CRM-система – важный инструмент для бизнеса. Она помогает управлять взаимодействием с клиентом на всех этапах: позволяет упорядочить клиентскую базу, отслеживать воронку продаж, контролировать сделки, составлять и отправлять маркетинговые предложения. Но вместе с тем вокруг CRM-систем в малом бизнесе вращается ещё много стереотипов. О том, почему все эти мифы несостоятельны, учредитель компании «Айти-система» Сергей Климов рассказал порталу Biz360.ru.
Сергей Климов – предприниматель из Астрахани, основатель и директор компании «Айти-система». Окончил Астраханский государственный университет по специальностям «Информационные системы и технологии» и «Экономика». Имеет 17 лет опыта в сфере автоматизации бизнес-процессов производственных и торговых предприятий. Эксперт telegram-канала «Автоматизация бизнеса». Компания «Айти-система» создана в 2020 году, является официальным партнёром фирмы «1С».

Некоторые считают, что автоматизация нужна только корпорациям с большими бюджетами. А для малого бизнеса в ней нет острой необходимости.
На самом деле CRM-системы эффективны для компаний любого размера. Они помогают структурировать процессы, автоматизировать рутину, систематизировать данные, сделать прозрачной и эффективной работу отдела продаж.
Считается, что внедрение системы требует огромных вложений – в покупку системы, оборудование и обучение. На самом деле современные CRM предлагают облачные модели с подпиской, где стоимость зависит от количества пользователей. Многие решения имеют бесплатные тарифы или тестовые периоды. То есть они доступны даже стартапам и небольшим компаниям.
Именно поэтому на старте одни руководители думают, что обучение сотрудников займёт многие месяцы, а другие опасаются, что персонал будет саботировать данный инструмент из-за неудобного интерфейса.
Современные платформы разработаны с фокусом на интуитивность. Шаблоны задач, интеграция со многими сервисами позволяют начать работу без программистов. Обучение, техподдержка и доступ к обучающим материалам входят у многих IT-компаний в стартовый пакет. Тем самым ускоряется адаптация сотрудников. Всё это способствует быстрому внедрению.
Задумываясь об автоматизации работы отдела продаж, руководители компаний уверены, что с помощью этого инструмента они непременно и быстро увеличат прибыль. Но CRM – это инструмент, а не волшебная палочка. Система оптимизирует процессы, но для результата нужны грамотная настройка под бизнес-задачи и вовлечение команды. Например, автоматизация напоминаний о звонках повышает дисциплину, но не заменяет навыки менеджеров.
«Для учёта клиентов, сделок и других задач нам достаточно таблиц в Excel» – мы очень часто слышим подобное возражение.
Но в Excel нельзя увидеть аналитику в реальном времени при работе нескольких подразделений. Также невозможно онлайн вести контроль за задачами. Excel не присылает автоматических напоминаний о том, что менеджеру надо связаться с клиентом в день, о котором договаривались. И в Excel есть риск потери данных, когда их накопится слишком много.
Всё это снижает эффективность работы и ведёт к невнимательности сотрудников и их ошибкам при принятии важных решений.
Иногда потенциальные клиенты озвучивают мысль, что облачные системы уязвимы для хакеров. Поставщики CRM строго соблюдают стандарты безопасности: шифрование данных, двухфакторная аутентификация, резервное копирование. Для разработчиков CRM-систем безопасность – это основная задача продукта. Поэтому в неё вкладывается большое количество ресурсов и ей уделяется особое внимание.
Иногда слышу, что маркетинг, поддержка и логистика могут обойтись без CRM-системы. И это ошибочное мнение.
CRM объединяет данные всех отделов. Маркетологи анализируют воронку продаж, служба поддержки видит историю обращений, а руководители получают сводные отчёты. Это повышает согласованность работы компании.
CRM – это не роскошь, а необходимый инструмент для роста бизнеса.
Перед началом автоматизации важно оценить, какой экономический эффект будет в результате внедрения. Наши клиенты отмечают, что после использования CRM-систем наблюдали меньший отток клиентов, рост скорости обработки и исполнения заказов, а также значительное сокращение ошибок персонала при приеме заказов. Всё это сказывалось на прямых экономических показателях – росте выручки и прибыли.
Главное – выбрать CRM-систему, соответствующую вашим задачам, и не поддаваться влиянию стереотипов.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».