Как открыть хостел в своей квартире

Прочтёте за 4 мин.
27 ноября 2015

Илья Масеев – о нюансах хостел-индустрии и особенностях работы с букинг-агрегаторами

IT-инструменты, которые использует Илья Масеев

  • Booking.com
  • СБИС
  • Пакет Microsoft Office

Предприниматель Илья Масеев из Ярославля делит свою жилплощадь с незнакомыми людьми. Свою трехкомнатную квартиру он превратил в хостел «Кефир», куда могут одновременно заселиться 6 человек. Всего за несколько месяцев работы заведение попало на верхние ступеньки рейтинга самого популярного в мире сервиса бронирования Booking.сom, а вложения в проект удалось вернуть уже через полгода после его запуска.

Досье

Илья Масеев, 21 год, предприниматель, студент 4 курса юридического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. В 2015 году организовал хостел «Кефир», рассчитанный на размещение шести человек. Вложения в проект составили около 100 тысяч рублей.  

Илья Масеев.jpg  

Идея из телевизора  

Идея собственного бизнеса родилась у Ильи Масеева в ноябре 2014 года, произошло это, как водится, случайно - увидел по телевидению сюжет о хостеле в квартире. Тогда молодой человек понял, что его трехкомнатная квартира, в которой он живет один, как нельзя лучше подходит для этих целей. К тому же она, с точки зрения потенциальных туристов, достаточно удобно расположена: 5-6 минут пешком до вокзала, 15-20 минут пешком до исторического центра города. Родители поддержали Илью в его решении. 

Сначала студент взялся за изучение необходимых для открытия хостела документов и ГОСТов. Для будущего юриста это не составило особых сложностей. Регистрации как таковой не потребовалось. По существующему законодательству, хостелом может владеть человек, который не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. «Мы изучили нормативную базу и поняли, что особых юридических проблем при создании и открытии не возникнет, и решили, что надо пробовать» - вспоминает Илья. 

Переделывать квартиру под нужды хостела почти не пришлось. В ГОСТах с помощью формул рассчитывается площадь на каждого гостя (от 4 кв.м. жилой площади на человека), расстояние от верхнего яруса кроватей до потолка, указываются стандарты по кроватям. Всё, что нужно было сделать Илье и его семье – это косметический ремонт. 

Hostel Kefir I.jpg

Большинство из предметов обстановки было куплено в московском IKEA. Часть мебели (шкафы, полки и стол) Илья с семьей разработали и сделали сами. Основные сложности возникли с двухъярусными кроватями. Выяснилось, что в Ярославле они продаются лишь в детском варианте. В результате пришлось заказывать кровати на фабрике в Череповце.  

Хостел открылся в марте 2015 года. От возникновения идеи проекта до ее воплощения прошло всего 4 месяца. Название «Кефир» возникло благодаря нехитрому маркетинговому ходу, придуманному создателями хостела. «Мы понимали, что нужна какая-то фишка, надо как-то выделяться, и при этом не увязнуть в затратах, - говорит Илья. – Поэтому у нас возникла идея угощать каждого гостя стаканом кефира и какой-нибудь выпечкой. Иностранным гостям мы даем понять смысл нашего названия, что называется, «на практике». Человеку, не знающему, что такое кефир, объяснить это не так просто». 

От Канады до Китая 

Основным каналом продвижения «Кефира» Илья Масеев выбрал популярную систему бронирования Booking.сom. На сайте есть страница хостела, зайдя на которую, можно забронировать себе место на нужную дату. При  регистрации на Booking.сom страница создается пошагово, при ее создании нужно лишь выбрать те пункты, которые присутствуют в объекте, а также добавить фотографии. Будущая страница изучается модераторами сайта и через пару-тройку дней становится открытой для общего доступа. 

Уведомления о бронировании и отмене бронирования автоматически поступают на электронный ящик и на телефон Ильи. Каждый месяц Booking.сom. выставляет счет в размере 15% от сумм бронирований через этот сайт. 

Hostel Kefir V.jpg

Эти затраты оправданы - именно через этот сервис бронирования отелей «Кефир» получает основную часть своей клиентуры. «Сотрудничеством с «Букингом» я доволен. Благодаря «Букингу» мы вышли на мировой уровень. У нас останавливались гости не только со всей России, но и из Европы, Китая, Казахстана, Канады», - признается Илья. 

Непредвиденная окупаемость 

Ночь пребывания в «Кефире» обходится туристу в 600 рублей. Летом Илья провел эксперимент: снизил цену до 500 рублей за сутки, и по такой цене хостел проработал всё лето. В следующий летний сезон Илья также планирует скидки. «Основная  борьба за клиента начинается летом. В межсезонье на скидках и акциях много не заработаешь, так как общий поток туристов всё равно небольшой» - считает Илья. 

Всего на запуск проекта ушло около 100 тысяч рублей. В эту сумму входят затраты на косметический ремонт, закупку кроватей, матрацев, постельного белья, мебели и т.д. По оценке владельца, проект должен был выйти на самоокупаемость в течение года. Фактически же  вернуть вложенные средства удалось уже в августе. 

В сумме за месяц в разгар сезона текущие расходы Ильи Масеева на хостел составляют 12000-13000 рублей. Это коммунальные платежи, расходные материалы, комиссионные для системы бронирования Booking.сom. Также к этим расходам относятся «фирменный» стакан кефира с сэндвичем, чай-кофе с печеньем и тапочки, которые бесплатно предоставляются каждому гостю. 

С учетом затрат на стирку сумма ежемесячных расходов увеличивается до 15000 рублей. Илья пользуется услугами прачечной. Иногда бывает нужно перестирать белье со всех спальных мест за один день. В домашних условиях это физически невозможно. 

Hostel Kefir II.jpg

Заработанные за время работы «Кефира» средства Илья собирается потратить на мини-ремонт (покраска и т.д.), а также на установку кондиционеров. Без них летом иногда бывало душновато. Для развлечения гостей Илья планирует приобрести игровую приставку. Также студент рассчитывает подкопить средства для дополнительных вложений в хостел к следующему лету. 

Расчет в «Кефире» производится только наличными. Владельцы хостела пока оценивают, насколько «оправдается» введение оплаты по картам при их небольших объёмах. 

Баллы за кефир 

Средний балл «Кефира» по отзывам клиентов на «Букинге» – 9,5 из 10 возможных (по 40 отзывам), оценка по соотношению «цена / качество» - 9,7. Среди оценок клиентов нередко встречаются и десятки.  

«По отзывам клиентов  у нас самые высокие баллы в Ярославле среди всех отелей и хостелов, даже включая крупные и известные. Мы понимаем, что содержать в порядке 6 спальных мест гораздо легче, чем несколько десятков или сотен. Но всё равно для нас это очень серьезное достижение», - замечает Илья. 

В отзывах часто упоминаются уют, чистота и домашняя обстановка небольшого хостела. Также гостям нравятся «интерьер с душой», продуманная планировка помещения, чистая сантехника. Не остаются без внимания и «множество приятных мелочей», таких как книги, игры и географические карты. Не раз упоминается гостеприимность и доброжелательность хозяина, которого некоторые авторы отзывов называют «администратором». Сработал и ход со стаканом кефира в качестве угощения каждому клиенту – его вспомнили многие. 

Hostel Kefir III.jpg

Вместе с гостями 

В «Кефире» две комнаты по три места. Третье помещение - это большая комната отдыха гостей, совмещенная с кухней-столовой. «Своей» комнаты в хостеле у Ильи нет. Когда все места заняты гостями, он ночует в другой квартире. 

С открытием хостела Илье пришлось потратить какое-то время на привыкание к новому статусу квартиры и изменившемуся распорядку дня. Но сейчас он чувствует себя в роли хозяина хостела абсолютно комфортно. Некоторые неудобства возникают у него только в тех случаях, когда гости заказывают ранний или ночной заезд. 

Забронировать место можно через сайт Booking.com или позвонив лично Илье. Однажды получилось так, что в хостел на 6 мест приехало 8 человек. «Произошла техническая ошибка в системе бронирования, либо сыграл свою роль человеческий фактор, - вспоминает Илья. – Пришлось в срочном порядке докупить 2 спальных комплекта, и разместить «внеплановых гостей» в общей комнате. В дальнейшем такие ситуации не повторялись». 

Проблем с недовольными соседями у Ильи Масеева нет. Туристы у него останавливаются по большей части дисциплинированные и воспитанные. К тому же большинство квартир в подъезде, где находится мини-отель, сдаются. «С соседями проблем не возникает. Клиенты к нам приезжают вполне адекватные. Вопросов с дисциплиной гостей у нас практически не возникает. Я даже не могу вспомнить какие-либо «выходящие за рамки» случаи, связанные с нарушениями порядка или тишины», – утверждает Илья. 

Работу, связанную с ведением хостела, Илья с семьей выполняют своими силами, не нанимая дополнительного персонала. Когда Илья не может находиться в заведении, его заменяют родители. Для постояльцев Илья и его семья не готовят еду – в хостелах это делают сами гости, у них есть открытый доступ ко всем кухонным принадлежностям. Завтраки клиентам заказываются у партнеров. 

Недавно из-за негативных отзывов клиентов Илье пришлось сменить поставщика завтраков. «Жалобы и замечания мы, конечно же, учитываем в нашей работе. Когда мы стали получать регулярные жалобы на завтраки, мы отказались от услуг нашего партнера по доставке питания. После смены поставщика прошло очень немного времени, но мы уже успели получить первые положительные отзывы», - рассказывает Илья. 

Свободное время у него бывает только тогда, когда нет гостей. Совмещать ведение хостела с учебой помогает сезонная специфика бизнеса. «Зимой в этом плане посвободнее. Летом больше гостей, но отсутствует учеба, поэтому получается некий баланс времени между учебой и хостелом» - считает Илья. 

«Вконтакте» с клиентами

В соцсетях у хостела есть  только страница в «Вконтакте». Ее наполнение – это информация о бонусах и скидках для гостей, поздравления с праздниками, информация о партнерах хостела. «Кефир» также отмечен на яндекс-картах и гугл-картах. Делать сайт или заводить страницы в других соцсетях создатель хостела не планирует. 

«Работать через другие соцсети не представляет для нас особого смысла. А сайт для такого мини-хостела, как наш, не слишком нужен», - уверен Илья. 

Хостел сотрудничает с компанией Quest Planet, проводящей нестандартные экскурсии по Ярославлю и другим городам. Также Илья пытался сотрудничать с другими турфирмами. Но они обычно привозят большие группы, которые «Кефир» не в состоянии разместить. 

И стар, и млад 

Основная клиентура хостела – гости из Москвы и городов соседних областей. Они приезжают в Ярославль как для отдыха, так и по работе или учебе. На этапе открытия Илья рассчитывал в основном на студенческую аудиторию. Но, как показали первые месяцы работы заведения, в нем останавливаются люди разных возрастов: от школьников и студентов до родителей с детьми и пожилых пар. 

«Оказалось, что многим туристам, независимо от возраста и уровня дохода, фактически нужна только кровать. И им всё меньше хочется тратить по несколько тысяч рублей за ночь за «полноценный», но не особо нужный гостиничный номер. Важным фактором в пользу хостела является наличие кухни и возможность не тратиться на ужин в ресторане», - замечает Илья. 

Полная занятость 

Результаты, достигнутые в первом летнем сезоне, превзошли ожидания Ильи Масеева. В своих расчетах он отводил гораздо больше времени на «раскрутку» и набор клиентской базы. Но уже в июле весь хостел был занят полностью каждые выходные. С полной загрузкой работал он и в некоторые будние дни.  

«О расширении (взятии в аренду новых площадей) я уже думал. Но пока мы решили в полной мере «обжиться» в этом помещении и не лезть на рожон, прочувствовать рынок и затраты, - рассказывает Илья. – В случае принятия Госдумой РФ законопроекта о запрете размещения хостелов в жилых помещениях мне придется искать другое место, что приведет к незапланированным затратам».

Hostel Kefir IV.jpg

Читайте также:

Как устроена ферма по разведению улиток.
Как заработать на нестандартных экскурсиях.
Как мини-отелю продвигать себя в интернете.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
Все материалы