовых услуг – прибегают к оправданию: «Не было прецедентов». Они исходят из того, что можно найти прецеденты для чего угодно и всё предусмотреть, если приложить достаточно усилий. Но «чёрные лебеди» не имеют прецедентов. Кроме того, сегодняшний мир не похож на прежний, в нём нарастают и взаимозависимость, и нелинейность. Некоторые стратегии долгое время не дают эффекта, а затем вызывают бурную реакцию. 

Люди часто не учитывают особенности случайностей, которые характерны для многих экономических показателей. Случайности бывают двух видов, и те, которые относятся к социально-экономическим, менее упорядочены и хуже поддаются отслеживанию, чем те, с которыми можно столкнуться в казино и учебниках по статистике. Они вызывают эффект «победитель получает всё» – и это имеет самые серьёзные последствия. 

Менее 0,25% компаний, котирующихся на мировых биржах, – это около половины всей рыночной капитализации, на долю менее 0,2% книг приходится примерно половина всех книжных продаж, менее 0,1% лекарств составляют половину (с небольшим) продаж фармацевтической промышленности… и менее 0,1% рискованных событий приведут как минимум к половине ваших потерь. 

В силу социально-экономических случайностей не существует таких понятий, как «стандартный» провал или успех. Стандартными могут быть высота и вес, но не победы и поражения. Нам приходится предсказывать как событие, так и его масштаб, что весьма непросто, поскольку воздействия на сложные системы не бывают «стандартными». 

В частности, при изучении фармацевтической промышленности мы обнаружили, что большинство продаж лекарственных средств не соответствуют прогнозам. Даже когда компаниям удавалось предсказать рыночный успех того или иного лекарства на рынке, они могли недооценить уровень его продаж в 22 раза! А предугадать серьёзные изменения практически невозможно. 

Ошибка №3. Мы не прислушиваемся к советам о том, чего не следует делать

Советы не делать чего-либо обычно полезнее советов что-либо сделать. В психологии человеческие поступки делятся на действие и бездействие. В экономическом плане их влияние одинаково: доллар, который не был потерян, – это заработанный доллар. Однако риск-менеджеры воспринимают их по-разному. Они больше упирают на получение прибыли, чем на избежание убытков. 

Тем не менее компания может добиться успеха, предотвращая убытки, а когда конкуренты, которые этого не сделали, разорятся – забрать их долю рынка. В шахматах гроссмейстеры сосредоточены на том, чтобы избежать ошибок, а новички прежде всего думают о победе. 

Из-за пренебрежения «негативными» советами – как не надо поступать – компании рассматривают управление рисками как нечто второстепенное, не связанное с получением прибыли. А между тем следовало бы включить управление рисками в структуры, которые занимаются анализом прибыльности, и относиться к нему как к деятельности, приносящей доход, особенно если бизнес чувствителен к «чёрным лебедям». 

Ошибка №4. Мы предполагаем, что риск можно оценить с помощью среднеквадратического отклонения

Стандартное (среднеквадратическое) отклонение широко распространено в финансовой сфере в качестве критерия оценки инвестиционного риска, хотя его вообще не стоит использовать в риск-менеджменте. Среднеквадратическое отклонение соответствует квадратному корню из среднего значения квадратов отклонений (а не среднего арифметического отклонений). Квадраты и квадратные корни усложняют измерение. 

Но всё это лишь означает, что в мире прирученной случайности около двух третей изменений должны укладываться в определённые рамки (среднеквадратические отклонения –1 и +1) и что колебания свыше семи стандартных отклонений практически невозможны. Однако в реальной жизни всё иначе – скачки отдельных показателей могут превышать 10, 20, а иногда и 30 стандартных отклонений. 

Риск-менеджерам следует избегать использования средств и методов, связанных со стандартными отклонениями, таких как регрессионные модели, коэффициент детерминации (R-квадрат) и бета-факторы. 

Тот, кто пытается оценить риск с помощью единственного показателя, обречён на неудачу. 

Ошибка №5. Мы не учитываем, что математически одинаковые факты психологически могут восприниматься по-разному

В 1965 году физик Ричард Фейнман в своей книге «Характер физических законов» писал, что две математически равнозначные формулировки могут оказаться вовсе не одинаковыми – в том смысле, что они по-разному воспринимаются человеческим разумом. 

Наши исследования также показывают: то, каким образом преподносится информация о риске, влияет на её понимание. Если сказать инвесторам, что в среднем они будут терять все свои деньги лишь раз в 30 лет, то они будут инвестировать более охотно, чем если узнают о вероятности в 3,3% терять определённую сумму каждый год. 

Мы провели эксперимент, участникам которого был задан вопрос: «Вы отдыхаете за границей и хотите воспользоваться услугами национальной авиакомпании для посещения одного острова, который давно хотели увидеть. Как показывает местная статистика безопасности полётов, если бы вы летали этой авиакомпанией один раз в год, то могли бы попасть в аварию в среднем раз в тысячу лет. Вы можете отказаться от поездки, но вряд ли сможете снова посетить этот уголок мира. Вы согласитесь на этот перелёт?» Все ответили, что согласятся. 

Тогда мы изменили второе предложение, чтобы оно звучало так: «Согласно статистике безопасности полётов, в среднем аварию терпит один из 1000 рейсов этой авиакомпании». В этом случае лишь 70% респондентов сказали, что согласятся на этот рейс. В обоих случаях вероятность авиакатастрофы одинакова – 1:1000, просто вторая формулировка выглядит более угрожающе. 

Те, кому показывают оптимистичный сценарий, как правило, более склонны к риску. Всегда старайтесь представить риски различными способами, чтобы убедиться, что вас не вводят в заблуждение ни формулировки, ни методы расчёта. 

Ошибка №6. Нас учат, что эффективность и стремление к росту акционерной стоимости не допускают излишних ресурсов

Большинство руководителей не осознают, что оптимизация делает компании уязвимыми к изменениям экономической обстановки. Биологические системы успешно справляются с переменами, ведь матушка-природа – лучший в мире риск-менеджер. Отчасти это объясняется тем, что она любит избыточность. Эволюция дала нам запчасти – например, у нас два лёгких и две почки, что помогает нам выживать. 

На предприятиях избыточность означает очевидную неэффективность: простаивающие мощности, неиспользуемые запчасти и деньги, которые не участвуют в обороте. Противоположность этому – использование заёмных средств. Нас учат, что это хорошо. Ничего подобного – долги делают компании (и экономическую систему в целом) неустойчивыми и уязвимыми

Если у вас высокая доля заёмных средств в капитале, вы можете пострадать от ошибочного прогноза продаж, от колебаний процентных ставок или от других возникших рисков. Если же ваш баланс не содержит задолженностей, вы легче перенесёте перемены. 

Чрезмерная специализация препятствует развитию компаний. Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо гласит: для достижения максимальной эффективности одна страна должна специализироваться на производстве вина, другая – на производстве одежды, и так далее. 

Подобные рассуждения не учитывают вероятность непредвиденных изменений. Что произойдёт в случае резкого падения цен на вино? В XIX веке в Аризоне и Нью-Мексико целые культуры исчезли лишь потому, что зависели от нескольких видов зерновых, которые не выдержали изменений в окружающей среде. 

Вместо резюме

Не забывайте, что самый большой риск – это мы сами: достаточно переоценить свои способности и недооценить опасность, что дела могут пойти не так, как нам хотелось. Древние считали гордыню величайшим грехом, и боги безжалостно наказывали за неё. Вспомните, сколько героев пострадало из-за этого порока: Ахиллес и Агамемнон заплатили жизнью за высокомерие, Ксеркс, напав на Грецию, потерпел неудачу из-за своего тщеславия, и во все века полководцы часто гибли лишь потому, что не осознавали границ своих возможностей. Любая компания, не осознающая, где у неё ахиллесова пята, обречена на провал. 

Подробнее о непредвиденных ситуациях в бизнесе и о том, как справляться с ними, читайте в сборнике «Управление рисками».

Black Swan

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

06 сентября 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов