Как юридически грамотно ликвидировать компанию: пошаговая инструкция

Прочтёте за 3 мин.

Закрываем ООО: как это правильно оформить и куда об этом сообщить

В кризис многим предпринимателям приходится закрывать свои компании – кому-то по тактическим соображениям, кому-то – вынужденно. Ликвидация ООО – это не очень быстрая и довольно сложная процедура. Давайте разберёмся, как юридически грамотно ликвидировать ООО и ничего при этом не упустить.

Biz360.ru

Шаг I: примите решение о ликвидации

Решение о ликвидации принимают на общем собрании участников ООО, его нужно отразить в протоколе собрания. Участники должны принять решение единогласно. Если в ООО один участник, то он должен утвердить решение о ликвидации сам.

Также на собрании нужно выбрать ликвидатора или ликвидационную комиссию, и кроме того – утвердить сроки и порядок ликвидации.

Шаг II: уведомите ФНС

После принятия решения о ликвидации нужно сдать протокол собрания в налоговую инспекцию. Также в ФНС нужно подать заявление о ликвидации по форме Р15016. Скачать шаблон заявления можно с сайта налоговой службы по этой ссылке.

Документы можно подать лично, почтой или через сайт налоговой, если у вас есть электронная подпись. На это есть три рабочих дня после принятия решения о ликвидации. Если не успеть, то могут оштрафовать на 5000 рублей.

Через пять рабочих дней ФНС внесёт в ЕГРЮЛ запись о том, что ваша компания ликвидируется и выдаст вам лист об этом.

После того как вы подадите в ФНС уведомление о ликвидации, налоговая служба может проверить вашу компанию. На плановые проверки МСП до конца года действует мораторий, но такая проверка будет внеплановой.

Шаг III: опубликуйте извещение о ликвидации

После того как получите из ФНС лист о начале ликвидации, нужно опубликовать сообщение в журнале «Вестник государственной регистрации». На сайте журнала есть подробная инструкция о том, как опубликовать сообщение. Эта услуга платная. В сообщении нужно указать порядок и срок, в который кредиторы смогут заявить свои требования к вашей компании, он должен быть не меньше двух месяцев.

Кроме общего сообщения, нужно письменно уведомить кредиторов о ликвидации и сообщить им срок предъявления требований. Копии этих уведомлений ФНС требует сохранять. 

Ещё нужно опубликовать уведомление о ликвидации ООО в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Шаг IV: оповестите сотрудников и центр занятости

Если у вас есть сотрудники, то оповестите их об увольнении не позднее чем за два месяца. Такое уведомление можно составить в произвольной форме, вот примерный шаблон. Главное, чтобы его в двух экземплярах подписали все сотрудники.

Также за два-три месяца до даты увольнения сотрудников оповестите о нём службу занятости. 

Шаг V: составьте промежуточный ликвидационный баланс

Когда пройдут два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации в СМИ, нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. В нём отражается всё имущество компании, информация о требованиях кредиторов и результате их рассмотрения. Баланс требуется утвердить на новом собрании участников ООО.

Протокол собрания и ещё одно  уведомление по форме Р15016 нужно отправить в ФНС. Сам баланс налоговая не требует.

Шаг VI: погасите долги

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса нужно рассчитаться с долгами. Согласно  ст.64 ГК РФ, порядок такой:

  • требования граждан, перед которыми юрлицо несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

  • выходные пособия и оплата сотрудникам;

  • расчёты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

  • требования других кредиторов.

Если денег на то, чтобы погасить все долги, не хватило, нужно распродавать имущество компании.

Шаг VII: составьте окончательный ликвидационный баланс

После того, как расплатитесь с кредиторами и рассчитаетесь с долгами, нужно составить ликвидационный баланс. Строгой формы для этой процедуры нет, можно воспользоваться формой обычного баланса. 

Окончательный ликвидационный баланс так же, как и промежуточный, нужно утвердить на общем собрании участников ООО.

Шаг VIII: сдайте отчётность

На то, чтобы сдать отчётность об уволенных сотрудниках, есть месяц после утверждения окончательного ликвидационного баланса. Вот что нужно сдать:

  • В пенсионный фонд: СЗВ-отчёты и СЗВ-СТАЖ;

  • В фонд социального страхования: 4-ФСС;

  • В ФНС: расчёт по страховым взносам, формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ (формы можно сдать позже, чем в течение месяца).

Шаг IX: подайте документы о ликвидации в ФНС

Когда сдадите все отчёты, нужно отправить документы в ФНС. Вот что требуется сдать:

  • Окончательный ликвидационный баланс;

  • Заявление по  форме Р15016;

  • Квитанция об уплате госпошлины в 800 рублей (если подавать документы онлайн, то пошлину оплачивать не надо);

  • Документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда (это не обязательно, ФНС может запросить данные в ПФР самостоятельно).

Шаг X: получите свидетельство о снятии с учёта

Через пять рабочих дней можно получить в ФНС либо по почте документы о государственной регистрации ликвидации юридического лица. Этих документа два:

  • лист записи ЕГРЮЛ;

  • уведомление о снятии с учёта юридического лица в налоговом органе. 

С этого момента ваше ООО официально ликвидировано. Закройте расчётный счёт в банке, снимите с учёта онлайн-кассу, уничтожьте печать компании и сдайте оставшиеся документы в архив.

Экспресс-резюме по статье

Ликвидация ООО может длиться довольно долго – от 4 месяцев и дольше. Вот памятка с основными этапами процедуры:

Ликвидация ООО

Источник: «Делобанк».

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

23 марта 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов