В условиях неопределённости и постоянных изменений рынка заниматься бизнес-планированием компаниям становится всё сложнее. Бизнесу приходится реагировать на меняющуюся обстановку и лавировать в соответствии с новыми обстоятельствами. Сделать этот процесс более предсказуемым и эффективным может помочь интегрированное бизнес-планирование. О том, в чём суть этого метода и какие преимущества он даёт бизнесу, порталу Biz360.ru рассказала старший проектный менеджер компании OptiTeam Екатерина Авдеева.
Екатерина Авдеева – руководитель проектов контура IBP компании OptiTeam, старший проектный менеджер. Опыт работы в сфере управления цепочками поставок – свыше 6 лет.
Чтобы компания могла уверенно работать на рынке и развиваться, ей необходимо грамотно управлять своими ресурсами. Это аксиома. Поэтому базовая задача для бизнеса – поиск баланса дефицита и излишков.
Как правило, с выявлением дефицита проблем не возникает. Компания сразу видит основные факторы этого явления:
-
отсутствие товара на складах;
-
упущенная прибыль;
-
негативные отзывы клиентов.
Идентифицировать излишки несколько сложнее, поскольку изначально их легко ошибочно принять за запас продукции на следующий период. Позже признаки излишков становятся более очевидными:
-
замороженные активы;
-
недостаток обработанных средств;
-
нехватка складских и торговых площадей для размещения новых товарных запасов.
Одним из способов поиска баланса может стать определение оптимального спроса на будущий период. В таком случае составление плана продаж или закупок может идти по трём сценариям:
-
Использование в расчётах средних значений, опыта экспертов и накопленных знаний о том, как должен себя вести рынок. Здесь точность готовых планов составит 60−70% и выше только по тем категориям, которые ведут себя стабильно (например, по товарам первой необходимости).
-
Применение статистических методов и использование базовой очистки истории. В этом случае точность планирования выше, а результаты ощутимее.
-
Использование сложных систем многофакторного анализа с динамическим выбором моделей. В этом случае для планирования потребуются специализированные программы, мощные математические серверы и штат специалистов, разбирающихся в программном обеспечении.
Основная проблема всех перечисленных способов заключается в том, что они основаны на предположении, что тренды прошлого будут сохраняться и в будущем. Однако, когда ситуация меняется, невозможно гарантировать 100%-ную точность прогнозов. Поэтому необходимо пересмотреть подход к бизнес-планированию.
Современные IT-решения позволяют управлять уровнем сервиса для каждой товарной позиции, наглядно показывая, что выгоднее: оставить товар на складах или сохранить дефицит. Но и здесь есть свои нюансы:
-
При перепрогнозе уровень сервиса будет 100%, но при этом на складах может находиться избыток продукта. Это заморозит средства компании и не приведёт к желаемому результату;
-
Колебание прогноза спроса по мере нарастания цепочки поставок может превратиться в солидный избыток из-за того, что на каждом из звеньев добавляются собственные страховые запасы. В итоге они будут нарастать, давая на выходе «эффект хлыста», когда минимальное колебание прогноза на первоначальном уровне превращается в огромный избыток товара на выходе.
Минимизировать риски неточного прогноза и сбалансировать объём потребностей, который реально нужен в данный момент времени, можно с помощью цепочек поставок. На каждом из этапов, входящих в цепочку, может возникнуть проблема, на которую нужно реагировать своевременно. Сделать это возможно с помощью интегрированного бизнес-планирования (IBP).
IBP (Integrated Business Planning) – это комплексный подход к бизнес-планированию, который синхронизирует все типы бизнес-планов компании в различных горизонтах планирования, объединяет продажи, производство, финансы и управление поставками, поддерживает взаимосвязь между стратегическими, тактическими и оперативными планами. Цель IBP – создать единую стратегию развития компании для достижения бизнес-целей оптимальным путём.
Автоматизация бизнес-процессов и появление новых IT-решений помогает компаниям совершенствоваться и развиваться в текущей действительности. Важное место в этом занимает интегрированное бизнес-планирование. По сути, это стратегия управления бизнесом, которая объединяет все ключевые функции компании в единый процесс планирования.
Основная цель IBP – создать согласованную и целостную картину того, что ждёт бизнес в будущем, учитывая взаимосвязь всех его элементов. Система обеспечивает стратегическую и взаимосвязанную работу в процессе управления цепочками поставок и каждым блоком, входящим в процесс обеспечения продукции.
IBP рассматривает бизнес как единую систему, где изменения в одной области могут повлиять на другие, а также учитывает как потенциальные риски, так и возможности для роста.
Пример: на производственных складах образуются очереди из-за недостатка торговой площади. Если проблема кроется в том, что в пиковые моменты времени возникает нехватка персонала, модель подскажет критическую потребность в дополнительных сотрудниках и автоматически переведёт эту информацию дальше в блок управления. Благодаря этому проблему удастся решить оперативно и без серьёзных потерь.
Система IBP даёт возможность планировать на различных уровнях и, самое главное, объединять эти уровни между собой, давая общую картину происходящего в компании.
Основные преимущества внедрения IBP-системы:
-
Объединение данных в единую модель позволяет всем бизнес-функциям (продажам, маркетингу, управлению персоналом, цепочкам поставок и финансам) взаимодействовать в рамках одного информационного пространства. Это помогает избежать разрыва данных, поскольку все функции обмениваются информацией онлайн, учитывая при этом возможности и ограничения для совместной работы.
-
Система обладает гибкостью и масштабируемостью, что позволяет ей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям бизнеса. Это даёт возможность формировать обновлённые планы и моделировать все сценарии в режиме реального времени.
-
Благодаря возможности коммуникации и сотрудничества различные бизнес-функции могут работать над общими моделями и принимать взвешенные решения на основе актуальной информации.
-
Система позволяет компаниям разрабатывать планы, учитывая различные факторы и сценарии. Создание моделей, прогнозов и симуляций помогает принимать обоснованные решения.
В отличие от традиционных подходов, которые ограничиваются краткосрочным планированием продаж и операций, IBP охватывает все горизонты планирования:
-
Краткосрочное: оперативное планирование, управление запасами;
-
Среднесрочное: прогнозирование спроса, ценообразование;
-
Долгосрочное: стратегические проекты, инвестиции, развитие новых продуктов.
IBP-решения отличаются простотой интеграции с существующими системами управления, такими как ERP и CRM, и могут быть адаптированы к специфике каждого бизнеса.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».