В период экономических кризисов тысячи компаний закрываются, но много и тех, для кого это становится временем новых возможностей. Оптимизация затрат, поиск новых ниш, запуск непрофильных проектов – в борьбе с экономическими катаклизмами может выстрелить самое неожиданное решение. О том, какие шаги могут предпринять компании малого бизнеса, чтобы пережить кризис, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал директор крауд-платформы AKTIVO Егор Клименко.
Егор Клименко, гендиректор платформы коллективных инвестиций в недвижимость
AKTIVO. Окончил МГИМО по специальности «мировые финансовые рынки». Начал карьеру в корпорации «Уралсиб» в качестве специалиста отдела корпоративных финансов и управленческого консультирования. В течение 10 лет работал управляющим партнёром NRG - крупнейшей консалтинговой компании в сфере альтернативных инвестиций. С 1 декабря 2016 года - генеральный директор краудинвестинговой платформы AKTIVO, которую основал известный предприниматель и инвестор Оскар Хартманн.
Мир меняется. Проанализируйте, что теперь важно для покупателя, которого относите к своей целевой аудитории. Чем ваш клиент готов будет поступиться, а что обезличит товар или услугу, если у них отнять то или иное качество. Вспомните опыт Pepsi: компания взлетела, когда предложила за те же 5 центов в два раза больше напитка, чем Coca Cola. Вопрос объёма и экономии в кризис важен для большинства потребителей.
Накидайте варианты развития событий, сделайте вилку: удачное стечение обстоятельств, средний вариант и самый плохой исход. И от каждой проведите линии - какие конкретные шаги могут повлиять на итог. От событий проведите ещё линии - детализируйте. Такой взгляд позволит оценить перспективы и увидеть новые возможности.
Кризис открывает новые ниши, заставляет людей думать и видеть новые пути. Подумайте о том, что говорят и пишут люди и как они это делают. Чего им не хватает: соедините эти подслушанные мысли и бизнес - не исключено, что увидите пути для перепрофилирования, запуска новых продуктов, разработки новых предложений.
Оптимизация затрат - неприятный, но необходимый шаг. Бизнес-тренеры и многие практикующие предприниматели во все времена, не только кризисные, твердят, что всё нужно оцифровывать. Те, кто это сделал, без труда увидят наиболее затратные зоны и поймут, что можно в настоящий момент сократить. Как правило, сразу срезаются:
-
тяжеловесные маркетинговые исследования - и это не настолько страшно. Есть время осознать, нужны ли вам они в принципе в меняющемся мире;
-
дорогие поставщики и сырьё - стоит поискать более бюджетные аналоги и импортозамещающие продукты. Не исключено, что уже давно можно сократить издержки, но раньше в этом не было явной необходимости;
-
новая разработка и запуск продуктов - вот с этим нужно быть особенно бдительным. Возможно разработка и нововведения критично важны для будущего вашей компании и, отложив их, вы приблизите разорение или упустите новую нишу. Как определить актуальность? Возвращаемся к шагу первому. Насколько действие вписывается в стратегию: если вы его сделаете, то что? А если не сделаете, то что?
-
реклама, PR и маркетинг - во все времена эти статьи расходов одними из первых идут под срез. И часто это бывает неоправданно. Бывает бесполезное продвижение, а бывает крайне эффективное. Допустим, дорогостоящий директ приносит вам 70% клиентов. Стоит ли его отключать? Его цена высокая по отношению к чему? С другой стороны, ваш отдел маркетинга и PR, который, на первый взгляд, не приводит прямых покупателей, но при этом поддерживает присутствие в медиапространстве и обходится вам по цене или дешевле того же таргета - он закрывает львиную долю запросов при этом. Вы готовы взять их на себя?
-
персонал – ещё одна болезненная тема, но интересная и многообещающая. Кризис и удалёнка показывают, кто действительно работает, а кто делает вид, умело прикрывая тылы. Оцените КПД каждого сотрудника и подумайте, сколько вы готовы выделить на ФОТ. В кризис и сотрудники зачастую готовы брать больше работы. При человеческом подходе и взаимоуважении, вы и ваша команда выручите друг друга.
Оцифровка всего и вся позволяет видеть объективные результаты, но чтобы они были прозрачными, нужны системные и постоянные отчёты. Если вы до сих пор их не делали - начинайте внедрять прямо сейчас.
-
Оцените ситуацию с кредитами. Трезво оцените возможность обслуживать существующий долговой портфель. В случае необходимости как можно скорее начните переговоры с кредиторами по реструктуризации.
-
Рассмотрите возможность избавиться от непрофильных активов. Возможно, продажа активов, которые наименее или совсем не критичны для текущей операционной деятельности, поможет сократить долг или сделать необходимые сегодня инвестиции.
-
Пересмотрите дебиторку. Клиентов, которые перманентно задерживают выплаты, или непроверенных новичков, лучше исключить из работы.
-
Автоматизируйте всё, что можно. Сокращая затраты, постарайтесь не перегрузить себя рутиной, а сотрудников переработкой.
-
Договаривайтесь. В кризис контрагенты более договороспособны. Все понимают в какой ситуации оказался бизнес и зачастую готовы протянуть руку помощи, чтобы спасти и ваш бизнес, и свой.
Конечно, вирус от всех ваших антикризисных действий быстрее не исчезнет из нашей действительности, но бизнес точно может выжить и даже, возможно, «откусить» долю рынка у конкурента. И любой кризис - явление временное, поэтому используйте его на благо своего дела.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал и страницу в Facebook.