В кризис многим предпринимателям приходится закрывать свои компании – кому-то по тактическим соображениям, кому-то – вынужденно. Ликвидация ООО – это не очень быстрая и довольно сложная процедура. Давайте разберёмся, как юридически грамотно ликвидировать ООО и ничего при этом не упустить.
Решение о ликвидации принимают на общем собрании участников ООО, его нужно отразить в протоколе собрания. Участники должны принять решение единогласно. Если в ООО один участник, то он должен утвердить решение о ликвидации сам.
Также на собрании нужно выбрать ликвидатора или ликвидационную комиссию, и кроме того – утвердить сроки и порядок ликвидации.
После принятия решения о ликвидации нужно сдать протокол собрания в налоговую инспекцию. Также в ФНС нужно подать заявление о ликвидации по форме Р15016. Скачать шаблон заявления можно с сайта налоговой службы по этой ссылке.
Документы можно подать лично, почтой или через сайт налоговой, если у вас есть электронная подпись. На это есть три рабочих дня после принятия решения о ликвидации. Если не успеть, то могут оштрафовать на 5000 рублей.
Через пять рабочих дней ФНС внесёт в ЕГРЮЛ запись о том, что ваша компания ликвидируется и выдаст вам лист об этом.
После того как вы подадите в ФНС уведомление о ликвидации, налоговая служба может проверить вашу компанию. На плановые проверки МСП до конца года действует мораторий, но такая проверка будет внеплановой.
После того как получите из ФНС лист о начале ликвидации, нужно опубликовать сообщение в журнале «Вестник государственной регистрации». На сайте журнала есть подробная инструкция о том, как опубликовать сообщение. Эта услуга платная. В сообщении нужно указать порядок и срок, в который кредиторы смогут заявить свои требования к вашей компании, он должен быть не меньше двух месяцев.
Кроме общего сообщения, нужно письменно уведомить кредиторов о ликвидации и сообщить им срок предъявления требований. Копии этих уведомлений ФНС требует сохранять.
Ещё нужно опубликовать уведомление о ликвидации ООО в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Если у вас есть сотрудники, то оповестите их об увольнении не позднее чем за два месяца. Такое уведомление можно составить в произвольной форме, вот примерный шаблон. Главное, чтобы его в двух экземплярах подписали все сотрудники.
Также за два-три месяца до даты увольнения сотрудников оповестите о нём службу занятости.
Когда пройдут два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации в СМИ, нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. В нём отражается всё имущество компании, информация о требованиях кредиторов и результате их рассмотрения. Баланс требуется утвердить на новом собрании участников ООО.
Протокол собрания и ещё одно уведомление по форме Р15016 нужно отправить в ФНС. Сам баланс налоговая не требует.
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса нужно рассчитаться с долгами. Согласно ст.64 ГК РФ, порядок такой:
-
требования граждан, перед которыми юрлицо несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
-
выходные пособия и оплата сотрудникам;
-
расчёты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
-
требования других кредиторов.
Если денег на то, чтобы погасить все долги, не хватило, нужно распродавать имущество компании.
После того, как расплатитесь с кредиторами и рассчитаетесь с долгами, нужно составить ликвидационный баланс. Строгой формы для этой процедуры нет, можно воспользоваться формой обычного баланса.
Окончательный ликвидационный баланс так же, как и промежуточный, нужно утвердить на общем собрании участников ООО.
На то, чтобы сдать отчётность об уволенных сотрудниках, есть месяц после утверждения окончательного ликвидационного баланса. Вот что нужно сдать:
-
В пенсионный фонд: СЗВ-отчёты и СЗВ-СТАЖ;
-
В фонд социального страхования: 4-ФСС;
-
В ФНС: расчёт по страховым взносам, формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ (формы можно сдать позже, чем в течение месяца).
Когда сдадите все отчёты, нужно отправить документы в ФНС. Вот что требуется сдать:
-
Окончательный ликвидационный баланс;
-
Заявление по форме Р15016;
-
Квитанция об уплате госпошлины в 800 рублей (если подавать документы онлайн, то пошлину оплачивать не надо);
-
Документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда (это не обязательно, ФНС может запросить данные в ПФР самостоятельно).
Через пять рабочих дней можно получить в ФНС либо по почте документы о государственной регистрации ликвидации юридического лица. Этих документа два:
-
лист записи ЕГРЮЛ;
-
уведомление о снятии с учёта юридического лица в налоговом органе.
С этого момента ваше ООО официально ликвидировано. Закройте расчётный счёт в банке, снимите с учёта онлайн-кассу, уничтожьте печать компании и сдайте оставшиеся документы в архив.
Ликвидация ООО может длиться довольно долго – от 4 месяцев и дольше. Вот памятка с основными этапами процедуры:
Источник: «Делобанк».
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».