Турбулентные времена часто становятся стресс-тестом для компании: состояние неопределённости имеет свойство выявлять сильные и слабые стороны как сотрудников, так и руководителей. Коммуникация с командой – больная тема для многих бизнесов и в спокойное время. А в периоды хаоса проблема обостряется и правильно выстраивать коммуникацию с людьми особенно важно. О том, как руководству компании разговаривать с сотрудниками в кризисных ситуациях, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала бизнес-коуч Анастасия Иволина-Райская.
Анастасия Иволина-Райская – сертифицированный бизнес-коуч ICF, консультант по личной эффективности. Образование: бакалавриат Новосибирского государственного технического университета и магистратура по управлению проектами в старейшем техническом вузе Европы ČVUT. В 2019 году запустила собственный курс по личной эффективности.
Время перемен всегда сопровождается неопределённостью, которая может стать источником сильного стресса: сотрудники догадываются об изменениях, но не обладают информацией из первых рук. По этой причине они начинают придумывать возможные сценарии и накручивать себя, что может привести к поспешным решениям.
Чтобы этого избежать, руководству компании важно поддерживать постоянную связь с командой и быть готовым отвечать на вопросы не только на запланированных встречах, но и в другое время. Обмен информацией поможет уменьшить количество слухов и догадок.
Информационный вакуум может быть более худшим вариантом, чем избыток информации. В условиях нестабильности человек склонен предполагать, что окружающие чувствуют большую определённость и лучше осведомлены, тогда как он сам ощущает себя потерянным.
Если вы руководите командой и впереди вас ждут большие изменения, но план ещё в разработке, лучше рассказать об этом команде, при этом быть максимально честным с ними. Это даст сотрудникам понять, что с их интересами считаются и про них не забыли. Невозможно жить в мире без сюрпризов и плохих новостей, но не стоит ждать до последней минуты, чтобы сообщить их.
Для открытого обсуждения тревожных событий, слухов и конфликтов можно использовать метод «вонючей рыбы», разработанный сотрудниками шведской компании Hyper Island. «Вонючая рыба» – это метафора существующих проблем, и чем дольше эти проблемы не проговариваются, тем сильнее рыба начинает «пахнуть», разрушая целостность команды и негативно влияя на рабочий процесс. Стоит дать сотрудникам возможность «вытащить» рыбу, открыто обсудить острые моменты и ответить на волнующие их вопросы – и атмосфера нормализуется.
В современном бизнесе ключевым моментом является эффективное взаимодействие между сотрудниками, и если рабочая коммуникация выстраивается скорее стихийно, основываясь на привычках команд или её отдельных представителей, то период стресса и хаоса требует совершенно конкретных рабочих инструментов и правил взаимодействий.
Каждый человек реагирует на перемены по-разному и необходимо учитывать это при организации коммуникации в период трансформаций и высокой турбулентности. Личные встречи, групповые обсуждения проблем в открытом диалоге с руководителем, возможность задать вопрос анонимно – всё это может быть эффективным вариантом коммуникации. Задача руководства компании – предоставить разнообразные каналы коммуникации, задать форматы и системно реагировать на входящий поток вопросов.
Удалённый формат работы уже плотно встроился в нашу жизнь, и многие специалисты не представляют себе, что когда-нибудь вернутся в офис. Но в период высокой неопределённости переносить плохие новости в одиночестве могут не все, поэтому хорошим решением может стать изменение формата работы и взаимодействия в рамках этого периода. Это даст сотрудникам больше возможностей для контакта с руководством и коллегами как формального, так и неформального характера.
Организация совместных виртуальных рабочих пространств, пересмотр привычных ритуалов и встреч, изменение их регулярности, а также личное общение позволят сохранить моральный дух команды и дадут «удалёнщикам» возможность не чувствовать себя покинутыми, в то время как люди, которые могут работать из офиса, получают информацию буквально отовсюду.
Может показаться, что, если сообщить сотруднику необходимую информацию и рассказать обо всех возможных сценариях, этого ему будет достаточно, чтобы осознать происходящее и взвешенно принять решение. Но коммуникация должна быть двухсторонней. Важно не только информировать команду, но и обсуждать с ней существующие проблемы, задавать вопросы, открыто говорить о страхах и потенциальных рисках.
Идеально будет, если в кризисные моменты у вас будет возможность в индивидуальной беседе с членами команды поделиться последними новостями и дать каждому человеку высказаться. В таких случаях даже простая возможность для выражения своих мыслей и чувств может оказаться достаточным шагом для сохранения продуктивной рабочей атмосферы.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».