Для выявления компаний, уклоняющихся от уплаты налогов, сотрудники ФНС совершают выездные проверки. Визит контролёров в офис, даже если он не вскроет налоговые нарушения, может негативно отразиться на работе компании. Кроме того, подобная ситуация чревата репутационными потерями, например, если проверка будет проходить в присутствии клиентов или партнёров. О том, как свести к минимуму риски негативных последствий налоговых проверок, порталу Biz360.ru рассказала совладелец компании «Уполномоченная бухгалтерия» Оксана Каверина.
Оксана Каверина – совладелец аутсорсинговой компании «Уполномоченная бухгалтерия», основатель школы бизнеса «Юлби». Окончила Оренбургский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», прошла MBA по специальности «Менеджмент». У компании «Уполномоченная бухгалтерия» более 500 клиентов на обслуживании, а у школы для бухгалтеров и финансовых директоров «Юлби» – более 1000 выпускников.
Ежегодно ФНС формирует реестр налогоплательщиков на основе потенциальных рисков налоговых правонарушений, которые становятся основанием для проведения проверок. Этот список составляют с помощью программы АИС «Налог-3», где собраны все данные о налогоплательщиках, включая банковские счета, полученные доходы и уплаченные налоги.
Одни из самых распространённых причин налоговой проверки:
-
Низкая налоговая нагрузка. ФНС ежегодно размещает на собственных ресурсах средние значения налоговой и фискальной нагрузки по отраслям и по экономике в целом, поэтому проверка может произойти из-за того, что налоги компании составили менее обозначенной доли от оборота.
-
Постоянные убытки. ФНС считает подозрительным, если компания несёт убытки в течение двух и более лет. Это может указывать на скрытые доходы.
-
Приближение к лимитам по налоговым спецрежимам. При использовании налоговых спецрежимов необходимо соблюдать установленные ограничения. Если компания неоднократно приближается к предельным значениям (например, при патенте и ограничении по выручке в 60 млн. рублей, доход предпринимателя неоднократно был в районе 58-59 млн. рублей) – это, по мнению налоговиков, может свидетельствовать о занижении показателей для сохранения спецрежима.
-
Высокий вычет по НДС. Если компания на ОСНО пытается вернуть более 89% уплаченного НДС, возможно, она избегает уплаты налога.
-
Низкая зарплата сотрудников. Если компания платит сотрудникам меньше средней зарплаты по отрасли в регионе (данные регулярно публикует Росстат), это также может привлечь внимание налоговой.
-
Игнорирование запросов налоговой службы. Если компания не реагирует на требования объяснить ошибки и несоответствия в документах, это может стать ещё одной причиной выездной проверки.
Теперь давайте поговорим о том, что обязательно должен сделать предприниматель для снижения рисков негативных последствий в случае налоговой проверки.
Незнание законов не освобождает от ответственности, поэтому каждый предприниматель должен досконально знать свои обязанности как налогоплательщика. А понимание своих прав придаст уверенности, позволит определить план действий и контролировать процесс.
Поэтому важно изучить правила начисления ваших налогов, сроки и порядок их уплаты, а также процедуру предоставления налоговой отчётности. Регулярно проверяйте, что все начисления были уплачены в соответствии с законодательством и что у вас нет просрочек.
Составьте подробный список всех документов, которые могут потребоваться во время налоговой проверки. Это могут быть налоговые отчёты, бухгалтерская отчётность, договоры, кассовые чеки и другие финансовые документы.
Убедитесь, что все документы находятся в сохранности и актуальны. При необходимости восстановите утраченные или устаревшие документы. В документации должен быть порядок. Убедитесь, что в наличии есть оригиналы учредительных, регистрационных, внебюджетных, разрешительных и других документов. В каждом документе следите за наличием подписей, печатей и других обязательных элементов.
Упорядочите документы по категориям и храните их в удобном для поиска порядке. Это поможет быстро найти необходимые документы во время проверки. Кроме того, подготовьте справки и пояснения к документам, которые могут потребоваться для их понимания со стороны налоговых инспекторов. В частности, проверьте контрагентов и соберите доказательства, подтверждающие вашу осмотрительность.
При получении требования о предоставлении документов времени на их подготовку будет мало, а при задержках возможны штрафы (от 200 рублей за каждый документ). Поэтому целесообразно подготовить все первичные документы сразу и заранее. Их состав обычно зависит от того, какой налог проверяется. В частности, проверьте кассовые документы (статьи расходов, оплачиваемые наличными из кассы, корректность заполнения приходно-расходных документов и т.п.), счета-фактуры, накладные, акты приёма-передачи, авансовые отчёты и т.д.
Не забывайте, что все расходы должны быть обоснованы деловой целью, направлены на получение прибыли и соответствовать рыночным ценам. Документы должны быть подписаны руководителем, бухгалтером или другими уполномоченными лицами.
В случае утраты или повреждения документов необходимо связаться с контрагентами для получения дубликатов. Передавать документы налоговым органам следует по акту приёма-передачи и под роспись, предварительно прошив и пронумеровав, чтобы избежать возможных потерь со стороны налоговиков.
Целесообразно заранее выбрать помещение, где будет находиться вся необходимая документация, и поручить коммуникацию с ФНС одному из сотрудников, чтобы избежать некорректных формулировок в свободном общении с остальными. Обязательно уточните, что налоговики могут общаться только с главным бухгалтером и руководителем компании.
На всякий случай необходимо провести инструктаж для всего персонала в случае допроса свидетелей. Сотрудники охраны должны регистрировать время прихода и ухода проверяющих лиц, а секретарь вежливо просить их предоставить удостоверения личности для последующего информирования руководства.
Если у вас есть сомнения в корректной уплате налогов вашей компании, предусмотрите возможность наступления неблагоприятных для бизнеса событий. Налоговики могут наложить арест на счета или взыскать налоги в принудительном порядке – будьте к этому готовы во избежание остановки бизнес-процессов.
И чтобы максимально снизить риски последствий налоговых проверок, тщательно выбирайте бухгалтера, регулярно проверяйте финансовую отчётность и отслеживайте работу отделов хотя бы по результатам инвентаризации.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».