Индустрия красоты во многом зависит от профессионализма и доброжелательности мастеров, администраторов и других сотрудников бьюти-салонов. Но не меньшую роль играет и автоматизация, которая позволяет свести к минимуму человеческий фактор и делает бизнес более прозрачным для владельца или руководителя. О том, как внедрённые IT-решения позволяют эффективнее управлять бизнесом, в своей авторской колонке рассказал директор по развитию продукта «1С:Салон красоты» Руслан Микитюк.
Руслан Микитюк – директор по развитию программного продукта
«1С:Салон красоты». С 2005 года работает в сфере автоматизации wellness-рынка, развивает IT-решения для салонов красоты и фитнес-клубов - при его участии осуществлено более 2500 успешных проектов автоматизации в этих сферах. Продукт «1С:Салон красоты» используют в своей работе компании в России, Белоруссии, Турции, Украине и Казахстане.
В бьюти-сфере ещё много студий и салонов, которые ведут учёт расходных материалов и клиентскую базу в табличках Excel. Причина - в специфике бизнеса: на рынке много микро-компаний, каждая из которых делает ставку на постоянных клиентов, личное общение и тесное комьюнити.
Но конкуренция диктует новые правила. За клиента становится сложнее бороться, и предприниматели ищут спасение в технологиях. Автоматизация - серьёзное преимущество на рынке. Но только если понимать, к какому результату вы стремитесь. Давайте разберёмся, как изменится работа руководителя после автоматизации процессов.
Довольно часто руководители считают бюджет салона красоты по схеме «доходы минус расходы». Из денег, полученных за день, отнимают то, что потратили сами. Такой подход приводит к тому, что к концу месяца образуется кассовый разрыв - большая часть выручки потрачена, а на арендную плату или налоги не хватает. При этом понимания, почему так получилось, у руководителя нет.
Отлаженная автоматизация показывает управленческий баланс салона с точки зрения метода начисления. Руководитель будет знать, на что тратятся деньги, как они приходят, и сколько салон заработал в результате.
В выбранном программном решении виден понятный отчёт: себестоимость услуг салона, налоги, арендная плата, оборачиваемость склада, схемы оплаты труда и мотивации для сотрудников.
Автоматизация салона, в первую очередь, помогает руководителю корректно использовать ресурсы и распределять средства на ежедневную операционную деятельность.
Для руководителей склад - это чёрный ящик, в котором нет времени и желания разбираться. А зря: частично салон красоты терпит убытки именно из-за проблем в работе склада - «мёртвые» позиции, ошибки во время инвентаризации, нехватка расходных материалов, которая может и вовсе приостановить деятельность заведения.
При ручном контроле добиться чёткости и слаженности работы сложно. Чтобы анализировать состояние склада и минимизировать его остатки, нужна немалая компетенция. Содержать в штате отдельного человека, который следил бы за материалами и составлял заявки на заказ продукции - затратно. И такая потребность постепенно уходит в прошлое.
В большинстве современных систем автоматизации можно контролировать остатки на складе, показывать отчёты по ним и автоматически составлять заявки поставщикам на нужные позиции, опираясь на потраченное количество материалов за прошедший месяц, популярность товаров и другие факторы. Это помогает руководителю отслеживать оборачиваемость склада и сокращать затраты на расходные материалы, избегая «мертвых» позиций.
Насколько продуктивны сотрудники? На ком держится клиентская база? Успех салона красоты зависит в первую очередь от персонала, поэтому крайне важно объективно оценивать работу каждого сотрудника. И оценивать в цифрах, а не со слов администратора или по слухам. Для этого недостаточно раз в день появляться в чате в мессенджере или проводить «контрольную проверку» раз в месяц.
При автоматизации мотивация и заработная плата сотрудников рассчитывается по KPI на основании совокупности факторов: выполнение плана по выручке, оценкам за визиты и так далее. Например, в программе можно посмотреть возвратность клиента. Если один мастер показывает возвратность 8%, а другие - 60%, то, скорее всего, стоит попрощаться с таким специалистом.
Ещё один фактор рейтинга мастеров – его клиентская оценка. В системе можно настроить триггер, по которому после оказания услуги клиенту с помощью sms или email-сообщения предлагается оценить визит по 5-балльной шкале или NPS-системе.
А настроив связь со складом, система поможет руководителю справиться с ещё одной головной болью - перерасходом материалов.
Отмены и переносы записей, разборки с недовольными клиентами, - всё это входит в задачи администратора. Но форс-мажоры стоят салону денег, потерянных клиентов, а иногда и репутации.
Автоматизация исключает ошибки из-за человеческого фактора. Сегодня салон способен функционировать и вовсе без администратора - для оплаты услуг можно интегрировать платежные автоматы, а для записи клиентов настроить онлайн-сервис.
Кроме того, через точки касания - sms, e-mail, push-сообщение, либо через звонок администратора (если вы пока не можете представить без него бизнес) - по каждой записи настроены триггеры для клиента. Это: подтверждение записи, напоминание о визите, а также оценка оказанной услуги. Такое тесное взаимодействие с посетителями снижает количество форс-мажоров.
Способы взаимодействия бизнеса с клиентами, да и сами потребители услуг изменились за последние годы - сегодня люди пишут, а не звонят. Ещё в 2016 году Google написал, что по статистике 65% потребителям услуг комфортнее при обращении в компанию писать, а не звонить. И это нельзя игнорировать.
Клиенту нового поколения нужно предоставить выбор способа взаимодействия с салоном: Instagram, «ВКонтакте», виджеты на сайтах и т.д. Это касается не только записи, но и общения с клиентом. Удобство взаимодействия с салоном влияет в результате и на продажи. По нашему опыту, онлайн-запись и использование мобильного приложения для клиентов повышают продажи в салонах на 30%.
Как результат внедрения и грамотно настроенной автоматизации: расширяется горизонт планирования. Руководитель салона красоты в любой момент, находясь где угодно, может оценить состояние бизнеса и качество работы мастеров. Он имеет возможность на основании развёрнутых, лишённых механических ошибок отчётов, принимать решения - корректировать ли бюджет, сокращать ли расходы на материалы.
Наш чек-лист охватил не весь спектр преимуществ, которые даёт руководителю автоматизация салона, но эти изменения - основа дальнейшего развития бизнеса. Как только рутинной и механической работы, в которую руководителю волей-неволей приходится вникать, становится в разы меньше, появляется время на главное - планирование и развитие.
Читайте также:
Так жить нельзя: пять ситуаций, когда бизнесу нужна автоматизация.
Верните наши деньги: как вернуть дебиторку с помощью робота-юриста.
Автоматизация в фитнес-клубе: как ликвидировать хаос и начать зарабатывать.