В подмосковном городе Ивантеевка есть небольшая пивоварня Victory Art Brew, которой владеют два друга – Евгений Толстов и Денис Ковалёв. Они начали своё дело ещё до того, как в моду вошло слово «крафт», просто потому, что любили хорошее пиво и не могли найти его в России. По словам предпринимателей, сейчас ситуация в корне изменилась. «У любителей и ценителей пива стал появляться выбор. Ну а мы - часть пивной революции!». Денис Ковалёв рассказал сайту Lavkagazeta.ru о том, как они с Евгением Толстовым стали пивоварами и почему любители пива из Европы интересуются российским крафтом.
Денис Ковалёв, предприниматель, совладелец пивоварни
Victory Art Brew (в партнёрстве с Евгением Толстовым). Образование: Московский физико-технический институт. До запуска пивоварни работал в рекламной индустрии – развивал собственную типографию и рекламное агентство. В линейке Victory Art Brew сейчас 32 сорта пива, продукция компании неоднократно побеждала и занимала призовые места в профессиональных конкурсах.
которое будет лучше, чем Guinnes»
Всё начал Женя Толстов, мой партнёр. Он у нас главный технолог, все рецепты пива – это его творчество. Мы с ним учились в физико-техническом институте на одном курсе. Лет двенадцать назад ему на день рожденья подарили маленькую пивоварню, потому что все знали, что он очень любит пиво. Просто пластиковые банки, довольно примитивное устройство, но тогда это в России только появилось.
Женя загорелся, начал варить пиво дома. Лет восемь этим занимался. Участвовал во всяких конкурсах домашних пивоваров, они не так давно вошли в моду. Первый день домашнего пивовара прошел в 2009 году, на него пришло пять человек. А на прошлом празднике «Ролл Холл» на Тульской был набит битком. Очень сильно ситуация изменилась.
А я долгое время занимался рекламой, но этот бизнес не приносил морального удовлетворения и в какой-то момент сильно надоел. Мы с Жекой решили поставить его хобби на коммерческие рельсы. Нашли пивоварню, в которой были свободные мощности, закупили сырьё. Рецептура у нас была полностью своя, мы адаптировали домашний рецепт под более крупные масштабы.
Варочное отделение пивоварни Victory Art Brew.
На этой пивоварне варили живое нефильтрованное пиво, а у нас была другая цель. Мы хотели сварить пиво, которое будет лучше, чем Guinness. Оно нам очень нравилось, вот мы на него и нацелились. Наше пиво было тоже стаут. Раньше на этой пивоварне такого не варили, и хозяин очень переживал, говорил, что у нас ничего не получится, всё придется выливать.
А у нас, честно говоря, получилось лучше, чем мы ожидали. Мы сварили две тонны и рассчитывали продать всё пиво за три месяца, а через два месяца сварить новую партию. Продали всё за две недели. Вышел разрыв поставок, но зато мы поняли, что рынок к нам готов и мы не ошиблись в выборе. После Celebration Stout мы сварили Red Machine, потом Samhain.
В конце 2013 года мы поняли, что нужна своя пивоварня. Долго искали помещение. Оборудование уже было готово, а место всё не могли найти. Нам важны были многие параметры, один из главных – вода. Если вода плохая, стоимость систем водообработки получится очень высокая, мы не могли себе этого позволить.
В Ивантеевке очень хорошая вода, здесь две артезианские скважины, мы лишь удаляем из неё немного железа и органические примеси. Дёшево и сердито. Мы нашли здесь бывшее овощехранилище, отремонтировали его, установили оборудование и начали варить пиво.
Мы попали в тот момент, когда интерес к крафтовому пиву начал быстро набирать обороты. Мы-то сами такого слова не знали. Просто нам было непонятно, почему в России нет хорошего пива – это же не вино, где важны почва, климат, сорта винограда. Здесь всё проще, качественное пиво можно сварить в любой точке мира.
Дубовые бочки из-под виски - в них настаивается имперский стаут.
Параллельно похожие пивоварни начали появляться в разных городах России. Крупные производители ориентируются на какого-то среднестатистического потребителя, а мы варим пиво для себя, исходя из своих вкусов. К тому же, кто там варит пиво на крупных предприятиях, вообще неизвестно. Кто придумал эти рецепты? Про этих людей никто никогда не слышал. А у нас все рецепты были сначала опробованы дома.
«Для меня крафтовое пиво – это в первую очередь подход, когда пивовар участвует в создании продукта от начала и до конца, когда он отвечает за пиво своим именем»
Но ведь это гигантский объём. Мы варим, наверное, полпроцента от него. По таким параметрам почти все пивоварни в России можно назвать крафтовыми. Они и не преминули этим воспользоваться - сейчас в России куча пивоварен, которые назвались крафтовыми. Но это просто пивоварни.
Солод у нас немецкий и бельгийский. Хмель – американский, английский, чешский, австралийский, новозеландский. Пытались использовать российские ингедиенты, но качество получилось хуже. Пока не выходит. Большого спроса на сырьё до недавнего времени не было. Сейчас многие этим занялись, солодовни ставят в разных городах, там современные обжарочные барабаны. Это не быстрый процесс, но со временем все будет.
Наши клиенты - магазины, бары, рестораны. По всей России поставляем пиво – в основном, в Москву и Санкт-Петербург, но не только. В Красноярск, Хабаровск, Тюмень, Владивосток, список большой.
Линия розлива пива.
Раньше в барах и ресторанах предпочитали иметь дело с крупными дистрибьюторами. Рассуждали так: хочу, чтобы у меня было пиво, но не хочу ничего для этого делать. Дистрибьютор, у которого целых 200 сортов пива, в основном, импортного, предоставлял полный сервис – ставили оборудование, барную стойку, холодильники, но при условии, что будут продавать только их продукцию. Три года назад через это пробиться было практически невозможно.
Мы обзванивали бары, и нам сразу отказывали, как только слышали, что пиво сварено в России. Шаблон был жёсткий. С нами согласился сотрудничать только один бар. Сейчас таких баров около 400. Ситуация кардинально изменилась. Только в Москве уже около ста крафтовых баров, владельцы сами ставят оборудование и сами выбирают, какое пиво продавать. А родилось всё от спроса. Посетители стали просить крафт, и владельцы поменяли отношение. Сейчас мы хотим наладить поставки за рубеж.
За границей нашим пивом интересуются очень многие. Британия, Австралия, Германия. Да практически все. Для них это экзотика. Русский крепкий стаут особенно нравится иностранцам – это крепкое, насыщенное пиво, «ядрёное».
Казалось бы, зачем англичанам русский эль? Их эли классические, этой технологии сотни лет. А у нас новый подход к рецептам, это интересно. Мы не паримся законом о чистоте – он о том, что в пиве должны быть только хмель, солод и дрожжи. В Германии, например, признаются, что этот закон – проклятие немецкого пивоварения, он мешает развиваться, что-то новое придумывать. Его ввели в XVI веке, потому что был голод, пшеницу использовали для варки пива, а её и на производство хлеба-то не хватало. Потом он так и остался. А мы в пиво добавляем, что захотим, – я имею в виду, конечно, только натуральные ингредиенты. Вот фрукт помело на вкус понравился – мы и его в пиво. Сейчас у нас 32 сорта.
Продуктовая линейка пивоварни Victory Art Brew.
Но это вопрос времени. Так что, рынок сейчас вовсе не насыщен качественным пивом, зато всё активно развивается. Если законодатели не будут вставлять палки в колеса, то через несколько лет в России будет много хорошего и разного отечественного пива.
Как бывший айтишник успешно развивает сеть сырных лавок.
Хамон эврибади: как заработать на вяленом мясе.
Бургер по-грузински: как россиянин открыл свой фаст-фуд в Тбилиси.