Для многих компаний, которые хотят масштабировать свой бизнес, одним из эффективных инструментов решения этой задачи может стать запуск франшизы. Но часто бывает так, что даже при наличии интересной бизнес-идеи, качественного продукта и настроенных бизнес-процессов компании сложно продать свою франшизу – конкуренция на этом рынке высокая, за внимание потенциальных франчайзи борются тысячи игроков. О том, что нужно учесть при запуске собственной франшизы, порталу Biz360.ru рассказал Антон Макаров, управляющий партнёр сети кофеен COFFEE LIKE.
Антон Макаров – предприниматель из Москвы, частный инвестор, управляющий партнёр сети кофеен COFFEE LIKE. На данный момент сеть объединяет 928 кофе-баров в 138 городах России и странах СНГ.
Рынок франчайзинга продолжает расти: количество франшиз в 2022 году увеличилось на 5%, а число заявок на их создание выросло на 25%. Ведь франчайзинг – это доступная возможность масштабировать бизнес за счёт создания партнёрских компаний.
Тем не менее запуск франшизы – это достаточно сложный процесс. Мы выделили четыре важных фактора, от которых может зависеть успех франчайзинговой сети.
Запустить франшизу – это не просто упаковать и продать бизнес-модель партнёру. Если франчайзер хочет, чтобы сеть была качественной и приносила прибыль, ему придётся трансформировать многие внутренние процессы и провести кадровые перестановки.
В частности, необходимо будет сделать следующее:
-
Нанять и обучить сотрудников, которые будут сопровождать франчайзи в процессе и после запуска.
-
Создать уникальную систему обучения партнёров для работы с вашим брендом, причём не только на этапе запуска, но и потом – для поддержки в развитии бизнеса.
-
Разработать способы контроля за франчайзи, чтобы проверять их работу на соблюдение требований и стандартов компании.
Всё это потребует вашего времени и финансовых вложений, поэтому перед созданием франшизы важно понять – есть ли у вас ресурсы на найм новых сотрудников, изменение структуры бизнеса и не пострадает ли от внутренних трансформаций качество вашего продукта.
Помимо обязательных платежей в виде паушального взноса и роялти, со стороны франчайзи требуются и дополнительные инвестиции на запуск партнёрской точки. Их объём зависит от качества ремонта помещения, средней зарплаты сотрудников, стоимости аренды и локации.
На фоне подорожания франшиз в 2022 году около 37% компаний в России работали в сегменте 1-3 млн. инвестиций и 23% – в сегменте до 1 млн. Но на заинтересованность франшизой больше влияет не объём инвестиций, а срок их окупаемости, ведь все хотят заработать. Чем меньший период окупаемости предлагает франчайзер, тем привлекательней будет франшиза. Это не единственный критерий спроса, но и не последний по важности.
Здесь важно определить, какой объём инвестиций потребуется от франчайзи для покупки вашей франшизы и какой минимальный период окупаемости вы сможете ему гарантировать.
Франчайзер может зарабатывать тремя способами:
-
Получение единоразового паушального взноса;
-
Ежемесячные роялти;
-
Производство и продажа собственной продукции в точках франчайзи.
Некоторые франчайзеры выбирают получение дохода только с паушальных взносов. Это позволяет франшизе быстро расти, но в краткосрочной перспективе.
Роялти считается более стабильным и долгосрочным вариантом, так как взимается ежемесячно и в течение всего срока действия соглашения с франчайзи. Чтобы обеспечить стабильный доход с роялти, необходимо постоянно обучать партнёров и внедрять новые мероприятия по их развитию. За счёт вложений в действующих франчайзи вы сможете сконцентрироваться на качестве франшизы и масштабировании через проверенных партнёров. Вместо того чтобы гнаться за количеством франшиз и за их постоянными продажами.
Производство и распространение собственной продукции могут рассматривать только крупные франчайзинговые сети. Создание своей продукции требует больших вложений, которые должны не просто окупаться, но и приносить прибыль. К примеру, в сфере общепита для этого необходимо открыть более 100 точек и поставлять товар франчайзи по цене ниже рыночной. Только в этом случае это будет выгодно обеим сторонам.
Это немаловажный фактор, который влияет на спрос вашей франшизы. Чтобы отличаться от конкурентов, лучше всего предлагать более приятные и комфортные условия для будущих франчайзи.
Многие франчайзеры пускают своих партнёров в свободное плавание – не обучают, не контролируют, не помогают, а только ждут поступления роялти. Сети с таким подходом пользуются меньшим спросом и быстро рушатся.
Чтобы выделиться на фоне подобных бизнесов, стоит подготовить систему работы с франчайзи. При качественном взаимодействии партнёры будут дольше с вами работать – и открывать больше точек под своим управлением. А значит, прибыль управляющей компании будет расти.
Развитие франшизы заключается не только в передаче бизнес-модели. Для создания надёжной и востребованной сетевой компании необходима подготовка, тщательный анализ компании и оценка собственных возможностей. Если аудит показал, что у вас действительно есть все ресурсы, и вы готовы к тесной работе с партнёрами, то масштабирование бизнеса по франчайзинговой модели – отличный вариант.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».