Подняться над собой: какие страхи предпринимателя мешают росту его бизнеса

Прочтёте за 4 мин.

Как преодолеть страх делегирования, опасения масштабирования и синдром самозванца

IT-инструменты, которые использует Юлия Калёнова

  • Trello
  • Zoom
  • Telegram
  • YouTube

Как и всем людям, предпринимателям свойственно сомневаться в себе. Многие боятся делегировать задачи, страдают синдромом самозванца или опасаются, что бизнес не справится с ростом нагрузки. Причём такие страхи встречаются как у опытных предпринимателей, так и у тех, кто только начинает работать на себя. О том, как справляться с негативными установками, которые мешают росту, порталу Biz360.ru рассказала Юлия Калёнова, серийный предприниматель, основатель проекта SkillFusion.

Досье

Юлия Калёнова – серийный предприниматель, основатель академии удалённых профессий SkillFusion. Несколько лет назад создала компанию по производству ореховых паст The Vill, которые были представлены на Ozon, Wildberries и других торговых площадках. Опыт взаимодействия с онлайн- и офлайн-ритейлом позволил Юлии запустить бизнес-школу по маркетплейсам, которую прошли более 2000 учеников. С 2023 года проект масштабировался в академию удалённых профессий SkillFusion.

Юлия Калёнова

Страх делегирования

В большинстве случаев предприниматели при запуске бизнеса погружены в операционку, стремятся контролировать все показатели, и на первых этапах такая тактика обычно работает. Но в какой-то момент у владельца просто не остаётся сил и времени, чтобы думать о дальнейшем развитии.

Это та самая точка, когда предпринимателю нужно начать делегировать хотя бы часть задач. Именно это и пугает. Чаще всего у собственника появляются следующие мысли:

  • Нужно доверить свое детище другому человеку. Но ведь ни один наёмный сотрудник не будет переживать за бизнес так же, как его основатель. Значит, он может быть менее вовлечён в процессы. Что, если отпустить вожжи контроля всего на день-два? Обязательно произойдёт что-то непоправимое.

  • Средств на то, чтобы нанять профессионального руководителя, часто не хватает. Можно вырастить эффективного менеджера из лояльного сотрудника, но для этого нужно потратить время и ресурсы на его обучение. Кроме того, часто быстрее всё сделать самому, чем объяснять, в чём заключается задача и как её закрыть. Получается, что делегировать – долго и сложно.
       

Решение: постарайтесь найти баланс. Разделите все свои задачи на две группы: те, которые нужно контролировать только вам и те, которые можно перепоручить. В этом случае вы точно оставите за собой согласование ключевых вопросов. Определить, какие действия способны взять на себя другие, можно, например, с помощью матрицы Эйзенхауэра. В этой системе задачи для делегирования обычно находятся в категории «Срочные, неважные». Часто это ежедневная рутина, которая просто отвлекает предпринимателя.

Матрица Эйзенхауэра

Кроме того, обязательно нужно внедрить удобную систему отчётности: руководители должны систематически сообщать вам о результатах своей работы. Например, в масштабных проектах полезно прописывать контрольные точки, в которых дальнейшие действия обязательно согласовываются с вами.

Важно осознать, что польза от делегирования часто не несёт мгновенный эффект. Она намного больше проявляется на длинной дистанции. На первых этапах вам действительно придётся тратить время, чтобы научить будущего управленца тому, что вы умеете сами. Даже если у специалиста есть релевантный опыт руководства, ему всё равно понадобится какое-то время, чтобы адаптироваться к процессам в вашей компании.

Да, может показаться, что если вопрос можно решить за пару минут, его не нужно поручать кому-то другому. Но часто проблема именно в количестве таких задач – ежедневно их могут быть десятки. Представьте, сколько времени освободится, если эти вопросы будут решаться без вашего участия?

Страх масштабирования

Хорошо, когда бизнес растёт постепенно – можно планомерно адаптироваться, подтягивать слабые места, отлаживать процессы. Куда сложнее, когда компания развивается неравномерно – например, из-за кризиса она сначала теряет клиентов, а в благоприятный период приобретает их снова – да так, что сотрудники не успевают их обслужить. 

Так случилось, например, во время пандемии с частью предпринимателей, чьи продукты стали более востребованными на удалёнке. У онлайн-платформ в десятки раз выросла нагрузка на серверы, резко увеличился штат, а бизнес-процессы стали более запутанными.

В такие моменты часть игроков принимает вызов и смело заключает новые сделки с клиентами. Но есть и менее уверенные люди, которые сомневаются в том, что компания справится с нагрузкой. Они предпочитают осторожничать, потому что воспринимают себя и свой бизнес критически – видят недостатки в системе, в сотрудниках, в продукте. Но такой подход может формировать ограничивающие убеждения, которые будут искусственно замедлять рост.

Решение: системно решать вопрос масштабирования. 

Мы в SkillFusion считаем, что для того, чтобы расти, любому человеку нужно работать над четырьмя факторами:

  • Мышление – фундамент, без которого невозможно расти в доходе.

  • Энергия – если у предпринимателя не хватает сил, чтобы даже вставать по утрам, развиваться будет очень сложно.

  • Софт-скиллы – порой именно они имеют решающее значение, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу.

  • Твёрдые навыки – ведь хороший человек ещё не равно «классный специалист».

Со страхом роста часто помогает справиться прокачка мышления. Например, мы заметили, что многие управленцы пытаются контролировать вещи, которые даже физически сложно охватить. В этом случае полезно напоминать себе, что новый контракт – это дело с неизвестным результатом. Успех любого партнёрства всегда зависит не только от вас, но и от другой стороны. При этом риск – неотъемлемая часть бизнеса. Хотя бы потому, что быть предпринимателем – значит, нести ответственность не только за себя, но и за других людей.

Вторая ошибка в мышлении часто связана с тем, что многие предприниматели излишне фиксируются на слабых сторонах. Порой они забывают, что к успеху бизнес привели именно сильные качества руководителя, его сотрудников, УТП компании и т.д. На самом деле, исследования говорят о том, что люди, которые фокусируются на своих сильных навыках, растут эффективнее, чем те, кто стремится в первую очередь закрыть пробелы.

Возможно, чтобы ощутить больше уверенности и контроля над ситуацией, вам действительно нужно укрепить слабые места. Но во всём нужен баланс. Например, для решения проблем, в которых вы не разбираетесь, проще и эффективнее найти бизнес-партнёра или нанять сотрудника с соответствующей экспертизой.

Синдром самозванца

Синдром самозванца – это состояние, когда человек не верит в то, что заслужил собственный успех, считая любые свои достижения случайностью. «Самозванцы» полагают, что просто оказались в нужное время в нужном месте, и им удалось ввести других в заблуждение насчёт своего профессионализма. 

Бывает, что предприниматель уже научился делегировать, подготовил бизнес к росту, но на практике компания развивается не так быстро, как этого хочется. Кажется, что вы перепробовали практически всё, но не можете пробить тот самый потолок. К сожалению, люди с «синдромом самозванца» часто начинают искать проблему в себе. В их голове появляются мысли о том, что, возможно, им просто повезло, и первые успехи бизнеса – это всего лишь случайность. А если нет никакой закономерности, то и на рост лучше не надеяться.

Решение: чаще отслеживать и подтверждать свои результаты. 

Например, мы в Skillfusion разработали методику оцифровки сильных навыков, которая помогает понять, какие качества нужно развивать в каждом случае, чтобы расти в доходе. Вы можете работать в найме, на фрилансе или вести бизнес в любой нише и самостоятельно определять уровень своей экспертизы, зоны роста и возможности.

Ещё одну интересную практику можно перенять у наёмных сотрудников и фрилансеров. Раз в несколько месяцев они обновляют своё портфолио и резюме, вносят новые кейсы и достижения. Отслеживание и фиксирование карьерного роста помогает им более объективно оценивать себя, свои успехи и сильные стороны.

Попробуйте оценить, какой путь вы прошли только для того, чтобы запустить вашу компанию. Фиксируйте всё, над чем вы работали ради этого – образование, опыт в найме и так далее. Можно добавить, как изменились все бизнес-показатели с запуска и до сегодняшнего момента. Чем чаще вы будете это делать, тем проще вам будет проследить закономерность успеха.

Кстати, предприниматели, которые публикуются в СМИ или выступают на конференциях, упаковывают такую информацию в формате справки спикера или пресс-портрета. О том, что входит в такой документ и как его создать, можно почитать, например, здесь.

Практика показывает, что чем чаще собственники отслеживают и верифицируют свои достижения, тем меньше у них сомнений в себе. А уверенность в своих силах и способностях – это один из главных базисов личного и финансового роста.

Iron

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

18 января 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов