Методики, педагоги, комфорт, «сарафан»: четыре фактора успеха в образовательном бизнесе

Прочтёте за 3 мин.

«Никакая реклама не покроет ущерб, который могут нанести две-три недовольные мамы»

IT-инструменты, которые использует Данил Костромин

  • 1С:Бухгалтерия
  • AmoCRM
  • Trello

Билл Гейтс как-то признавался, что свой последний доллар он потратил бы на пиар. С таким подходом создатель Microsoft точно бы провалил образовательный бизнес в России, считает сооснователь крупнейшей в стране сети школ скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта «IQ007» Данил Костромин. И в своей авторской колонке для портала Biz360.ru объясняет, на что действительно нужно тратить время и силы, чтобы запустить успешный проект в сфере дополнительного образования. 

Досье

Данил Костромин, 33 года, сооснователь сети школ скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта для детей и взрослых  «IQ007». Образование: Уральский государственный экономический университет. Проект «IQ007» основан в 2009 году в Златоусте. На сегодняшний день в сети 575 школ (из них 21 - собственные, остальные по франшизе), работающих в 295 городах России, Казахстана и Белоруссии. Совокупный оборот бренда в 2019 году - 11 млрд. рублей. С 2017 года «IQ007» ежегодно входит в рейтинг Forbes «30 самых выгодных франшиз в России».

Данил Костромин

За 10 лет работы на образовательном рынке мы видели сотни примеров как успеха, так и неудач: до 10% наших франчайзи перед приходом к нам безуспешно пытались самостоятельно запустить образовательный бизнес. Проанализировав их и наш собственный опыт, мы сформулировали четыре основных правила успеха для тех, кто захочет заработать на дополнительном образовании. 

Вкладывайтесь в методики

Это самый сложный фактор - и самый затратный. В 2009 году, когда мы выходили на рынок, большинство центров дополнительного образования следовали школьной программе - фактически это были обычные репетиторы, собранные под тем или иным брендом. Сегодня родителям мало поднатаскать ребенка по школьным предметам - им нужны эффективные программы развития, которые помогут их детям не только в учёбе, но и в жизни. А залог эффективности тут, вне зависимости от возраста учеников, заключается в правильно подобранной методике.

Каждому обучающему центру необходим штат методистов, которые постоянно анализируют и оптимизируют учебные курсы и программы. Но у небольших компаний - а тем более частных предпринимателей - обычно не хватает на это средств. Поэтому в России так популярны образовательные франшизы: они позволяют франчайзи получить методики и одновременно сэкономить на расходах. К примеру, в нашем методическом центре работает семь специалистов, которые ежемесячно выпускают учебные пособия для франчайзи.

Педагогов подбирайте как для себя

В стране много хороших педагогов, но чтобы найти их и привлечь, нужны бюджет и терпение. Причём неважно, в Москве или в маленьком посёлке.

Хорошие специалисты, как правило, уже заняты. Их придётся мотивировать зарплатой и комфортными условиями труда. Кроме того, для педагогов важно отсутствие бумажной работы, которой они перегружены в школах. На этом тоже можно сделать акцент в переговорах.

Требования к педагогу могут меняться в зависимости от направления и возрастной группы. Но есть простой и универсальный лайфхак - выбирать как для себя и своих детей. Спросите себя: «Вы бы пошли к этому преподавателю учиться? Отдали бы ребёнка заниматься к этому учителю?»

Конечно, полагаться только на эмоции тоже не стоит. У нас, к примеру, педагоги проходят три этапа собеседования. Первые два проводит франчайзи на месте, третье - наш HR-специалист, который помогает руководителю бизнеса определиться с выбором.

Не экономьте на комфорте

В России долгое время считалось, что главное - хороший педагог, а учить он может в любых условиях. Сейчас всё изменилось. Когда родители приводят детей на наши курсы, они оценивают буквально каждую мелочь, начиная от парковки и входной группы и заканчивая мебелью в классе.

Как правило, на аренду, ремонт и первоначальные закупки небольшому образовательному центру нужно потратить от 300 тысяч до 1 млн. рублей. Практика показывает, что при расходах меньше 300 тысяч получаются совсем скромные заведения, которые просто неконкурентоспособны.

Если же вы открываете онлайн-школу, придётся потратиться на удобный и дружелюбный интерфейс, который приятен глазу и не превращается в квест «найди нужную кнопку». 

Помните про «сарафан»

В дополнительном образовании сарафанное радио важнее, чем в любой другой сфере. Особенно если проект ориентирован на детей.

И это не просто общие слова. В 2018 году аналитики ВШЭ изучали проблему выбора организаций детского допобразования. Эксперты пришли к выводу, что в этой сфере неформальные каналы получения информации уверенно доминируют над официальными. Больше половины родителей стабильно обращают внимание на рекомендации друзей и знакомых, чьи дети уже ходят на допзанятия, это наиважнейший фактор, влияющий на выбор организации допобразования.

Но проблема с «сарафаном» в том, что искусственно запустить его не получится. А если что-то идёт не так, он начинает работать против вас. Поверьте, никакая реклама или пиар по эффективности не покроют ущерб, который способны нанести вашей репутации две-три недовольные мамы.

Так что единственный эффективный сценарий - работать на качество обучения и комфорт клиента, как бы банально это ни звучало. Во всех остальных случаях проект долго не проживёт. Даже если потратить на пиар последний доллар.

Данил Костромин

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал и  страницу в Facebook.

24 марта 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов