Небанальными тропами по Нижнему Новгороду

Прочтёте за 3 мин.
05 октября 2015

Александра Шарова построила бизнес на интересе нижегородцев к истории города

IT-инструменты, которые использует Александра Шарова

  • Сервисы Google
  • Яндекс.Директ
  • 1С:Бухгалтерия
Поворотным для нижегородской предпринимательницы Александры Шаровой стал 2012 год. «Я всегда занималась IT и коммуникационными бизнесами, а в 2012 году всё это «железо» и «облака» изрядно надоели, и я решила, что пора делать что-то другое для родного города. И затеяла два больших проекта», - признается бизнес-леди. Один проект – мастерская творческих проектов. А второй - бюро небанальных экскурсий «Нескучный Нижний»; он стартовал в мае 2012 года и окупился за пять месяцев.
Досье

Александра Шарова. Образование: факультет вычислительной математики и кибернетики ННГУ им. Лобачевского. С 1977-го по 1991-й год работала в Институте прикладной физики РАН, где прошла путь от стажера до заведующей лабораторией информационных систем. С 1991 по 2010 гг. - основатель и гендиректор группы компаний «Сенди». В 2010 году основала бюро небанальных экскурсий «Нескучный Нижний». Замужем; есть дети, внуки.

Александра Шарова.jpg
 
Как появился «Нескучный Нижний» 

В течение 19 лет я руководила IT-бизнесом (компания «Сенди» - один из первых нижегородских интернет-провайдеров, в 2006 году приобретена АФК «Система»прим. biz360.ru). В мае 2010 года мне исполнилось 55 лет, и я стала с удовольствием планировать свою пенсионную жизнь. Но через полгода поняла, что не могу не работать. Чем же заняться? Составила список возможных вариантов: от технических проектов до образовательного центра для детей. Стала каждый вариант сопоставлять со своими знаниями, умениями, предпочтениями и интересом (в первую очередь!)… В итоге первоначальный список сократился до экскурсионного бюро. Но чтобы это были не просто экскурсии, а необычные, небанальные. 

Да, сегодня Нижний Новгород не входит в число самых притягательных туристических центров страны и мира. Да, сегодня спрос на городские экскурсии мал. Мы – туристическая провинция. Но почему не предположить, что через пять лет по городу будут бродить толпы российских и иностранных туристов, а нижегородцы будут рассказывать друг другу, что нового они за последнюю неделю узнали о своем городе? 

«Нескучный Нижний» – это эксклюзив. Мы работаем на то, чтобы в Нижний Новгород приезжали уже только по тому, что в нем работают лучшие в России экскурсоводы! 

Я понимаю, что экскурсионное бюро не вырастет даже в средний бизнес. Это такой традиционный малый бизнес, который никогда миллионов не заработает, и который  за миллионы не продашь.  

Малый бизнес сродни плаванию на байдарке. Один неверный гребок или волна побольше – и ты на боку. Ну и что же? Тем интереснее жить! Мне в этом бизнесе многое нравится. Например, очень нравится «короткий клиент». Число клиентов интернет-компании исчисляется тысячами, работают они с тобой годами, и любая ошибка в планировании или тарифах приводит к потерям миллионов рублей. А в экскурсионном бизнесе расстояние от идеи до воплощения совсем короткое – сегодня придумали, завтра исполнили. 

Ставка на малые группы 

Что такое традиционная экскурсия? Экскурсовод на ходу говорит: «Посмотрите направо… Посмотрите налево…», а 30-40 туристов следуют за ним, внимательно или невнимательно слушая. Одна часть группы во время экскурсии разговаривает по телефону, другая – курит, третья – ищет магазинчик или кафе, куда сбежать… И только человек пять – этакие идеальные туристы – толпятся вокруг экскурсовода. 

Мы же предложили совершенно иной продукт. Наш клиент, как правило, - небольшая группа нижегородцев или приезжих, пытающихся постичь душу города. У нас есть экскурсии даже для одного человека. Вы один позвоните - и мы с вами пойдем. 

Нескучный Нижний.jpg

То, что мы делаем, – это особый жанр экскурсии – экскурсия в формате интеллектуальной доверительной беседы. Главное правило: говорить с людьми так же, как хотели бы, чтобы говорили с нами. У нас нет графика – посетить за два часа 20 памятников. Мы можем и в кафе с вами зайти, выпить чаю и погреться. Экскурсии для интеллигентной пожилой супружеской пары и для компании молодых девушек проведут разные гиды, которые обратят их внимание на разные вещи. Поэтому подобрать нужного экскурсовода – это 90%  успеха. Еще на этапе заказа экскурсии по интонации в голосе, по выражениям, которые использует клиент, по его вопросам пытаешься угадать, кто из гидов ему лучше подойдет. Важно иметь не много экскурсоводов, а много разных – для разных категорий клиентов. 

Мы производим штучный продукт. И если мы ведем по Нижнему Новгороду шведов, то мы накануне выясняем из всех доступных нам источников: а что Нижний Новгород связывает со Швецией. Потому что людям интересно слушать о себе в контексте этого города. Если к нам приехали связисты, у нас есть байки для связистов, а если они, например, банковские сотрудники, то мы обязательно им расскажем такую фишку, чтобы они приехали домой и всем рассказали: «А вы знаете, что в Нижнем…» 

Я сама с удовольствием вожу экскурсии для чиновников и рассказываю им о Нижнем Новгороде через призму государственного управления – это история города через коррупцию, тендеры, госзаказы; через то, как собирались налоги, как велся учет населения. И еще мне нравится работать с менеджерами. Им историю города я обычно рассказываю в контексте того, как раньше торговали и строили, что такое маркетинг по-старорусски… 

Стандартная экскурсия стоит от 1200 рублей (для одного человека) и длится 2-3 часа. Чем больше компания - тем дешевле. Для двоих уже 800 рублей на человека. 

Найти единомышленников, которые готовы работать в таком стиле, оказалось непросто. Наши гиды, как правило, - преподаватели истории, филологи, работники музеев, журналисты, краеведы - люди, которые живут историей города и которые умеют интересно об этом рассказать. Поскольку наши экскурсоводы - люди штучные, разыскивать их и готовить нам приходится самим. 

В 2014 году для решения кадровой проблемы мы создали школу экскурсоводов «Просвещение». Не только для себя. В ней учились и экскурсоводы других компаний и даже директоры туристических фирм. Из 43 выпускников около 20 теперь работают в «Нескучном Нижнем». В начале ноября начнется второй набор, уже сейчас мне поступило более 70 заявок, хотя набирать мы будем только 50 человек. Базовый курс программы подготовки – это краеведение (42 часа). Также слушателям читаются курсы архитектуры (по истории развития стилей - какие из них можно встретить в Нижнем Новгороде) и религиоведения. И важная часть курса – специальность. Но в новом сезоне мы планируем серьезно изменить программу подготовки за счет увеличения количества практических занятий.  

Есть идея проводить практику в виде бесплатных экскурсий для нижегородцев.

В прошлом году мы с трудом справлялись с заказами из-за отсутствия достаточного количества гидов.  В этом году заявок еще больше, но и возможности выросли в несколько раз. Выпускники нашей школы экскурсоводов помогли освоить новые для нас направления: паломнический туризм и работа с детскими группами. 

Спрос на экскурсии растёт 

Открывшись в конце весны, мы рассчитывали, что в 2012 году будем работать в убыток, формируя правильный продукт. Но получилось иначе: уже на второй месяц бизнес вышел на безубыточность, а на пятый мы вернули инвестиции. Конечно, первоначальные затраты были не очень велики - около 100 тысяч рублей. Но только в деньгах мерять здесь нельзя.

Главное – идеи, походы, сегментирование клиентов и, конечно, огромная работа с историческим материалом. 

Мы не ожидали, что наше предложение окажется таким востребованным. Всего за первые полгода через нас прошло около 1500 человек. Для компании, которая не планировала на массовый спрос, это было шоком. В 2014 году – уже 6000 человек. Что будет в этом году -увидим после ноябрьских праздников. За три года нам удалось добиться главной цели – сформировать бренд: бюро «Нескучный Нижний» - это небанальные экскурсии для интеллектуальной компании. 

Городское бюро экскурсий – во многом сезонный бизнес. В Нижнем Новгороде высокий сезон начинается на майские праздники и заканчивается 4 ноября, когда на берега Волги и Оки приезжают тысячи гостей со всей России. Бронирование экскурсий на ноябрьские праздники, несмотря на то, что в это время холодина и ветер просто сдувает с ног, начинается в конце августа. Жаль, у нас День города отняли (в 2014 году День Нижнего Новгорода был перенесен со второго воскресенья лета на 12 июняприм. biz360.ru), потому что это был хороший повод, по которому в город приезжали туристы. В декабре почти никто не ездит. Но мы и этому рады - отдыхаем после ноября. 

Стандартная экскурсия стоит от 1200 рублей (для одного человека) и длится 2-3 часа. Чем больше компания - тем дешевле. Для двоих уже 800 рублей на человека. 

Основные клиенты «Нескучного Нижнего» – это приезжие. Из нижегородцев, к сожалению,  в основном те, к кому приехали гости (партнеры по бизнесу или родственники) и их нужно развлечь или занять. 

 «Очень хочется изменить пропорции спроса – пусть 90% клиентов будет не иностранцы и туристы, а нижегородцы. Нам есть, что им рассказать и чем удивить»

Такого направления, как небанальные экскурсии для малых групп, в Нижнем Новгороде три года назад просто не существовало. После появления «Нескучного Нижнего» было еще несколько инициатив, но насколько они оказались успешны, судить не берусь. На данный момент наши основные конкуренты – это частные экскурсоводы. Это означает лишь то, что спрос на услуги гидов невелик. Будет расти спрос – будут появляться и новые конкуренты. 

Ничего страшного для своего бизнеса я в этом не вижу. Помню, в начале 2000-х продавцы мебели  не хотели заходить в мебельные центры – боялись, что если рядом будет еще один продавец диванов, то их продажи упадут. А потом оказалось, что когда два однотипных бизнеса поселяются рядом, спрос увеличивается в полтора раза у каждого. 

Маркетинг и продвижение 

Основные каналы продвижения для нас – «Яндекс.Директ» и Google Adwords. Изначально 95% клиентов находили нас через Всемирную паутину. География очень обширная - от США до Австралии, от Хабаровска и Владивостока до Санкт-Петербурга. Сейчас растет доля повторных экскурсий и заявки от тех, кто пришел к нам по рекомендации. 

В социальных сетях присутствуем. Но серьезное продвижение там не ведем. 

Наш род деятельности заставляет постоянно придумывать что-то новое, доказывая свою «нескучность». Ну и с инструментами интернет-продвижения нужно работать грамотно.  Например, добавили на сайт слова «Нижний Новгород – родина Кулибина» – тут же пошли звонки. Это классический маркетинг.

Александра Шарова 2.jpg 

Планы и перспективы 

Перспективы проекта, я считаю, вполне радужные и позитивные, а главное – многие годы напряженной и очень интересной работы. Причем не «на дядю», а на себя. Очень хочется изменить пропорции спроса – пусть 90% клиентов будет не иностранцы и туристы, а нижегородцы. Нам есть, что им рассказать и чем удивить. Скоро мы открываем ежемесячный лекторий «800+. Новый взгляд на старый Нижний» - это совместный проект с Государственным центром современного искусства и обществом «Нижегородский краевед». Надеюсь, что за несколько лет мы вырастим потребителей своего замечательного продукта в нашем замечательном городе.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
Все материалы