Качество фотографий играет для интернет-магазина важнейшую роль – от того, насколько «вкусно» и привлекательно выглядит на снимках товар, во многом зависит, сделает покупку или откажется от неё потенциальный клиент. Руководство многих компаний, в том числе в сфере малого бизнеса, понимая это, серьёзно вкладывается в фотоконтент. О том, как устроена предметная фотосъёмка в компании «МинералМаркет» и почему её руководство пришло к необходимости создания специального фотоподразделения, в своём блоге рассказал предприниматель Дмитрий Огородник.
Дмитрий Огородник, 33 года, предприниматель из Санкт-Петербурга, генеральный директор компании «Карелшунгит», управляющей магазинами
«МинералМаркет» и
«Планета шунгита». Образование: Рязанский институт воздушно-десантных войск. Дмитрий Огородник – автор
бизнес-блога, в котором он делится собственным опытом управления интернет-магазинами. Женат, воспитывает дочь.
Когда мы с моим партнёром Юрием Ивановым только планировали открыть «МинералМаркет», то для себя сразу приняли решение, что одним из ключевых наших отличий будут качественные фотографии. На тот момент у нас ещё ресурсов никаких не было, но было желание. В основном у всех конкурентов фото были плохие и непрофессиональные. Мы же хотели выделиться на их фоне. И у нас это получилось. Этим опытом я готов поделиться.
Итак, если вам нужно отфотографировать товар для вашего интернет-магазина, то у вас есть несколько вариантов:
I. Попросту «содрать» аналогичные фото у конкурирующих магазинов. Но тут могут возникнуть проблемы. Штраф за каждую украденную фотографию может составить от 10 000 до 2 000 000 рублей, на усмотрение судьи. И этот закон работает: правообладатель показывает в суде исходники фотографий, и вы попадаете на крупную сумму денег.
II. Использовать фотографии с сайта производителя. Минусы этого варианта: все фото будут одинаковые, и копии этих фото будут использовать большинство магазинов, работающих с этим производителем. К тому же, поисковые системы больше любят сайты, на которых размещены уникальные материалы - тексты, фото, видео и т.д.
III. Нанять фотографа для фотосессии товаров. При этом варианте вы получаете качественные фото в свой каталог, но стоимость такой фотосессии будет довольно ощутимой для вашего бюджета. И вряд ли этот вариант подойдет для магазинов с более-менее широким ассортиментом и большой «текучкой» товара.
IV. Делать фотографии товаров для интернет-магазина самостоятельно. Если ваш магазин небольшой, а вы энтузиаст своего дела и имеете навыки фотографирования, то можно сэкономить бюджет и снимать товар самостоятельно. Если же ассортимент вашего магазина составляет сотни или даже тысячи различных наименований, то скорее всего вам лучше всего взять фотографа в штат или даже организовать целый фото-отдел.
С самого начала на нашем первом сайте «Планета Шунгита», мы выкладывали фото нашего поставщика. Договорились с ним, он нам дал разрешение на использование его фотографий.
И почти целый год такой формат укладывался в нашу концепцию. Дело в том, что нам удалось занять практически незанятую нишу – в интернете магазинов нашей направленности было всего несколько штук на всю Россию, так что фотографии с сайта производителя не мозолили глаза клиентам. Но когда к концу первого года работы мы серьёзно «повзрослели», значительно вырос оборот и появились постоянные клиенты, то встал вопрос и о расширении ассортимента. Пришлось искать и новых поставщиков – всё, что было у нашего первого поставщика, мы и так успешно продавали.
С появлением новых поставщиков перед нами впервые встал вопрос фотографирования товаров – ведь у некоторых из наших партнёров либо не было вообще фотографий, либо качество их было ниже плинтуса.
Любая книга-учебник из серии «Как открыть успешный интернет-магазин» в такой ситуации посоветует вам нанять фотографа-профессионала для проведения предметной съёмки. Казалось бы, что может быть проще? Вот только авторы подобных учебников, как мне иногда кажется, живут в параллельной реальности, где все происходит «по-правильному», в реальной жизни же всё намного сложнее.
Проанализировав рынок, мы поняли, что стоимость работы фотографа-профессионала для нас непомерно высока: цена за один готовый снимок начиналась от 170-200 рублей. Нанимать же «фрилансера по объявлению» с ценником около 50 рублей за фото не было никакого желания.
Тогда родилась мысль пригласить в качестве фотографа для съёмки нового товара всё того же Диму, снимки которого со свадьбы мне так понравились. Что примечательно, фотографом он не был и даже профессионального фотоаппарата не имел. Просто любил снимать, и у него это получалось. А с учётом того, что Дима работал на своей основной работе, то фотографировать у нас он мог только на выходных. Но другого выхода у нас не было. Пришлось организовывать фотосъёмку дома.
Скорее всего, профессиональные фотографы, прочитав это, не согласятся со мной и всё равно будут утверждать, что хорошую фотосессию «на коленке» не сделать, что нужна работа в студии и т.п. В чём-то они, может, по-своему и правы, но как владелец бизнеса, начинавшегося с нуля, я, наверное, больше чем кто-либо понимаю, что иногда денег на профессиональную фотосессию просто нет.
На наше счастье Дима к тому моменту, как мы его позвали, уже имел какой-никакой опыт в предметной съёмке – его жена занимается изготовлением мыла ручной работы, и он помогал ей, фотографируя готовые образцы. На чём, собственно, и набил свои первые шишки.
На первый взгляд кажется, что всё просто – кладём товар и щёлкаем при комнатном освещении или, если света недостаточно, включаем вспышку на камере. Потом выкладываем фото в интернет – и вуаля! Ан нет.
То есть, по бизнес-эффективности эти фотографии если и не равны нулю, то очень к нему стремятся. Плохо всё – и качество фона, и свет гостиной, и блики от вспышки. Делая подобные фотографии своего товара, вы работаете на конкурентов.
Чтобы соответствовать статусу «продающей картинки», фотография вашего товара должна соответствовать ряду критериев:
-
Товар должен быть в фокусе. Казалось бы, это само собой разумеется. Но, если просмотреть даже пару десятков небольших интернет-магазинов и коммерческих блогов (там, где видно, что снимали товар сами), в половине из них фотографии будут нечёткими;
-
Цвета на фотографии должны соответствовать цветам в реальности. Никаких скидок на «жёлтое освещение», «отблески заката» или «плохой фотоаппарат». Никого из покупателей не интересуют ваши проблемы – благородно-серебристый цвет на фото не должен выглядеть уныло-сиреневым;
-
Предмет должен быть на фото целиком. Тут вообще без комментариев. Если вы считаете, что фотография отдельных элементов повысит привлекательность товара – сделайте и её. Но фото какой-то части или элемента допустимо только как дополнительное.
-
Однотонный неброский фон. В качестве фона недопустимы никакие клетчатые пледы, пёстрые покрывала и всё остальное, что даёт аляповатую картинку и отвлекает взгляд от товара.
Есть много относительно простых и бюджетных методов для успешной предметной съёмки. Один из них известен среди фотографов как техника «The Window Light» - т.е. «уличный свет из окна». Этот вариант, наверное, один из самых простых. Он хорошо подходит для того, чтобы фотографировать небольшие предметы. И соорудить всю необходимую обстановку совсем не сложно. Это под силу любому, даже начинающему и неопытному, фотографу.
Импровизированное место для такой съёмки лучше всего организовать на широком подоконнике (а если вам нужно снять более габаритную вещь, то соорудить место для съёмки лучше на стуле). При этом важно обратить внимание на солнечный свет. Идеальный вариант - это «зимнее» освещение, когда небо затянуто ровным слоем облаков. Ведь если предмет, который вы фотографируете, окажется в полосе или пятне яркого солнечного света, он будет отбрасывать грубые и некрасивые темные тени. Слишком контрастные перепады яркого света и глубоких теней ничуть не украсят снимок и желаемого результата не будет.
Устраивать место для съёмки лучше всего на окне, выходящем на теневую сторону. Или, в крайнем случае, дождаться для съёмки другого времени. Такого, чтобы солнце ушло на другую сторону вашего дома или офиса.
При съёмке неплоских предметов света с одной стороны будет недостаточно. Чтобы осветить противоположную от окна сторону предмета на помощь приходит отражатель (например, тот же лист белого картона). Мелкие детали без отражателя теряются в тени. Отражатель высвечивает их, заодно подчёркивая неровную фактуру предмета.
Дима разложил ватман на подоконнике так, чтобы одна «стенка» бокса опиралась на стену, а вторую поддерживал предмет-опора, который не должен был попадать в зону съёмки. Дневной свет из окна должен был отражаться от белого листа, установленного напротив стекла.
При необходимости Дима добавлял ещё несколько источников света по обе стороны от снимаемого объекта, чуть впереди и примерно на одинаковом расстоянии. Как минимум два источника света нужны для того, чтобы предмет не отбрасывал тени. При этом важно, чтобы во всех светильниках были одинаковые лампы. Если лампы будут различаться по яркости или спектру света, то это негативно скажется на качестве снимка.
Предметную съёмку нужно проводить без вспышки, съёмка «с рук» не подойдёт, так как кадр, как бы фотограф ни старался, получится размытым. Для чёткости снимка фотокамеру необходимо закрепить на штативе.
Поначалу у нас не было штатива, поэтому выбирали ровную твёрдую поверхность, на которую ставили фотоаппарат. Чтобы отрегулировать высоту постановки камеры, например, можно воспользоваться книгами - с их помощью можно поднять фотоаппарат на нужную высоту. А чтобы спуск производился автоматически, без касания фотоаппарата, лучше производить съёмку без помощи рук - поставить фотоаппарат на таймер или использовать пульт дистанционного управления фотокамерой (ну или на худой конец, тросик). Это улучшит чёткость кадра.
Кроме оборудования самого места съёмки, не менее важно и правильно настроить фотоаппарат, в частности, настроить баланс белого и светочувствительность матрицы.
На полученном мы снимке проверяли, соответствуют ли фотографии перечисленным выше критериям (фон, чёткость, адекватность цветов, экспозиционные ошибки, детализация). Если хоть один из пунктов не был выполнен, предмет снимали заново.
Не всё и не сразу у нас получилось. Но в итоге Дима сделал очень хорошие снимки. Да такие, что они ни в чем не уступали тем профессиональным, что мы уже имели.
Всё шло хорошо, и в определённый момент мы с моим партнером Юрой решили расширить наш бизнес и выйти на новый рынок – рынок ювелирных украшений и бижутерии.
Новое дело, новые поставщики, значительно более широкий ассортимент (вместо одной сотни наименований товаров - уже несколько тысяч). Ведь в сфере ювелирных украшений очень важен большой выбор. В магазине должны быть представлены сотни или даже тысячи разнообразных изделий, которые к тому же должны время от времени меняться. Тогда и новые, и постоянные клиенты смогут подобрать что-то для себя.
Мы поняли, что не сможем заполнять сайт разномастными фотографиями товаров с сайтов различных поставщиков. Фотографии были разные по качеству, по стилистике исполнения. Такой разносортицы нам не хотелось, да и желание делать всё не тяп-ляп, а по-нормальному, пересилило. Но с такой текучкой товара и его значительно выросшим количеством, Дима банально не смог бы все это фотографировать на выходных. Да и неудобно было раз за разом просить человека «помочь». Поэтому, посовещавшись, мы с Юрой пригласили Диму к себе работать на постоянной основе. Так у нас появился свой штатный фотограф.
С расширением ассортимента и выходом на новый уровень мы приняли решение к интернет-магазину открыть и оффлайн магазин. Изначально такой шаг нами даже не рассматривался. Мы открыли его только потому, что нам предложили в аренду помещение, которое можно было использовать и как магазин, и одновременно как офис и склад.
Но одновременно с переездом в новое помещение остро встал вопрос с нашей «фотостудией». Ведь склад, где теперь предстояло Диме заниматься фотосъёмкой, не имел ни одного окна - лишь небольшие остекленные форточки под потолком.
Дима оказался настоящим фанатом фотографии. Ещё недавно он лишь интуитивно подбирал настройки, методом проб и ошибок добиваясь нужного результата. А с приходом к нам перелопатил огромную кучу информации в интернете, чтобы организовать фотосъёмку в наших далеко не блестящих тогда условиях.
Способ, к которому он в итоге пришёл, тоже довольно простой. И для организации фотосъёмки этим способом вам не придется вкладывать серьезные деньги.
Чем съёмка в фотостудии принципиально отличается от «домашней»? Правильно, прежде всего организацией правильного освещения. Без нормального освещения хорошая фотография не получится. Встроенная вспышка - не выход, она «перевирает» цвета, делает «плоскую» картинку и даёт много лишнего блеска
Дима взял картонную коробку размерами примерно 50х50х50 см. Аккуратно вырезал в боковых гранях коробки квадратные «окошки», оставляя отступы от углов в 3-4 сантиметра. И заклеил окошки белой калькой. После этого зафиксировал фон из белого ватмана, прикрепив его к задней стенке и дну коробки.
Перед фотографированием расставил источники света (два по сторонам и один сверху) так, чтобы свет, рассеиваясь через кальку, падал внутрь коробки, на фон. В качестве источников света в профессиональной фотостудии используется целый комплекс осветительных приборов: прожекторы, осветители, вспышки, рассеиватели, диффузоры, отражатели и т.п. Он же использовал самые простые и дешёвые настольные лампы с креплением.
Тут стоит упомянуть, что дешёвые настольные лампы обычно имеют максимальную рабочую мощность 60 Вт. Чтобы они сразу не сгорели, пришлось бы ставить лампочки мощностью в 30-40 Вт. Но это совсем слабый свет. Как выход: использовать не простые лампы накаливания, а энергосберегающие лампы. Они светят ярче при меньшей номинальной мощности.
В итоге Дима взял лампы «холодного дневного света» по 26 Вт (эквивалент по яркости света обычной лампы накаливания мощностью 130 Вт. Для регулировки мощности света он отодвигал или придвигал светильники или же устанавливал дополнительные листы кальки между светильниками и лайтбоксом.
Получившийся в таких вот коробках фотоматериал нас вполне удовлетворял. Так что, могу с уверенностью сказать, что даже очень бюджетный вариант организации фотосъёмки для интернет-магазина вполне работоспособен.
С тех пор, как Дима два с лишним года назад пришел к нам фотографом, многое изменилось. Из «магазина на коленке» мы превратились в лидеров своего сегмента рынка, вышли на хорошие показатели в динамике роста. У нас на сайте 10 тысяч артикулов, это значит, что у нас примерно 40-50 тысяч единиц товара. В день, в зависимости от сезона, мы обрабатываем 120-200 заказов. Каждый день мы продаём и принимаем около 400-700 единиц товара.
Понятно, что с таким оборотом ни один фотограф не справится. Когда мы это поняли, то приняли решение развернуть штат. И взяли ещё одного фотографа – на этот раз девушку. Её должность называется фотограф-модель. Одним выстрелом мы убили двух зайцев – наш второй фотограф стал и первой моделью для съемок.
Появление второго человека позволило значительно ускорить процесс съёмки и обработки фотографий. Рост скорости фотографирования товара привел к симметричному росту оборота. Да так, что вскоре нам пришлось разворачивать целый фото-отдел: сейчас у нас в штате четыре фотографа.
При поиске новых фотографов мы исходили из необходимости роста не только количественного, но и качественного. Поэтому все наши фотографы, пришедшие после Димы, – это специалисты с профильным высшим образованием. А ведь ещё несколько лет назад мы и не знали, что у нас в стране есть ВУЗы, которые готовят фотографов-профессионалов.
С ростом количества специалистов выросло и качество их работы. Связано это как с тем, что в ходе совместной работы идёт взаимный обмен опытом, так и с тем, что появилась возможность без каких-либо последствий для повседневной работы магазина отправлять фотографов на учёбу.
Каждый из наших штатных фотографов постоянно работает над своим профессиональным ростом, прошёл десятки всевозможных курсов, семинаров, тренингов. Ведь знание правил построения композиции снимка, выставления света и т.д. значительно повышает «продающие» свойства фотографий.
Отдельного обсуждения заслуживают тилт-шифт объективы. Они позволяют наклонять зону резкости параллельно плоскости объекта таким образом, что можно получить резкой наклонную плоскость изделия (например, циферблат часов). Многие из подобных девайсов стоят серьёзных денег, поэтому зачастую наши фотографы мониторят и вторичный рынок (кстати, это тоже один из советов, который могу дать – не стесняйтесь брать что-то «с рук» – иногда удаётся найти относительно недорого уникальные вещи). Так, например, особая гордость Димы – тилт-шифт объектив со встроенными макромехами от Contax/Yashica (использование макромехов позволяет значительно упростить процесс макросъемки), мы его нашли на Avito.
От простых комнатных настольных ламп наш фото-отдел тоже давно уже отказался. Теперь «на вооружении» стоит профессиональный свет Falcon Eyes SL-300 гонконгского производства мощностью 300 Дж. И книжки под фотоаппарат мы больше не подкладываем – у нас хорошие итальянские штативы Manfrotto, надёжные и функциональные. Да и вообще, оборудования для хорошей организации съёмки у нас теперь если не в избытке, то уж в достатке – точно: разнообразные предметные столики (в том числе крутящиеся), профессиональные итальянские лайтбоксы, большой выбор светофильтров, рассеивателей, рефлекторов, отражателей и т.д.. Одним словом, нам удалось создать самую настоящую профессиональную фотостудию.
Любой фотограф подтвердит, что умение работать с фоторедакторами (например, Photoshop или Lightroom) может сильно улучшить качество снимков. Тот, кто работал с этими программами, знает, что они требуют от компьютера мощного процессора, сильной видеокарты и много оперативной памяти. А если на компьютере к тому же предполагается заниматься созданием и обработкой видеороликов, то это должен быть ещё более «серьёзный» аппарат. Да и монитор при качественной обработке фотографий должен быть профессиональным, с хорошей цветопередачей и возможностью настроить яркость и контрастность.
Именно поэтому каждое рабочее место фотографа мы оборудовали очень недешёвыми машинами, настоящими графическими станциями. Наши компьютерщики собрали их сами на базе 4-ядерных процессоров IntelCore i5 6-го поколения. На каждом компьютере не менее 16 Гб оперативной памяти. Мониторы тоже профессиональные – высокопроизводительные 24-дюймовые Dell UltraSharp. А для удобства ретуши снимков используются планшеты Wacom Bamboo Pen&Touch среднего размера.
Как результат – стоимость оборудования, аппаратуры, компьютера и различных девайсов в расчёте на одного фотографа у нас превышает 400 тысяч рублей. Но это часть нашей философии – мы не экономим на том, что помогает нам показать товар лицом. Развитие технической оснащённости, профессиональной подготовленности и заинтересованности сотрудников нашего фото-отдела являются нашим серьезным конкурентным преимуществом на рынке.В статье использованы фотографии интернет-магазина «МинералМаркет».
Пять полезных онлайн-сервисов для предпринимателей.
Фальшивые отзывы: как предприниматели обманывают клиентов.
Как увеличить конверсию с помощью онлайн-консультанта.