Результативная, бодрая и мотивированная команда – один из важнейших факторов успеха в бизнесе. И когда команда или её ключевые люди теряют драйв, впадают в уныние и сбавляют обороты, это может не просто нанести бизнесу временный ущерб, но и привести к краху всего дела. Поэтому предпринимателю важно вовремя увидеть тревожный фактор – и грамотно на него среагировать. О том, как понять, что ваша команда теряет драйв, и как это исправить, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала управляющий партнёр сервиса Solver Елена Шершнёва.
Елена Шершнёва – предприниматель из Москвы, управляющий партнёр сервиса облачных юристов Solver. Образование: юридический факультет Алтайского государственного университета. Стаж в юриспруденции – 20 лет. До 2018 года работала в юридической практике компании «большой четвёрки» Ernst&Young и руководила юридическим департаментом крупного IT-стартапа. В 2018 году стала сооснователем проекта Solver.
Атмосфера в команде – вещь тонкая, её нельзя увидеть или потрогать, её можно только ощутить. Но есть признаки того, что атмосфера поменяла свой полюс с «плюса» на «минус»: уставшие лица, нежелание общаться друг с другом вне рамок рабочих задач, «зависание» многих сотрудников над простейшими вопросами, конфликты по пустяковым поводам и т.д.
Как это исправить
Уныние, тревожность, пассивность и конфликты мешают продуктивной работе. И ещё они опасны тем, что если ситуацию запустить, то последствия могут быть критичными для бизнеса. Поэтому эта проблема не терпит отлагательства.
Во-первых, нужно собрать команду и откровенно-неформально поговорить о том, что тревожит людей, почему они впали в уныние, почему начали ссориться из-за ерунды. Если их угнетает неопределённость, честно расскажите о том, как идут дела в компании – и, в частности, сделайте акцент на том, что в целом ситуация непростая, но преодолимая, но если команда не соберётся, то возможны самые негативные варианты.
Во-вторых, в этом случае хорошо работают личные встречи с ключевыми сотрудниками команды. Тет-а-тет люди могут открыться, откровенно рассказать, что их волнует, зарядиться вашей уверенностью – и затем транслировать эту уверенность остальным.
Если вы слышите от своих сотрудников скептические или вообще негативные оценки своего продукта, это тревожный звонок – ведь нельзя успешно продавать то, что считаешь плохим. Пол-беды, если эти разговоры – симптом общей усталости и ведутся только в офисе, но если это настроение почувствуют потенциальные клиенты, с которыми общаются менеджеры на внешнем контуре – это уже беда, т.к. никто не будет покупать продукт, в который не верят продающие его люди.
Как это исправить
Возможно, в этом случае поможет хорошо подготовленная встреча с командой, на которой вы расскажете о сильных сторонах продукта, заострите внимание на преимуществах перед товарами или услугами конкурентов, приведёте примеры того, как ваш продукт помогает клиентам в жизни или работе. Одними лозунгами тут не обойтись, нужны будут реальные факты, отзывы и примеры. В любом случае, лучшее оружие против скепсиса и недоверие – правда.
Уход тех или иных сотрудников из компании – обычная рутинная часть любого бизнеса. Кто-то уходит, кто-то приходит. Но если в какой-то момент вы заметили аномально высокую текучесть – это ещё один тревожный звонок, в причинах этого явления нужно разобраться, не затягивая и не откладывая проблему на потом.
Как это исправить
Высокая текучесть – возможный сигнал, что с командой что-то точно не так. Это тем более опасно, что, глядя на ушедших, оставшиеся сотрудники тоже могут начать думать об уходе и искать варианты трудоустройства, причём, будут делать это в рабочее время.
Прежде всего, нужно понять истинные причины повышенной текучести. Сейчас кризис, по логике, люди должны держаться за работу и стабильность, но они уходят – разберитесь, почему они это делают. Не устраивает зарплата, нереальные планы, неблагоприятные условия работы или что-то ещё? Ну а когда вы выясните реальную причину, то можно будет «подкрутить» нужные детали в механизме: поменять систему оплаты труда, скорректировать планы, уволить токсичного менеджера и т.д. А после этого честно рассказать об этом команде.
Если раньше ваша команда фонтанировала идеями и постоянно вбрасывала их на планёрках и просто в разговорах, а сейчас этот поток сошёл на нет – это тоже признак того, что команда теряет драйв и энтузиазм.
Как это исправить
Идеи от сотрудников могут впрямую не быть полезными для бизнеса, но они в любом случае важны как показатель «здоровья» команды. Поэтому в этой ситуации было бы полезно системно внедрить практику мозговых штурмов. На первом из них вы можете ярко выступить и сказать о том, что сейчас как никогда компания нуждается в нестандартных идеях. Такой брейнсторминг можно проводить раз в неделю, все прозвучавшие идеи целесообразно фиксировать и отправлять резюме встречи всем участникам в email-рассылке. И обязательно публично хвалите автора каждой идеи.
«Мы не выполнили план из-за тупых маркетологов из отдела продвижения», – говорят продажники. «Мы не можем нормально продвигать продукт, когда в продажах работают такие дятлы», – говорят маркетологи. Переложить ответственность за факап на кого-то другого – приём, старый как мир. Но это разрушает компанию – и этим нужно немедленно заняться.
Как это исправить
Противоречия и конфликты интересов между разными подразделениями были и будут всегда, снизить напряжённость можно только системной и долговременной работой по их предотвращению. А тут нужны «пожарные» меры. В качестве таковой может быть общее собрание команды, на котором вы можете инициировать честный разговор о том, какова роль каждого ключевого подразделения в общем успехе компании. Только нельзя пускать разговор на самотёк, иначе всё превратится в скандал с криками и обвинениями. Эту встречу нужно грамотно администрировать – и вовремя пресекать агрессию.
Обозначьте в начале предмет разговора, покажите, что вы расстроены ситуацией и хотите расставить точки над «i», затем дайте слово каждой стороне, предупредив, что претензии нужно высказывать в корректной форме. После того, как стороны выпустят пар, вы снова берёте слово – и объясняете, каким образом компания будет работать дальше и что должна сделать каждая сторона, чтобы таких историй больше не было.
Да-да, часто бывает и так, что потеря энтузиазма у сотрудников – прямое следствие того, что вы как лидер прогнулись под грузом непростых обстоятельств, поддались унынию, снизили градус уверенности в будущем. А команда сразу это заметила – и отреагировала соответственно.
Как это исправить
Конечно, это непростая ситуация. Легко сказать себе «Соберись, тряпка», но выполнить это гораздо сложнее. Тем не менее, вам придётся это сделать. Не нужно «надевать» на себя бодрую улыбку, неестественность всё равно будет заметна. Гораздо эффективнее будет честно поговорить с командой.
Вы можете признать, что в последнее время очень озабочены тем, как идут дела и что с этим связано ваше тревожное настроение. Но при этом вы уверены, что компания справиться с трудностями кризисного времени – потому что у вас есть клиенты, у вас есть антикризисный план и у вас есть команда, которая свернёт горы.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».