Один из главных навыков предпринимателя – умение эффективно управлять своим временем. А ключ к тому, чтобы успевать не только результативно работать, но и полноценно жить – делегирование. Однако многие собственники бизнеса не могут преодолеть себя, делегируя хотя бы рутинные задачи подчинённым, а продолжают делать всё самостоятельно. О том, что стоит за страхом делегирования и как научиться делегировать, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта MD.school Владислав Осетник.
Владислав Осетник – EdTech-предприниматель, сооснователь университета доказательной медицины MD.school. По образованию – врач-онколог, окончил Первый медицинский университет им. Павлова и ординатуру. Прошёл программу Harvard Medical School, обучение по биостатистике и клиническим исследованиям от Йельского университета и университета Джонса Хопкинса. Получил 14 грантов на международные стажировки и написал 12 статей, индексируемых в базах Scopus и Web of Science. Сейчас создаёт первый в мире AI-помощник для врачей и медработников.
Когда компания только начинает свой путь, основатели вкладывают в неё все свои энергию и время, часто занимаясь всеми аспектами бизнеса сразу. Однако с ростом проекта такой подход становится нецелесообразным и может привести к выгоранию собственника и ограничению потенциала компании.
Следующим логичным шагом для развития становится делегирование – передача ответственности за конкретные задачи от одного человека к другому. Однако сделать это и перейти на следующую ступеньку – непросто. И это несмотря на то, что исследованиями подтверждено: СЕО, которые успешно делегируют, приносят своим компаниям на 33% больше дохода, чем другие владельцы бизнеса.
За страхом начать делегировать стоят конкретные причины, которые характерны не только для основателей бизнеса, но и для управленцев в найме – топ-менеджеров, руководителей отделов, проектных менеджеров и т.д.:
-
Уверенность, что придётся дольше объяснять задачу, чем выполнить её самому;
-
Чувство вины за дополнительную нагрузку на сотрудника или коллегу;
-
Опасение, что другой выполнит задачу менее качественно или не так, как нужно;
-
Опасение, что другой выполнит задачу более качественно, чем вы сами;
-
Уверенность, что только вы компетентны для выполнения этой задачи;
-
Недоверие сотрудникам: украдут идею, отдадут конкурентам, уволятся и т.д.
Наймите нужных людей
В основе успешного делегирования лежит доверие. Команда вашего проекта или бизнеса должна состоять из людей, которым вы доверяете и у которых есть необходимая квалификация для выполнения необходимых задач. Именно поэтому поиск и найм правильных сотрудников – это та задача, которую делегировать на начальных этапах развития бизнеса не стоит.
Профессиональные и ответственные сотрудники – это инвестиция, за которую несёт риски работодатель. В этот актив для его роста руководитель обязан ещё и постоянно вкладываться с помощью тренингов, обучений, менторства и практик тимбилдинга.
Определите задачи, которые можно делегировать
Поэтому следующий шаг к делегированию – нужно грамотно расставить приоритеты между задачами в проекте, оставив себе только те, что требуют вашего видения и экспертизы. Рутинные задачи и те, в которых вы не экспертны, делегируйте сотрудникам. Ведь не может же основатель быть и хорошим маркетологом, и классным IT-специалистом, и квалифицированным бухгалтером одновременно!
Фаундер – это олицетворение компании, поэтому у него должна быть возможность стратегически мыслить и думать о том, как масштабировать бизнес и сплотить команду. В его задачи входит создание безопасного пространства внутри компании, чтобы никто не боялся ошибаться и расти после работы над собой. Организовать здоровую рабочую атмосферу, где каждый знает, к кому и зачем можно обратиться – без руководителя не получится.
Выстройте регламент делегирования
Важно создать чёткие инструкции и сформировать конкретные ожидания для каждой делегированной задачи. Руководитель должен ясно обозначить цели и требования, а также предоставить необходимые ресурсы и информацию для успешного выполнения задачи.
Кроме того, стоит установить механизмы обратной связи и контроля, чтобы иметь возможность отслеживать прогресс и в случае необходимости внести коррективы или помочь сотруднику.
Используйте современные инструменты
Контролировать выполнение делегированных задач и координировать действия команды можно, например, в Notion, Trello или «Google Таблицах».
Ещё одним помощником в делегировании для многих предпринимателей недавно стали нейросети, которые можно использовать для написания текстов и генерации другого контента, ответов на стандартные письма, тестирования каких-то гипотез, сбора базовой информации.
Но так как внедрение AI-технологий – это ещё достаточно новая практика, важно грамотно и максимально подробно формулировать запросы и не забывать перепроверять полученную информацию перед использованием.
Сотрудник может не сразу выполнить задачу идеально, но с каждым разом он будет совершенствоваться, ведь и ходить ровно и прямо человек учится не сразу. Поэтому никакое делегирование не получится выстроить собственникам со слабо развитыми софт-скиллами.
Вам необходимо научиться коммуницировать с людьми и быть эмпатичным по отношению к ним. Делегирование – это постепенный процесс, который выстраивается шаг за шагом. Только терпение и доверие помогут вам делегировать задачи на долгосрочный период.
Единственная ошибка в делегировании – это отсутствие делегирования. Без него невозможны рост и открытость к новым возможностям.
Научившись грамотно делегировать, предприниматель сможет позволить себе освободиться от оперативной рутины и сосредоточиться на важных стратегических вопросах, что в перспективе принесёт более весомые результаты, чем заполнение таблички с отчётом клиенту или написание рядового коммерческого предложения.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».