Педагог из Ленинградской области Марина Май несколько лет отработала в сфере образования как наёмный сотрудник, а затем открыла своё дело. Начинала бизнес самостоятельно, но через пару лет откликнулась на предложение делового партнёра и вошла в совместный проект. А теперь отвечает не только за обучение детей, но также педагогов и предпринимателей. О том, какие проблемы приходится решать детским обучающим заведениям, и как избежать крупных ошибок в образовательном бизнесе, сооснователь центров Art Academy Марина Май рассказала порталу Biz360.ru.
Марина Май – 41 год, сооснователь и руководитель образовательно-развивающих центров Art Academy. Кандидат педагогических наук. Окончила консерваторию, прошла обучение в Санкт-Петербургском институте технологий и корпоративного управления. Работала преподавателем, репетитором и педагогом по раннему интеллектуальному развитию детей. Вместе с партнёром открыла в Сестрорецке центр «Арт Академия – Академия Отличий» (проект Art Academy). С 2022 года руководит академией управления и бизнеса «Май» для детских центров.
Я долго работала педагогом по музыке – в школах и как репетитор. В 2008 году завершила музыкальную карьеру, чтобы целиком погрузиться в работу с детьми. Я поняла, что могу дать детям гораздо больше, чем обычные развивающие занятия. Чтобы мои уроки стали ещё более эффективными, я занялась разработкой собственных дидактических материалов и программ.
В конце 2000-х начался бум детских центров. И мне, как достаточно известному в своих кругах специалисту, стали поступать предложения о сотрудничестве. Но я выбрала свой путь – решила открыть собственную студию.
Арендовала кабинет в пригороде Санкт-Петербурга Всеволожске, закупила материалы, набрала первые группы. Но уже на второй месяц арендодатель выставил мою студию за дверь, предварительно забрав деньги за предстоящий месяц. Я осталась с обязательствами перед родителями, без денег и помещения.
Возвращать оплату за занятия было нечем, потому я отправилась на поиски нового помещения. Конечно, более серьёзно изучив данную тему и подойдя со всей ответственностью к вопросу согласования всех условий аренды.
Затем появились вторая и третья студии во Всеволожске. Все они работали в небольших классах, где вела занятия я сама. Каждый день изучала спрос и потребностей родителей, старалась повышать эффективность и результативность программ.
Работа детской студии в единственном кабинете имеет ряд особенностей. Одна из них – ограниченный потенциал для роста. Чтобы ученики достигали высоких результатов, необходимы не только обучающие программы. Нужен комплексный подход, который позволяет выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого при групповых занятиях. В идеале ребёнок не просто учится читать и считать, но и осваивает различные инструменты решения задач, в том числе нестандартными способами.
Не секрет, что дома с мамой ребёнок, как правило, занимается без энтузиазма. Родители затрачивают время, силы и нервы без гарантии результата, да и не каждый из них имеет педагогическое образование. Поэтому они приводят своих детей к профессионалам, чтобы ребенок развивался гармонично, эффективно и результативно.
И для меня уровень моей работы всегда определялся результатами учеников, что напрямую совпадало с запросами родителей. Сложность в том, как добиться этих результатов – ведь все дети разные. Активные или застенчивые, с разными темпераментом и способностями, уровнем мотивации и осознанности. Тогда я занялась разработкой комплексных программ для детей в возрасте от одного года.
Тем временем мне продолжали поступать предложения о сотрудничестве, на одно из них я согласилась. Партнёром стал предприниматель, который хотел создать один из первых частных образовательных центров в нашем районе. У него было помещение, но не было опыта работы с детьми. Меня подкупили серьёзность его подхода к делу и свобода, которую мне предоставили для воплощения идей и развития программ.
Так я стала сооснователем образовательного проекта Art Academy (официальное название «Арт Академия – Академия Отличий»). Мне пришлось изучить требования инстанций, нормативы и документацию, бухгалтерский учёт, налоги, отчётность. Подготовка к лицензированию образовательных программ тоже была моей зоной ответственности. Основными направлениями работы центра стали интеллектуальное развитие детей, подготовка к школе, английский язык, творческое и музыкальное развитие.
Затраты на запуск составили порядка 500 000 рублей. Мы подготовили помещение, закупили мебель, оборудование и материалы для работы. При среднем чеке в 6 тысяч рублей с первых недель работы центр вышел на точку безубыточности и стал приносить прибыль. Сейчас занятия для детей стоят от 5 до 15 тысяч в месяц в зависимости от выбранной программы.
Самым проблемным моментом на старте стал поиск сотрудников. Не имея опыта в этом вопросе, я выбирала педагогов бессистемно, ориентируясь лишь на профильное образование и опыт работы. В результате за первые четыре месяца пришлось сменить трёх педагогов по английскому языку. Стоит ли говорить, что это не самым лучшим образом сказывалось на деятельности центра.
Я анализировала свои ошибки, изучала подходы к найму различных предпринимателей, наблюдала за поведением соискателей и сотрудников. Так у нас появилась комплексная система многоэтапного отбора, найма и подготовки персонала. Она позволяет организовать стабильный образовательный процесс и подстраховаться на случай внезапного невыхода или увольнения сотрудника. Система в автоматическом режиме отсеивает кандидатов, не готовых работать качественно и эффективно.
Работа действующего персонала оценивается по простой и понятной системе KPI. Это помогает получить объективное представление об их результатах.
Основной сложностью в работе детского центра руководители чаще всего называют привлечение клиентов. Как донести до родителей ценность услуг, которую они получат именно в нашем центре? Для этого мы использовали классические инструменты: листовки, флаеры, буклеты, таргет, работали с существующей клиентской базой.
Выстроили комплексную и эффективную систему, но мне хотелось достичь более высоких результатов при привлечении «холодных» клиентов. И мы придумали четырехэтапную воронку-игру для родителей. Она не только знакомит с центром, но и позволяет понять те процессы, которые формируют в ребёнке самостоятельную личность.
Цикл воронки составляет 2-4 дня. Доходимость до четвёртого этапа составила более 80%, а покупка абонементов на наши программы – более 60%. Родители, по сути, становятся нашими единомышленниками. Они уже знают, на что обращать внимание при развитии ребёнка, чтобы помочь ему чувствовать себя более уверенно.
Благодаря комплексному подходу во всех аспектах работы нам удалось добиться рентабельности в пределах 58-60%. Для нашей сферы это очень высокий показатель: хорошим уровнем для детских центров считается 25-30%. Эту системную работу удалось выстроить на весь год, вне зависимости от сезонов.
У нашего образовательного проекта теперь два филиала – в Сестрорецке и Всеволожске. Средний показатель посещаемости для расчёта «жизненного цикла клиента» составляет 3,5-4 года. Система может применяться в других детских организациях. При соблюдении всех условий она приносит те же результаты.
Вариант развития по франшизе не пришёлся нам по душе. Всё-таки франшиза связана с жёсткими требованиями, а я ценю индивидуальность в каждом человеке. Чтобы добиться успеха, нужно не отказываться от своего «я», а развивать его.
Вместо франшизы я создала академию управления и бизнеса «Май» для детских центров. Её работа направлена на содействие другим руководителям и педагогам детских клубов, студий и кабинетов. Мы занимаемся обучением и поддержкой руководителей и сотрудников «детского» бизнеса. Люди выбирают наиболее удобный для себя формат обучения – прохождение отдельных курсов либо всей программы. В академии «Май» курс стоит от 60 до 190 тысяч рублей.
Желающие могут обратиться к нам за получением аккредитации, которая даёт право на использование всех наших программ обучения. Мы также можем принять непосредственное участие в запуске проекта. Ещё один вариант сотрудничества приближен к франшизе – использование нашего названия и полная поддержка в ведении деятельности.
Обучение в академии «Май» на данный момент прошли около 150 владельцев детских центров и самозанятых педагогов из разных городов России и СНГ. В этом году к нам впервые пришли на обучение коллеги из нашего района во Всеволожске – по сути, наши прямые конкуренты. Мы с удовольствием взяли в работу этот проект – он будет создаваться в нашей локации по всем нашим стандартам. Это значит, что планка дополнительного образования станет ещё выше.
-
Определиться с целями и мотивацией. Среди тех, кто открыл детские центры в нашем городе, было несколько родителей, водивших ко мне своих детей. Они видели, что у меня всегда много учеников, и понимали, что проект прибыльный. Вдохновившись этим, они открывали по соседству такой же центр. Но нельзя принимать такое решение лишь на основании поверхностных подсчётов и незнания своей аудитории. Весь фокус внимания в таких случаях обычно направлен на ремонт помещения и «создание красоты». Такие «предприниматели» часто не имеют представления ни о программах обучения, ни о маркетинге. Именно по этой причине многие закрываются, не проработав и двух лет.
-
Разобраться во всех процессах. Кому бы вы ни делегировали обязанности, связанные с различными процессами, для начала нужно детально разобраться во всех нюансах. Только так можно понять, каким образом следует контролировать и оценивать сотрудников.
-
Выделяться результатами. Чтобы родители вели к вам своих детей, ваша студия должна быть в чём-то лучше остальных. Главный критерий успеха – результаты воспитанников. Для их достижения требуется множество условий: грамотная методика, продуманная система мотиваций сотрудников и учеников, продажи, поддержка родителей. Чем лучше отработан каждый аспект – тем больше ваша студия будет отличаться от «средней» на рынке.
-
Уделять внимание мелочам. Успех в любом деле во многом зависит от мелочей. Мало иметь грамотную концепцию и выстроенные процессы – невнимание к мелочам и нюансам может погубить весь проект. Например, наши конкуренты нередко копируют у нас всё, вплоть до названия программ. Но при этом они не вникают в суть, не могут вести занятия на нашем уровне и не гарантируют результат. А родители быстро замечают уровень компетентности педагогов и отсутствие желаемого эффекта.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».