Как селлеру выбрать выгодный режим налогообложения при работе с маркетплейсами

Прочтёте за 3 мин.

Спойлер: на основе расчётов и рекомендации опытного главбуха

IT-инструменты, которые использует Евгения Золотенкова

  • 1С:Бухгалтерия
  • 1С:ЗУП
  • 1С:УФА

Маркетплейсы – один из эффективных каналов продаж для многих компаний и ИП. При работе с маркетплейсами продавцу важно обращать внимание на множество аспектов – маркетинг, отзывы, логистика, наличие товара на складе площадки и так далее. Немаловажное значение имеет и финансовая сторона онлайн-продаж. О том, какие налоги должен платить селлер и как легально можно снизить их размер, порталу Biz360.ru рассказала Евгения Золотенкова, главный бухгалтер компании «Альфа-Бухгалтер».

Досье

Евгения Золотенкова – 35 лет, главный бухгалтер компании «Альфа-Бухгалтер». По образованию – экономист. Работала главным бухгалтером в крупных компаниях из разных сфер: общепит, производство, ритейл. В «Альфа-Бухгалтер» c 2018 года. «Альфа-Бухгалтер» – структурное подразделение компании «Альфа-софт», которое было открыто в 2015 году. Является партнёром сети «1С:БухОбслуживание»: предоставляет услуги бухгалтерского аутсорсинга в соответствии с технологиями и стандартами качества фирмы «1С».

Евгения Золотенкова

Чем маркетплейсы привлекают селлеров

Маркетплейс – это платформа для онлайн-торговли, где разные продавцы могут выставлять свои товары или услуги на продажу, а покупатели – приобретать их. 

Преимущества маркетплейсов для бизнеса в следующем: 

  • Большая аудитория: на маркетплейсах зарегистрированы миллионы пользователей, которые ищут товары и услуги. Это означает, что продавцы имеют возможность продемонстрировать свои товары огромной аудитории и увеличить продажи.

  • Низкие издержки. Продавцы пользуются уже готовой онлайн-площадкой, у которой есть узнаваемый бренд и собственное продвижение. Это позволяет снизить затраты на создание и поддержание своего интернет-магазина.

  • Дополнительные рекламные возможности. Маркетплейсы позволяют продавцам привлечь больше внимания к своей продукции за счёт дополнительных маркетинговых инструментов. Это значит, что внутри площадки товары получают «лучшую видимость».

  • Клиентский сервис. Маркетплейсы конкурируют друг с другом за аудиторию. Это побуждает их владельцев создавать лучшие условия для своих клиентов: например, предлагать бесплатную доставку или быстрый возврат товаров. 

Какой режим налогообложения выбрать

Вести продажи через маркетплейсы могут предприниматели или компании, зарегистрированные в налоговых органах. Некоторые площадки сотрудничают с самозанятыми, но они не могут реализовывать чужой товар (только свой собственный) и не имеют право нанимать сотрудников. 

ИП и ООО для работы с маркетплейсами могут использовать две системы налогообложения – ОСНО (основная) и УСН (упрощённая). Патент для подобных целей не подходит: интернет-торговля не относится к рознице, в которой допустима патентная система. 

Наиболее подходящим налоговым режимом, особенно для начинающих продавцов, является УСН. 

Когда можно работать на УСН. Предельные величины доходов для применения УСН в 2023 году составляют: 

  • для обычных ставок (6% – «доходы» и 15% – «доходы минус расходы») – 188,55 млн. рублей (в 2022 году – 150 млн рублей);

  • для повышенных ставок (8% – «доходы» и 20% – «доходы минус расходы») – 251,4 млн. рублей. 

Чем отличается УСН 6% от УСН 15% при продажах на маркетплейсах

На УСН 6% при расчёте налога учитывается только доход. То есть полная сумма продаж без вычета комиссии маркетплейса. 

На УСН 15% принимаются во внимание и доходы, и расходы продавца на маркетплейсе. К расходам относятся (при наличии чеков и актов): аренда офиса и складских помещений, затраты на маркетинг и продвижение, выплата заработной платы сотрудникам и отчисления от неё, покупка оборудования и так далее. 

УСН 15%, по нашему мнению, оказывается выгоднее, т.к. позволяет легально уменьшить налогооблагаемую базу. Это можно увидеть подтвердить на примере. 

  • Дано: компания продала на маркетплейсе за год товаров на сумму 1 млн. рублей. Заплатила комиссию маркетплейсу 10% – 100 тысяч рублей. Стоимость закупки – 500 тысяч рублей, услуги продвижения и маркетинг – 100 тысяч рублей, аренда – 100 тысяч рублей.

  • Формула расчёта на УСН 6%: Налог = Сумма от продаж на маркетплейсе х Ставка налога. Налог = 1 000 000 рублей х 0,06 = 60 000 рублей.

  • Формула расчёта на УСН 15% «Доходы – Расходы»: Налог = (Сумма от продаж на маркетплейсе – Комиссия маркетплейса – Расходы продавца за покупку – Прочие расходы) х Ставка налога. Налогом облагается в результате лишь сумма в 200 тысяч рублей. Налог = (1 000 000 рублей – 500 тысяч – 100 тысяч – 100 тысяч – 100 тысяч) х 0,15 = 200 000 х 0, 15 = 30 000 рублей. 

Когда можно перейти на УСН 15%

Для действующих организаций и ИП переход на УСН 15% с других режимов налогообложения возможен в декабре (в конце календарного года) и будет действовать с 1 января нового года. Для вновь создаваемых юридических лиц есть возможность перейти на нужный режим в течение 30 дней с момента регистрации. 

Что следует учитывать

При использовании режима УСН 15% «Доходы – Расходы» важно уделять внимание документообороту. Необходимо получать все первичные документы (акты выполненных работ и услуг, товарные накладные, чеки и прочее), которые являются основанием для признания расходной части. Без документов некоторые статьи расходов не засчитаются налоговой, налогооблагаемая база окажется выше, и продавец будет вынужден уплатить больший налог. 

Организации на УСН 15% обычно всегда находятся на отдельном внимании у налоговой службы. После подачи декларации о доходе проводятся камеральные проверки (в налоговой на основе поступивших документов – прим. редакции). Бухгалтеры и специалисты учёта по требованию инспектора должны отправить книги доходов и расходов, сканы первичных документов и прочее. Именно поэтому важно аккуратно собирать все подтверждающие документы. 

Необходимо честно вести продажи. Накрученные обороты, а также самовыкуп товаров (к нему прибегают, чтобы карточки товаров поднимались в поисковой выдаче на маркетплейсе) расцениваются налоговой, как нарушение учёта. Снизить с их помощью налогооблагаемую базу невозможно. 

Для обмена отчётными документами с маркетплейсами используется электронный документооборот. Документы доступны в личном кабинете селлера. Это существенно облегчает бизнес-процессы и учёт. 

При выборе системы налогообложения и налогооблагаемой базы обязательно посчитайте возможную сумму налога. Оцените, сможете ли вы подтвердить документами произведенные расходы. Если подтвержденные расходы составят больше половины выручки, то смело выбирайте УСН «15%». 

Оптимальный налоговый режим для работы на маркетплейсах 

Если у вас есть коллеги-предприниматели, продающие на маркетплейсах, пжл, перешлите им эту инфографику и ссылку на статью – они могут быть для них полезны и помогут оптимизировать затраты на бизнес.
 

28 июля 2023

Комментарии

6
  • Гость 04.08.2023 08:45

    1С:Бух 1С:ЗУП - все понятно. 1С:УФА - новый продукт «семейки желтого кота»?  Это в названии статьи - возник вопрос, что это?

  • Гость 04.08.2023 08:45

    Очень актуальная статья.
    спасибо. получил ответы

  • 1С:БухОбслуживание 04.08.2023 11:50

    1С:УФА - программа 1С:Управление фирмой аутсорсером. Программа автоматизирует бизнес-процессы и рутинные задачи бухгалтерской компании. Она используется официальными партнерами сети 1С:БухОбслуживание.

  • Гость 07.08.2023 14:03

    Извините, но это только в теории, реальность сильно отличается.
    Подавляющее большинство закупают товары без документов.
    По этому все сидят на 6%

  • Гость 07.08.2023 19:04

    Конечно, если работать без документов, вы будете вынуждены переплачивать по налогам. Основную часть расходов составляет себестоимость приобретенного товара. Патент применять нельзя, остается УСН 6% и как следствие оплата налогов с дохода который фактически не получен. Выбирать каждому предпринимателю самому - найти официальных поставщиков либо переплачивать налоги.

  • Михаил Терентьев 22.09.2023 17:29

    Надо ли сдавать отчетность по статистике при УСН? Или это только по ОСНО?

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов