Почти два года российские компании платят налоги на единый налоговый счет (ЕНС), а не по отдельным реквизитам, как это было до 2023 года. За это время стало понятно, чем произошедшие изменения удобны бизнесу, и где в новой системе скрыты подводные камни. О том, что следует учитывать предпринимателям при расчёте и уплате единого налогового платежа, порталу Biz360.ru рассказала управляющий партнёр Prof Consult Garant Карина Кочисова.
Карина Кочисова – управляющий партнёр консалтинговой компании по ведению финансовых и бухгалтерских задач Prof Consult Garant. Имеет высшее экономическое и юридическое образование. Опыт работы главным бухгалтером более 10 лет, финансовым директором – более 5 лет.
Единый налоговый счёт (ЕНС) стал доступен бизнесу 1 января 2023 года, когда вступил в силу закон № 263-ФЗ. А закон № 325-ФЗ от 29 сентября 2023 года определил принципы его функционирования.
Идея ЕНС заключается в упрощении процедуры уплаты налогов и сборов. Вместо отдельных платежей по каждому налогу и сбору налогоплательщики переводят деньги один раз на общий счёт. Это позволяет избежать дублирования платежей, снизить риск ошибок при выплатах, связанных с различиями в сроках и методах расчёта по разным видам налога. Количество транзакций сократилось, что значительно экономит время бухгалтеров. Благодаря этому предприятия могут сократить расходы на сопровождение бухгалтерского учёта.
Польза для налоговой службы заключается в возможности получить недоимки, срок давности которых составляет более 3 лет. Теперь эта сумма входит в ЕНС, и её тоже придётся оплатить.
Но как любое значительное изменение в системе администрирования, введение ЕНС требует времени для адаптации бизнеса к новым реалиям. На начальных этапах внедрения этой практики возможны сбои или недостаточная скорость обработки данных. К тому же, некоторые компании могут столкнуться с некорректными начислениями или другими проблемами.
Совокупная обязанность – это все налоговые обязательства компании: налоги, сборы, страховые взносы, пени и штрафы. Её сумму сотрудники ФНС рассчитывают по данным из предоставленных деклараций, судебных актов и иных документов. Но некоторые платежи они не учитывают:
-
Налоги, взносы и сборы, уменьшенные из-за уточнённых деклараций, поданных более трёх лет назад.
-
Налоги и государственные пошлины, срок взыскания которых истёк.
-
Платежи, указанные в решении ФНС о привлечении к ответственности, если оно было принято судом, но потом отменено.
-
Налоги, которые заплатили отдельно, вне ЕНС.
Это значит, что если компания переведёт единый налоговый платёж (ЕНП), то положительное сальдо переплатой не является. Перерасчёт сделают после получения недостающего документа.
Вместе с ЕНС появился ещё один вид документа – уведомление об исчисленных налогах. Оно содержит сведения, которые раньше указывали в платёжных поручениях. Теперь эти данные представлены более структурированно и удобно для инспекторов, так как объясняют, какие суммы и почему нужно списать.
Подавать уведомление нужно только в том случае, если о платеже нет сведений в налоговой декларации или саму декларацию нужно предоставить после уплаты налога.
Если бухгалтер ошибся или произошли изменения, придётся подавать новое уведомление. А если пропустить сроки, будет наложен штраф – 200 рублей за каждый несданный документ.
Неудобные даты
Раньше отчёты по НДФЛ включали весь календарный месяц, что вполне логично и удобно. Выплаты распределялись по датам внутри месяца, однако вся информация укладывалась в единый месячный формат.
Новая система предлагает два варианта выбора: период с 23 числа текущего месяца по 22 число следующего или подача двух уведомлений за один месяц. То есть возникает необходимость перенастройки всей системы расчётов и отчётности – настоящее испытание для компаний. При двойной подаче уведомлений бухгалтеры вынуждены выполнять двойную работу каждый месяц. А ещё остаётся необходимость сдачи квартального отчёта и проверки всех уведомлений на корректность.
Отсутствие требований об уплате штрафов и пени
До реформы штрафы и пени платили на отдельный счёт, поэтому налоговая отправляла требования об их уплате с привязкой к конкретному коду бюджетной классификации. С 2023 года ФНС просто составляет акт, выносит решение и списывает сумму с ЕНС.
То есть компания может даже не знать, что ей выписан какой-то штраф. Иногда предприниматели не понимают, за что списали деньги, а чтобы разобраться в ситуации, приходится тратить много времени.
В январе 2024 года произошёл сбой в работе ЕНС, который затронул тысячи индивидуальных предпринимателей, работающих на патенте. Налоговая служба не смогла вовремя обработать заявления на уменьшение суммы страховых взносов. В результате была ошибочно списана полная сумма патента без учёта страховых взносов, у многих образовался необоснованный минус на балансе.
Не исключено, что после очередных обновлений или изменений в законодательстве возможны другие эксцессы, которые станут очередной головной болью налогоплательщиков.
Когда в результате первых массовых списаний у многих налогоплательщиков образовались значительные положительные или отрицательные суммы на ЕНС, на сайте ФНС появилась форма для обращения. Представитель налоговой связывался с заявителем, помогая разобраться с балансом и начислениями.
Преодолев первые трудности, прежнего внимания ФНС налогоплательщикам не оказывает. По уточняющим вопросам отправляют в местную налоговую, дозвониться до которой тоже проблематично – приходится ехать лично.
В первые месяцы запуска ЕНС оказалось, что ни налогоплательщики, ни сотрудники ФНС не готовы к новому формату взаимодействия. Предприниматели просто пополняли баланс, часто ошибаясь при подаче уведомлений, а налоговики неправильно распределяли средства.
Решил проблему приоритет списания налогов. Сейчас в первую очередь деньги идут на уплату НДФЛ, потом на страховые взносы за сотрудников, и после них – все остальные платежи. То есть компании не могут оплатить налоги по своему выбору, если средств на всё не хватает. Это привело к тому, что стало сложнее прогнозировать налоговую нагрузку, чтобы избегать крупных штрафов.
-
Самый простой способ выполнять налоговые обязательства – своевременно пополнять баланс, не допуская задолженностей. Если же хотите понимать, куда уходят деньги, проверяйте личный кабинет перед оплатой налогов. В нём указана сумма задолженности и предстоящих платежей, которые уже рассчитаны на основе имеющихся документов.
-
Если получили штраф и согласны с ним, лучше сразу внесите необходимую сумму на ЕНС, чтобы избежать новых санкций и пеней. Когда сомневаетесь в корректности цифр, сверяйте данные с налоговой, заказывайте справку о распределении сумм.
-
Не допускайте задолженностей на ЕНС, даже если не согласны с доначислениями. Иначе не сможете получить справку об отсутствии задолженности, которая необходима для участия в большинстве тендеров, государственных заказов, получения лизинга и других операций.
-
Регулярно проводите внутренний аудит. Так вы убедитесь, что все документы составлены корректно и налоги уплачены. Или поймёте, где именно в бухгалтерском учёте возникла ошибка, и сможете своевременно её исправить.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».