Маркетплейсы – один из эффективных каналов продаж для многих компаний и ИП. При работе с маркетплейсами продавцу важно обращать внимание на множество аспектов – маркетинг, отзывы, логистика, наличие товара на складе площадки и так далее. Немаловажное значение имеет и финансовая сторона онлайн-продаж. О том, какие налоги должен платить селлер и как легально можно снизить их размер, порталу Biz360.ru рассказала Евгения Золотенкова, главный бухгалтер компании «Альфа-Бухгалтер».
Евгения Золотенкова – 35 лет, главный бухгалтер компании «Альфа-Бухгалтер». По образованию – экономист. Работала главным бухгалтером в крупных компаниях из разных сфер: общепит, производство, ритейл. В «Альфа-Бухгалтер» c 2018 года. «Альфа-Бухгалтер» – структурное подразделение компании «Альфа-софт», которое было открыто в 2015 году. Является партнёром сети «1С:БухОбслуживание»: предоставляет услуги бухгалтерского аутсорсинга в соответствии с технологиями и стандартами качества фирмы «1С».
Маркетплейс – это платформа для онлайн-торговли, где разные продавцы могут выставлять свои товары или услуги на продажу, а покупатели – приобретать их.
Преимущества маркетплейсов для бизнеса в следующем:
-
Большая аудитория: на маркетплейсах зарегистрированы миллионы пользователей, которые ищут товары и услуги. Это означает, что продавцы имеют возможность продемонстрировать свои товары огромной аудитории и увеличить продажи.
-
Низкие издержки. Продавцы пользуются уже готовой онлайн-площадкой, у которой есть узнаваемый бренд и собственное продвижение. Это позволяет снизить затраты на создание и поддержание своего интернет-магазина.
-
Дополнительные рекламные возможности. Маркетплейсы позволяют продавцам привлечь больше внимания к своей продукции за счёт дополнительных маркетинговых инструментов. Это значит, что внутри площадки товары получают «лучшую видимость».
-
Клиентский сервис. Маркетплейсы конкурируют друг с другом за аудиторию. Это побуждает их владельцев создавать лучшие условия для своих клиентов: например, предлагать бесплатную доставку или быстрый возврат товаров.
Вести продажи через маркетплейсы могут предприниматели или компании, зарегистрированные в налоговых органах. Некоторые площадки сотрудничают с самозанятыми, но они не могут реализовывать чужой товар (только свой собственный) и не имеют право нанимать сотрудников.
ИП и ООО для работы с маркетплейсами могут использовать две системы налогообложения – ОСНО (основная) и УСН (упрощённая). Патент для подобных целей не подходит: интернет-торговля не относится к рознице, в которой допустима патентная система.
Наиболее подходящим налоговым режимом, особенно для начинающих продавцов, является УСН.
Когда можно работать на УСН. Предельные величины доходов для применения УСН в 2023 году составляют:
-
для обычных ставок (6% – «доходы» и 15% – «доходы минус расходы») – 188,55 млн. рублей (в 2022 году – 150 млн рублей);
-
для повышенных ставок (8% – «доходы» и 20% – «доходы минус расходы») – 251,4 млн. рублей.
На УСН 6% при расчёте налога учитывается только доход. То есть полная сумма продаж без вычета комиссии маркетплейса.
На УСН 15% принимаются во внимание и доходы, и расходы продавца на маркетплейсе. К расходам относятся (при наличии чеков и актов): аренда офиса и складских помещений, затраты на маркетинг и продвижение, выплата заработной платы сотрудникам и отчисления от неё, покупка оборудования и так далее.
УСН 15%, по нашему мнению, оказывается выгоднее, т.к. позволяет легально уменьшить налогооблагаемую базу. Это можно увидеть подтвердить на примере.
-
Дано: компания продала на маркетплейсе за год товаров на сумму 1 млн. рублей. Заплатила комиссию маркетплейсу 10% – 100 тысяч рублей. Стоимость закупки – 500 тысяч рублей, услуги продвижения и маркетинг – 100 тысяч рублей, аренда – 100 тысяч рублей.
-
Формула расчёта на УСН 6%: Налог = Сумма от продаж на маркетплейсе х Ставка налога. Налог = 1 000 000 рублей х 0,06 = 60 000 рублей.
-
Формула расчёта на УСН 15% «Доходы – Расходы»: Налог = (Сумма от продаж на маркетплейсе – Комиссия маркетплейса – Расходы продавца за покупку – Прочие расходы) х Ставка налога. Налогом облагается в результате лишь сумма в 200 тысяч рублей. Налог = (1 000 000 рублей – 500 тысяч – 100 тысяч – 100 тысяч – 100 тысяч) х 0,15 = 200 000 х 0, 15 = 30 000 рублей.
Для действующих организаций и ИП переход на УСН 15% с других режимов налогообложения возможен в декабре (в конце календарного года) и будет действовать с 1 января нового года. Для вновь создаваемых юридических лиц есть возможность перейти на нужный режим в течение 30 дней с момента регистрации.
При использовании режима УСН 15% «Доходы – Расходы» важно уделять внимание документообороту. Необходимо получать все первичные документы (акты выполненных работ и услуг, товарные накладные, чеки и прочее), которые являются основанием для признания расходной части. Без документов некоторые статьи расходов не засчитаются налоговой, налогооблагаемая база окажется выше, и продавец будет вынужден уплатить больший налог.
Организации на УСН 15% обычно всегда находятся на отдельном внимании у налоговой службы. После подачи декларации о доходе проводятся камеральные проверки (в налоговой на основе поступивших документов – прим. редакции). Бухгалтеры и специалисты учёта по требованию инспектора должны отправить книги доходов и расходов, сканы первичных документов и прочее. Именно поэтому важно аккуратно собирать все подтверждающие документы.
Необходимо честно вести продажи. Накрученные обороты, а также самовыкуп товаров (к нему прибегают, чтобы карточки товаров поднимались в поисковой выдаче на маркетплейсе) расцениваются налоговой, как нарушение учёта. Снизить с их помощью налогооблагаемую базу невозможно.
Для обмена отчётными документами с маркетплейсами используется электронный документооборот. Документы доступны в личном кабинете селлера. Это существенно облегчает бизнес-процессы и учёт.
При выборе системы налогообложения и налогооблагаемой базы обязательно посчитайте возможную сумму налога. Оцените, сможете ли вы подтвердить документами произведенные расходы. Если подтвержденные расходы составят больше половины выручки, то смело выбирайте УСН «15%».
Если у вас есть коллеги-предприниматели, продающие на маркетплейсах, пжл, перешлите им эту инфографику и ссылку на статью – они могут быть для них полезны и помогут оптимизировать затраты на бизнес.