Cегодня для серьёзного успеха в IT-индустрии совсем не обязательно жить в Москве или штурмовать Кремниевую долину. Достаточно много крутых IT-компаний вполне мирового уровня работают в регионах России, делая проекты высокого качества для федеральных и международных брендов и регулярно попадая в рейтинги лучших веб-студий страны. О некоторых мифах и особенностях регионального IT-рынка в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал основатель саранской компании «Инфомаксимум» Александр Бочкин.
Александр Бочкин, 37 лет, предприниматель из Саранска, основатель IT-компании
«Инфомаксимум». Окончил Мордовский государственный университет им. Огарёва по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления», защитил кандидатскую диссертацию по теме «Система мониторинга рабочего времени в масштабе предприятия». В 2008 году основал и возглавил компанию «Инфомаксимум», которая специализируется на разработке решений в области бизнес-аналитики.
Наша компания «Инфомаксимум» с самого основания и по сей день базируется в столице Мордовии – Саранске. Несмотря на то, что тысячи компаний из регионов перебираются в Москву, мы продолжаем создавать решения в области бизнес-аналитики в своём городе и не планируем менять локацию. Специфика работы позволяет нашим сотрудникам работать откуда угодно, год удалённой работы во время пандемии лишь подтвердил это.
В этом году нашей компании исполнилось 13 лет. Думаю, это достаточно большой срок, чтобы говорить об опыте, практиках и мифах, которые окружают IT-бизнес, базирующийся в регионе.
Миф №1: далеко = неудобно
В век интернета, мобильной связи и сервисов видеоконференций понятие «расстояние» утратило свою значимость. И пандемия это в очередной раз подтвердила. Мы работаем из Саранска с клиентами из Москвы и Петербурга, и уже давно привыкли взаимодействовать удалённо.
Все возникающие вопросы можно разрешить за пару минут в мессенджере или Zoom, проблема разницы часовых поясов решается специальным режимом работы отдела технической поддержки, документы передаются курьерской службой, а при действительной необходимости личной встречи от Мордовии до Москвы восемь часов на поезде или час на самолёте.
Мысли о переезде были, но только не в российские столицы, а в Кремниевую долину. Однако я от этого отказался. В 2013 году проходил обучение для IT-предпринимателей в США по программе Deep Dive и познакомился с изнанкой американского бизнеса: условиями работы и рекрутинга сотрудников, форматом взаимодействия друг с другом, развитой системой защиты интеллектуальной собственности. И понял, что мне эта система не нравится.
Миф №2: федеральный бизнес не работает с регионалами
Самый устаревший и неактуальный стереотип. Корпоративные лидеры, как никто другой, понимают важность инноваций для повышения собственной эффективности и конкурентоспособности. И это касается не только продуктов или услуг, но и их внутренних процессов, структуры, каналов связи и продвижения, общения с клиентами и т.д. Для них стартапы и перспективные региональные компании, предлагающие решения в данных областях, – это ценный источник информации и интересных полезных разработок. И кадров, не без этого.
Основные клиенты «Инфомаксимума» – это именно крупный бизнес федерального масштаба, и мы ни разу не сталкивались с ситуацией, когда кто-либо не желал с нами работать только потому, что мы из Мордовии.
Миф №3: в регионах нет сильных специалистов, все уезжают в Москву
Это уже ближе к правде, но в контексте принципиального дефицита нужного количества IT-специалистов в мире. В регионах специалисты есть, и даже очень опытные. Я лично знаю сильнейших Backend-разработчиков, которые могут дать фору любому Senior Developer из крупных компаний.
Но, во-первых, их мало. Во-вторых, 95% таких профи либо работают удалённо на крупные федеральные компании, либо сотрудничают с зарубежными игроками.
Основной вопрос для них – в заинтересованности работать в региональной компании. Однако глупо предполагать, что никто до сих пор не пришёл к решению растить собственные кадры. Талант не замыкается в географических рамках, и неправильно делать выводы о навыках и компетенциях специалиста, исходя из его локации.
Миф №4: в регионах кумовство важнее профессионализма
Не могу представить ситуацию, при которой работодатель отказывает сильному соискателю, чтобы трудоустроить любимого племянника двоюродной тети, который только начинает свой путь в программировании. Подобные практики уступили место реферальному рекрутингу. Бизнес в регионах точно так же стремится «разрабатывать, продвигать, продавать», как и крупные столичные компании.
В работе региональных IT-компаний есть свои нюансы. И умолчать о них – значит, не представить картину объективно. Забегая вперёд, скажу: особенности, о которых пойдёт речь дальше, свойственны только нашему региону и текущей ситуации. В других регионах «IT-климат» может быть совсем другим.
Например, один из наших удалённых сотрудников в свой недавний приезд рассказал об интересных особенностях Ростовской области, где живёт и работает. Там большое количество сильных профильных вузов, развитое сообщество, много небольших локальных предприятий, становление Таганрога как крупного южного IT-узла, высокий процент именно продуктовых компаний, система коворкингов, конференции, митапы, лекции… Что-то подобное, не сомневаюсь, и в Татарстане. Не секрет, что в Казани высочайшая концентрация сильных специалистов, про «Иннополис» вообще отдельный разговор.
Разница с Мордовией колоссальна, и дело даже не в размере территорий и количестве населения. Тут речь об инвестициях, только зарождающемся коммьюнити, количестве IT-компаний и значительном преобладании среди них аутсорсных. Некоторые разработчики в Мордовии успели поработать практически во всех компаниях, многих мы знаем в лицо. Кроме того, заработок примерно на одном уровне. Всё это формирует особенности ведения бизнеса в нашем регионе.
Особенность №1: на рынке труда балом правит соискатель
В условиях кадрового дефицита это довольно привычная ситуация. IT-специалисты прекрасно понимают, что их знания и компетенции ценны. Поэтому они имеют возможность выбирать между несколькими работодателями, манипулируя ими для получения наиболее выгодных для себя условий. Да и пандемия изменила ракурс зарплатных ожиданий IТ-специалистов. Из этого вытекает следующая особенность.
Особенность №2: акцент на нематериальных бонусах
Мы задались вопросом: как мотивировать людей остановить свой выбор именно на нас? Было необходимо правильно расставить акценты: чего хотят люди, помимо хорошей зарплаты? Прочитав множество исследований и пообщавшись с командой, мы выделили и реализовали следующее.
Комфортные условия труда. Во время пребывания в США я заметил, что в Кремниевой долине офисы успешных IT-компаний оборудованы так, чтобы сотрудник забыл о любых своих бытовых проблемах. Человек приходит на работу и там же имеет возможность отдохнуть и расслабиться. Поэтому помещение под свои условия мы искали долго: центр города (чтобы можно было добраться на работу из любой точки за 15-20 минут), парковочные места, развитая инфраструктура вокруг, возможность сделать обстановку под себя.
Карьерные перспективы. Человека, способного возглавить подразделение или команду, можно искать долго, и не факт, что ожидания окажутся оправданы. Это потеря времени и денег. Мы решили идти по другому пути и предлагаем должности своим сотрудникам. «Показания» к повышению – это лояльность к компании, знание внутренней кухни и возможностей коллег, доскональное владение продуктами. Наш исполнительный директор «вырос» из сотрудника отдела продаж, тимлиды – линейные разработчики, взращённые внутри «Инфомаксимума».
Активный корпоративный движ. Фокус именно на непрофильных мероприятиях. Митап по JavaScript – это хорошо, но лекция от приглашённого фотографа об основах композиции – не хуже. Турниры по настольным играм и PlayStation, участие в футбольной или волейбольной командах, при желании – игры в квиз, вечера кулинарии и кино… Во время пандемии удалось большую часть событий перенести в онлайн. Как показало время, это было правильно.
Возможность обучения. Знания – это нефть XXI века. Возможность научиться чему-то новому бесценна. В связи с этим мы решили углубить три направления:
-
Командные скиллы. За счёт компании отправляем сотрудников на различные лекции, семинары, конференции. Этот бонус один из самых востребованных: чаще всего наши специалисты обращаются по поводу покупки какой-то литературы или вебинара, реже – курсов.
-
Наставничество. Это начинание мы «подсмотрели» у крупных компаний. Часто приходят талантливые соискатели с крепкой базой, но без практических навыков. Эти пробелы можно восполнить благодаря наставнику, которым выступает опытный сотрудник. Он и объяснит моменты с кодом, и подскажет к кому и с каким вопросом можно обратиться.
-
Стажировки. Мы не можем проводить их в режиме «нон-стоп», однако несколько раз в год объявляем большие наборы в группы по профильным направлениям компании: продажи, разработка и аналитика. Система проста – человек подаёт заявку, решает тестовое задание, изучает теорию. При успешном прохождении приглашается в нашу компанию на практическую часть, которая оплачивается. Далее кандидат либо получает оффер, либо попадает в кадровый резерв. Процентное соотношение примерно 65% на 35%.
Стажировки и наставничество дают возможность взглянуть на человека без приукрашивания резюме. В процессе работы мы оцениваем не только профессиональные качества, но и то, как кандидат взаимодействует с командой.
Нюанс: совсем неопытных, «зелёных» разработчиков, мы стараемся брать в тех случаях, когда достаточно свободных сотрудников, способных стать наставниками. Ведь если джуниоров будет слишком много, а миддлов и сеньоров не хватает, то на них в разы возрастёт нагрузка. Это, в свою очередь, может нарушить планы по выпуску продукта.
Особенность №3: узкая направленность специалистов
IT-компаний в Мордовии немного, и они довольно разрозненны по компетенциям специалистов. Каждая из компаний, и мы в том числе, старается подготовить кадры для работы над собственными специфическими задачами. То, что ценно в GameDev, вряд ли пригодится в Process Mining, и наоборот. Даже если одинаковые инструменты, то логика сервисов и приложений совершенно другая, и это требует порой длительного времени для изучения.
Создать успешно функционирующий и развивающийся IT-бизнес в регионе можно. Сейчас важны не географическая локация, а идея, её исполнение, продвижение, и самое главное – ваша команда и стремление к цели.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».