«Школа Бенуа»: как запустить и развивать качественный образовательный проект

Прочтёте за 4 мин.

Андрей Лушников: «Формируйте добавленную стоимость»

IT-инструменты, которые использует Андрей Лушников

  • App Бенуа1890
  • Trello
  • Instagram
  • Facebook
  • LinkedIn

Рынок детского образования – привлекательная ниша для старта бизнеса. «Родители будут экономить на детях в последнюю очередь, мы гарантированно сможем заработать», - примерно так думают многие «детские» стартаперы. Но не всё так просто: на этом рынке много нюансов – от высокой конкуренции до законодательных ограничений. И те, кто вдумчиво изучит чужой опыт, смогут избежать многих рисков. О том, как нестандартный подход помогает в развитии eduсation-бизнеса, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал основатель проекта «Школа Бенуа» Андрей Лушников.

Досье

Андрей Лушников, предприниматель из Санкт-Петербурга, глава совета директоров группы компаний «БестЪ». Основные сферы деятельности – девелопмент (сеть бизнес-центров и ТРЦ, комплекс апартаментов Avenue-Apart) и образование (собственный проект «Школа Бенуа» и одноимённая франшизная сеть по РФ). Входит в рейтинг миллиардеров «Самые богатые люди Петербурга». Личное состояние оценивается в 5,4 млрд. рублей. Общая капитализация компаний - около 10 млрд. рублей.

Андрей Лушников

Петербург-Сердобск, далее везде

Изначально образовательной франшизой я совершенно не собирался заниматься. Но, создав в Санкт-Петербурге центр дополнительного образования для детей «Школа Бенуа», решил масштабировать бизнес. Оказалось, это не так-то просто: образовательная франшиза «признаёт своими» только тех, кто действительно хочет работать с детьми, а не просто заработать на сетевой истории, неважно какой.

«Призрак» франшизы впервые появился в моей жизни в 2011 году, когда мы приобрели то, что осталось от знаменитой Фермы Бенуа в Петербурге - это были практически руины. У фермы сохранились только стены, от здания дачи после пожара остался лишь фундамент.

Мы планировали восстановить только коровник, а дом сравнять с землёй. Но обязательства по охране памятника потребовали от нас воссоздать по чертежам и фотографиям бывшее владение Юлия Бенуа целиком. 

Школа Бенуа

Школа Бенуа

Что мы и сделали, не став спорить с государством и кармой (сейчас легко сказать «сделали», а тогда мы старинные кирпичи со всей России собирали!). В здании фермы открыли семейный ресторан, а дачу отстроили заново и создали там центр дополнительного образования «Школа Бенуа» для детей от 2 до 12 лет, тем более что в советское время так как раз были и детский сад, и школа.

Проект быстро стал популярным у родителей, к нам стали обращаться с просьбой открыть такие же школы в других районах. Тогда мы решили все наши образовательные онлайн-программы и бизнес-процессы оцифровать и собрать на единой платформе. А если так, значит, их можно использовать где угодно - хоть в Москве, хоть в Сердобске. Так родилась идея франшизы.

Не жадничаем

Паушальный взнос для партнёров-франчайзи мы сначала установили довольно большой - 600 тысяч рублей для детского центра площадью примерно 250 квадратных метров. В нашей управляющей компании трудились 22 человека, которые для каждого нового партнёра открывали центр «под ключ»: подбирали помещение, делали дизайн-проект, выстраивали рекламную кампанию, помогали в подборе и обучении персонала и запуске.

Но первые опыты нельзя назвать удачными: за нашими франшизами приходили люди, далёкие от детского образования. И хотя в первый год мы продали пять франшиз, два центра впоследствии нам пришлось закрыть (сейчас у них уже новые собственники, мы их реабилитируем).

Тогда мы решили пересмотреть целевую аудиторию и условия. Паушальный взнос снизили до 200 тысяч рублей, а ежемесячный платёж (роялти) отменили. Сегодня наш потенциальный франчайзи - человек с педагогическим образованием и опытом, готовый заниматься детским центром самостоятельно. Мы лишь даём ему поддержку - бренд, рекомендации по подбору помещения, учебные методики, сайт, маркетинг, дизайн, программное обеспечение. Даём и наших «бенуариков» - персонажей сказочной страны Бенуарии, которых специально для школы создали художник Николай Копейкин и детская писательница Катя Матюшкина. 

Школа Бенуа

Каждый партнёр проходит у нас обучение, осваивает работу в ERP-системе и СДО (системе дистанционного обучения), детские мобильные приложения с дополненной реальностью. Самостоятельному человеку не нужны громоздкая поддержка и жёсткий контроль по мелочам, мы не ведём его «за ручку», как в классических моделях франчайзинга. И сейчас в нашей управляющей компании работает всего 7 человек: директор, его заместитель, бренд-директор и педагоги.

Такая политика принесла свои плоды. За два года у нас открылось уже 18 объектов: 11 в Петербурге вместе с флагманской школой, по одному в Екатеринбурге, Волгограде и Сердобске, по два в Подмосковье и Ярославле.

В 2019 году мы даже подняли паушальный взнос и сделали его дифференцированным: для Москвы и Санкт-Петербурга - 400 тысяч рублей, для остальных городов - 300 тысяч.

Неформальные форматы

Наши действующие форматы - детский сад для детей от 2 до 7 лет и центры дополнительного образования для детей от 2 до 12 лет (например, в зданиях ТЦ, что очень удобно родителям).

Продумываем и новый формат «Бенуа Арт-лаб» для небольших помещений от 70 до 150 «квадратов», где будут детские творческие мастерские и программы интеллектуального развития. Паушальный взнос для выбравших этот формат составит 100 тысяч рублей.

Мы работаем как с новыми объектами, так и с уже действующими детскими центрами, которым нужна поддержка в виде сильного бренда. В Пензенской области, например, в Сердобске, городке с 32 000 населения, наш центр работает в здании бывшего детского сада. И он популярен - это в Москве и Питере никого не удивишь мобильными приложениями с анимацией для детских программ…

Школа Бенуа

В каждом городе и у каждого формата есть свои особенности. Детский центр в торговом центре (в развлекательной зоне) - это большое количество согласований с руководством ТЦ. Детский центр в маленьком городе - проблема с педагогическими кадрами (в городке или поблизости должны быть педагогические колледжи или вузы). В большом городе - это высокая конкуренция.

И везде нужно угадать со стоимостью абонементов и разовых посещений, учесть экономическую целесообразность именно в этом городе или районе, конкурентную обстановку, ставку аренды, чтобы и для клиентов было приемлемо, и бизнес работал. Стоимость абонемента зависит и от количества часов пребывания ребёнка в нашей школе - 4 часа (с утра до обеда) или 12 (полный день, с 7 до 19).

Добавить смысла

Открыв первый десяток объектов, мы поняли, что детский центр может стать не только местом временной, хоть и полезной, «ссылки» ребёнка. Там можно устраивать праздники для детей, выставки, локальные фестивали, лектории и т.д. А если вам повезёт (или, лучше сказать, вы решитесь) открыть свою франшизу в историческом здании, вы подружитесь с местными краеведами и градозащитниками, а ваш объект станет центром притяжения для района или даже города.

Но интересна франшиза и для новостроек: люди будут покупать квартиру, уже зная, что им есть куда отправить учиться своих детей. Девелоперам на заметку! Любая дополнительная стоимость, придуманная вами в конкретном месте под конкретные задачи, принесёт большие плоды в продвижении бизнеса, самореализации сотрудников. Почувствуют пользу для себя местные жители - и обязательно оценят это.

Школа Бенуа

Не стоит думать, что франшиза хороша только в городах с населением под миллион. Пример Сердобска в этом смысле показателен. Кстати, в небольших городах действует программа «Фонда развития моногородов» - предприниматели могут получить льготные займы, беспроцентные и под 5%.

Капитализируем экспертное мнение

В самом начале развития нашей франшизы мы провели в Петербурге конференцию «Детское образование и бизнес» (этой весной она пройдёт уже второй раз). Со всей страны приехали около 200 участников, кто-то из них потом взял нашу франшизу. Но это была не только рекламная акция, на конференции мы обсуждали проблемы и новые тренды детского образования. 

По итогам прошлого года флагманская «Школа Бенуа» была признана лучшим петербургским проектом социального предпринимательства в сфере дополнительного образования и воспитания детей. Мы стали известны, нас приглашают на различные инновационные и образовательные мероприятия, как государственные, так и частные. Например, недавно были на форуме «Бизнес по франшизе: вопросы и ответы» в Ростове-на-Дону, по его итогам ведём переговоры об открытии новых объектов в этом городе. 

Здравствуй, школа!

Родители дошкольников, посещавших занятия в «Школа Бенуа», требуют от нас «продолжения банкета» - открытия полноценной начальной школы. Мы работаем над этим, проект в стадии «упаковки», а потом, конечно, тоже превратим его во франшизу.

Франчайзинг в образовании - это не просто коммерческая концессия. Этот бизнес требует серьезного творческого подхода. А если мыслить глобально, он часть экономики шеринга, за которой будущее.

В сухом остатке: рекомендации будущим франчайзи

Итак, если вы решились открыть образовательную франшизу, то:

  • убедитесь, что предлагаемый контент (подход к образовательному процессу, учебные программы и т.д.) действительно оригинален, интересен и продаваем в вашем регионе (городе);

  • позаботьтесь о «подушке безопасности»: от открытия бизнеса до точки безубыточности надо как-то продержаться;

  • обратите внимание на обучение у франчайзера - это важнейший момент перед открытием бизнеса: отдавайте предпочтения только тем компаниям, которые готовы вам его предоставить и поддержать в процессе работы;

  • набирая персонал, ориентируйтесь на педагогические кадры, преимущественно на молодёжь - им легче освоить инновационные образовательные программы;

  • будьте готовы к тому, что образовательный бизнес требует творческого подхода, гибкости, готовности присоединять «добавленную стоимость», которую могут дать место объекта, календарь праздников и событий вашего города, участие в отраслевых выставках, запросы клиентов;

  • поймите, интересно ли вам вообще работать с детьми - это самое главное!

Андрей Лушников 

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал

11 февраля 2020

Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов