Рост количества покупателей и продаж на маркетплейсах говорит о том, что онлайн-покупки становятся для людей всё более удобным форматом шопинга. Но вместе с тем офлайн-маркеты – специальные культурно-коммерческие шопинг-ивенты, на которых представлены разные бренды и производители – тоже привлекают посетителей. О том, почему этот формат востребован бизнесом, порталу Biz360.ru рассказала Дарья Булгакова, основатель маркета «Душа».
Дарья Булгакова – предприниматель из Сочи, организатор маркета «Душа». На протяжении девяти лет организовывает фестивали и события. В сотрудничестве с творческим объединением «Курортный Городок» руководит набором участников на MARKET KURORT. Маркет «ДУША» проводит в центре Сочи с весны 2023 года.
Часто в маркетах участвуют собственники компаний, особенно, если это малый бизнес. Для них маркет – это уникальная возможность рассказать о бренде от первого лица, влюбить потенциальных покупателей в себя и в созданный продукт. Ограниченное пространство маркетов, в котором люди будто бы невольно начинают общаться, определённо привлекает участников и посетителей.
Маркеты – это всегда про доверие. Здесь нет места подходу «лишь бы продать». Посетитель может задать любые вопросы, уточнить всё, что непонятно – и увидеть искреннюю заинтересованность продавца и желание помочь. Плюс, когда мы рассматриваем товар вживую, трогаем, примеряем – ощущения совершенно другие. Не такие, как при онлайн-шопинге.
Именно поэтому с маркетами хорошо работает и отложенный спрос. Даже если человек не совершит покупку сразу, то всё равно проникнется доверием к компании. У меня часто интересуются, спустя время: «А напомните, что за бренд стоял вон там».
В зависимости от концепции и локации аудиторией маркета могут быть туристы или местные жители. Если есть хотя бы небольшой турпоток, то часто покупают вещи на память, чтобы увезти домой. Банальные сувениры больше никому не нужны: турецкие и китайские однотипные изделия с надписью «Сочи» не удивляют ни дарителя, ни принимающего подарок. А вот на маркетах мастера показывают уникальный товар, штучный, который часто нельзя повторить точь-в-точь.
Здесь же можно познакомиться с авторами, живущими в городе – а это действительно ценится. Так появляется сильная бизнес-сцепка. Товары разъезжаются по стране, но люди продолжают соприкасаться с брендом: подписываются на соцсети, выкладывают фото и рекомендации, делают заказы онлайн.
Для любого магазина или предпринимателя офлайн-маркет – это возможность при минимальных затратах получить продажи, подписчиков и настоящих амбассадоров бренда. Основные расходы всегда несёт организатор: на рекламу, оформление, программу.
Чаще всего в маркетах принимают участие либо стартапы, либо мастера, которые реализуют свои товары, например, через соцсети. Маркет для них – это отложенные продажи плюс знакомства, на привлечение которых они потратят минимум денег.
Для бизнеса, который может позволить себе поставить продавца и брендированно оформить локацию, участие в маркете опять же обходится намного дешевле, чем классическая реклама. И тоже в дальнейшем окупается.
Ивенты – очень эффективный инструмент маркетинга и продаж. Инфоповод, на который обратят внимание очень много людей. Но не всякий бизнес может финансово вложиться в организацию полноценного мероприятия или фестиваля.
А вот маркет вполне можно провести с минимальными затратами. При этом эффект будет сопоставим с ивентом, особенно если речь идёт о локальном масштабе. Да и процесс организации схож: та же коммуникация с участниками, тайминги, монтаж локации.
Чтобы маркет действительно выстрелил, важно продумать программу. Это крючок, который будет привлекать аудиторию помимо самого факта проведения.
Стоит заранее подготовиться к нетворкингу, чтобы уйти с кучей полезных контактов, которые затем с большой долей вероятности перерастут в партнёрства.
-
Позаботьтесь о привлекательном внешнем виде. Наденьте фирменный мерч или одежду собственного производства, которую представляете на маркете, выделяйтесь.
-
Чтобы произошел первый контакт, нужны взгляд и улыбка – это самые рабочие инструменты. Разговор дальше завяжется. Но если вы смотрите в телефон и не видите, кто ходит рядом мимо вас, это снижает продажи и вероятность завести полезные знакомства.
-
Сделайте визитки или QR-коды, чтобы вас быстро могли найти в соцсетях и прямо на месте подписаться.
-
Подготовьте самопрезентацию. Постарайтесь расслабиться и получить энергию других участников, которые более опытны.
-
После мероприятия сделайте фоллоу-ап – просмотрите полученные контакты, напишите сообщения с благодарностью и пригласите самых интересных людей встретиться.
Пост-материалы с маркета позволяют расширить присутствие брендов в соцсетях и повысить узнаваемость. Ниже - инструменты можно использовать для этой цели. Что важно: какие-то из них можно сделать самостоятельно, а что-то предоставляют организаторы маркета.
Рилсы
Это сейчас самый рабочий формат, они хорошо помогают продвигаться. На первых порах мы, как организаторы маркета, представляли всех участников в формате рилсов, и это заходило на ура. Так люди заранее понимали, что они хотят купить.
Ещё мы делаем ролики в конце каждого дня. Для этого используем короткие видео с ключевыми моментами: покупка товаров, мастер-классы, общение, артисты. В финальный день выпускаем итоговый рилс.
А уже после маркета можно выпустить ролик с фотоотчётом на какой-нибудь трендовый трек – естественно, он получит хорошие охваты.
Посты-карусели и фотографии в сторис
Стандартный и простой инструмент, для которого не нужны специальные навыки, но от этого не менее эффективный.
Выберите самые яркие и эмоциональные фотографии: люди на них должны улыбаться или смеяться, обниматься, активно общаться. В описании к фото добавьте свои эмоции, а не просто сухие факты. Закиньте крючок: что было такого классного, от чего все были в восторге? Попробуйте передать атмосферу и уникальность – какой опыт и возможности получили посетители? Не забудьте побудить к действию – пригласите на следующее мероприятие с вашим участием,предложите подписаться на свой аккаунт и следить за анонсами.
Репостите чужой контент к себе
Это покажет остальным, что маркетом, в котором вы участвовали, восхищаетесь не только вы, но и другие люди – гости или участники.
Весь отснятый контент будет работать на бренд в будущем. Фотоотчёты с вашими клиентами или гостями могут распространять люди, отмеченные в постах, в своих соцсетях. А дизайнеры бренда получат материал для эффектных креативов и рекламных макетов.
Локация
Необходимо найти место с хорошей проходимостью. Это позволит относительно легко привлечь и участников (бренды и компании), и посетителей.
Атмосфера и удобство
Помимо продажи своих товаров участники хотят хорошо провести время, находиться в комфортной обстановке, знакомиться с интересными людьми. Поэтому продумайте детали, которые создадут ту самую атмосферу, ради которой захочется прийти:
-
удобное расположение и оборудованное розетками/светом место для каждого мастера или продавца;
-
информационная поддержка до и после мероприятия, чтобы участник чётко знал, во сколько ему приходить, где разместить товары, к кому обращаться с вопросами;
-
по возможности – еда, напитки и зона отдыха;
-
качественные фотографии товаров;
-
маркетинговые активности, которые привлекут больше посетителей.
Даже если место не очень проходное, а маркет вы проводите впервые, важно качественно упаковать свою идею и уметь о ней рассказать. Это особенно необходимо, если хотите привлечь опытных участников, которые понимают всю специфику.
Оформление
Выбирайте изначально красивую и необычную локацию – тогда достаточно будет добавить бюджетные детали для атмосферы и немного брендированных элементов.
Если площадка пустая – привлеките декоратора и других нужных специалистов по бартеру, а на самом мероприятии дайте им возможность презентовать себя и свои услуги.
Используйте для декора материалы, которые обойдутся вам почти даром (потребуются только затраты на логистику): ветки, камни, камыши и т.д. Можно найти недорогой декор на «Авито» или у друзей, нарвать полевых цветов и расставить в баночки, развесить ленты – так вы создадите приятную атмосферную картинку.
Реклама
Впишите идею маркета в культурный код местности, в которой вы его проводите. Тогда появятся возможности для работы с медиа: локальные паблики, СМИ, блогеры, инфлюенсеры и сами участники будут готовы на бартерной основе поддержать мероприятие.
В моем случае на первом маркете не было даже брендинга, потому что для участников это было новое событие с невысокой стоимостью входа и «гаражный» формат, за который не возьмешь много денег. Мы не вложили ни копейки, стартанули и были во всех топовых пабликах, местных СМИ и у друзей с аудиторией в соцсетях. Это был настоящий инфобум. Но чтобы добиться такого эффекта, очень важно позаботиться о контенте – написать вовлекающие тексты, сделать много классных фото и видео, делать посты в момент проведения маркета, отмечать местные паблики и аккаунты, работать с отзывами, привлекать блогеров.
Офлайн-маркеты выгодны и участникам, и организаторам. Для предпринимателей и брендов – это отличная возможность показать свои товары и заявить о себе на новую аудиторию. Маркеты дают им пространство для демонстрации и продажи товаров. Также можно получить быструю обратную связь от покупателей и улучшить свой продукт.
Организаторы даже с небольшими начальными затратами могут получить прибыль: от предоставления мест в аренду и сбора комиссии с продаж участников.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».