Многие светлые умы мировой IT-индустрии находятся в постоянном поиске новых каналов доставки рекламного контента потребителю. Такой формат, как демонстрация банеров на экране блокировки смартфона, появился в 2014 году сразу у нескольких западных проектов. В России идею подхватили три молодых предпринимателя - Эдуард Маилов, Даниил Кацура и Антон Гольцман. И запустили проект AdCharity – мобильное приложение, позволяющее получать бонусы за просмотр рекламы и перечислять эти средства на благотворительность. О том, как заработать на «социальном посредничестве», порталу Biz360.ru рассказал сооснователь проекта AdCharity Эдуард Маилов.
Эдуард Маилов, 28 лет, предприниматель, генеральный директор проекта
AdCharity (мобильное приложение, позволяющее пользователю перечислять на благотворительность средства, полученные в виде бонусов за просмотр рекламы). Образование: Высшая школа экономики (бакалавриат – «Менеджмент», магистратура - «Статегический маркетинг»). Имеет пятилетний опыт руководства департаментом развития в крупной компании-дистрибуторе на рынке FMCG. Создатель проектов Trivia Beauty, Blossom, «Пивная Республика».
AdCharity – это мобильное приложение, которое позволяет пользователю получать бонусы за просмотр рекламных банеров на своём смартфоне и перечислять накопленные средства благотворительным фондам. По сути, AdCharity – это инструмент, который позволяет любому обладателю смартфона поучаствовать в благотворительности, не затрачивая на это собственные деньги.
Пользователь скачивает и устанавливает приложение, и после регистрации один раз в день на его смартфон скачивается пакет рекламы (причём, приложение можно настроить так, чтобы это происходило в зоне действия wi-fi). Таким образом, экран блокировки смартфона всё время меняется - заставками становятся банеры из скачанного пакета, а на экране появляется сердечко-логотип AdCharity, который можно двигать в трёх направлениях.
Слайд вверх – это доступ в приложение «Телефон», слайд вправо – разблокировка смартфона, слайд влево - переход на рекламную страницу. Контактом с рекламой считается факт разблокировки телефона, совершать какие-то дополнительные действия не обязательно.
За то, что пользователи видят рекламные банеры, им начисляются специальные бонусы - «хелпы». Одна разблокировка экрана - один «хелп». Через личный кабинет «хелпы» можно перевести в один из благотворительных фондов, с которыми сотрудничает AdCharity. Сейчас в пул партнёров проекта входят шесть известных и уважаемых организаций - фонд помощи хосписам «Вера», Всемирный фонд дикой природы, благотворительные фонды Downside UP, «Линия жизни», «Настенька» и «Старость в радость».
«Ежедневно вы разблокируете экран телефона около 100 раз в день, - говорит Эдуард Маилов. - И почти за каждую разблокировку (у нас есть ограничение на ежедневное количество рекламных баннеров) с нашим приложением можно получать бонусные «хелпы». Приложение не требует постоянного подключения к интернету, тратит минимум интернет-трафика, расходует батарею не больше популярных мессенджеров, не зависает. Вы просто видите красивые рекламные банеры от рекламодателей и получаете «хелпы».
Такой формат доставки рекламного контента потребителю, как демонстрация банеров на экране блокировки смартфона, появился в 2014 году сразу у нескольких западных проектов. Основателям проекта AdCharity – Эдуарду Маилову, Даниилу Кацуре и Антону Гольцману – понравилась идея «сдачи в аренду» экрана своего смартфона в обмен на деньги или бонусы. И они решили адаптировать её под российские реалии.
В процессе проектирования, во-первых, было принято решение отказаться от онлайн-загрузки рекламного контента, так как при медленном мобильном интернете пользователи испытывали бы серьёзные неудобства.
Во-вторых, решили отказаться и от прямого материального стимулирования самих пользователей за просмотр рекламы – клиенты приложения получают виртуальные бонусы, которые потом могут отдавать в пользу благотворительных фондов, но не могут потратить сами.
«На отказ от прямого стимулирования нас вдохновило исследование Charities Aid Foundation 2014 года, согласно которому в России 40% жителей хотя бы один раз в год жертвуют средства на благотворительность, - говорит Эдуард Маилов. – Оказалось, что больше половины участников исследования, не помогающих благотворительным фондам или конкретным людям, не делали этого из-за недостатка средств, а 40% отмечали, что перечислять средства в благотворительные фонды технически сложно и неудобно».
Активная работа над реализацией идеи началась в июне 2015 года, а концу лета уже был готов прототип приложения и подписаны контракты с первыми фондами. Осенью команде проекта удалось заручиться поддержкой статусного рекламодателя – компании Unilever, совместно с которой были подготовлены первые рекламные кампании. И 19 декабря 2015 года приложение было запущено в Google Play.
«Сразу же после запуска мы начали получать огромное количество положительных отзывов, - рассказывает Эдуард Маилов. - Если посмотреть на нашу среднюю оценку в Google Play, то она находится в районе 4,6, что мы считаем очень хорошим результатом для приложения, основной функцией которого является демонстрация рекламного контента. В отзывах некоторые пользователи даже пишут нам о том, что хотят видеть можно больше рекламы - чтобы набирать больше «хелпов» и больше помогать фондам».
На первом этапе развития приложение только выводило на экран блокировки смартфона рекламные банеры, за каждый просмотр которых пользователь получал бонус-«хелп». В дальнейшем команда проекта сформулировала новую миссию – решили, что было бы интересно вырастить из AdCharity более сложный маркетинговый инструмент, который позволял бы повышать вовлеченность пользователей не только за счёт показа рекламы на экране блокировки. И сейчас в AdCharity начинают добавлять дополнительный функционал. Например, уже появился раздел с заданиями, выполняя которые пользователь получает бонусные «хелпы».
В одну из первых рекламных кампаний была запущена офлайн-флеш-игра для бренда Rexona, что повысило вовлечённость пользователей. В итоге кампании (и нестандартные, и более традиционные) показали высокую конверсию переходов и заинтересованность пользователей. Поэтому сотрудничество с Unilever продолжается, ведутся переговоры по новым кампаниям.
Один из вопросов, которые всегда волнуют благотворителей – по назначению ли ушли средства? Чтобы снять все вопросы по этому поводу, команда проекта по итогам каждого месяца формирует отчёт, сколько «хелпов» перечислено пользователями каждому фонду и сколько каждый из фондов получил денег. После чего выкладывает в социальные сети информацию о платежах фондам (в т.ч. и платёжки). Также все данные о переводах платежей при желании можно запросить у фондов-партнеров.
Курс «хелпа» зависит от рекламной кампании, которая в данный момент проходит в AdCharity – в механики приложения перекладываются те KPI и условия, которые согласованы с конкретным рекламодателем. По итогам последних кампаний стоимость «хелпа» составляла 20 копеек.
В среднем активный пользователь приложения AdCharity за месяц может перечислить в фонды около 250-300 рублей. С ростом количества рекламодателей и рекламных кампаний, а также с увеличением числа пользователей эта цифра будет расти.
У проекта AdCharity три основателя - Эдуард Маилов, Антон Гольцман и Даниил Кацура. Эдуард - генеральный директор, он отвечает за взаимодействие с рекламодателями и общие бизнес-процессы. Зона ответственности Антона - продвижение и коммуникации с пользователями внутри приложения. Даниил отвечает за работу с подрядчиками.
Летом 2016 года к команде присоединились первые нанятые сотрудники - менеджер по коммуникациям и директор по развитию. Юридические и бухгалтерские вопросы, а также дизайн и разработка приложения пока отданы на аутсорс.
«Сама идея проекта, безусловно, мотивирует нашу команду. Нам всем нравится, что мы делаем продукт, который позволяет помогать людям. И нам важно, что мы запустили проект, аналогов которого в России нет»
Проект был запущен на собственные средства основателей – для этого потребовалось чуть больше двух миллионов рублей. Основные расходы пришлись на разработку и дизайн продукта.
«Нам с самого начала было важно, чтобы приложение было красивым и удобным для пользователей, и при этом работало без сбоев. Поэтому мы очень чутко реагировали на отзывы и пытались самые популярные замечания сразу отрабатывать - и исправлять продукт, - говорит Эдуард Маилов. - Здесь мы не экономили; сравнивая затраты на запуск пилотного продукта с расходами коллег по стартап-цеху, мы видим, что тратим больше средних сумм».
После запуска и первых рекламных кампаний на AdCharity обратили внимание частные инвесторы, которые вложили в проект несколько миллионов рублей. Сейчас сервис развивается на эти средства. На самоокупаемость команда рассчитыват выйти в середине 2017 года.
Всего за время работы AdCharity заработал чуть больше миллиона рублей. Из них более 600 тысяч рублей были переведены в благотворительные фонды (статистика по состоянию на 1 августа 2016 года).
В данный момент AdCharity использует два основных формата продвижения. Во-первых, это виральные механики, которые «зашиты» в самом приложении - пользователи могут приглашать своих друзей и делиться информацией в социальных сетях о том, что они помогают фондам, используя AdCharity. Во-вторых, пользователей привлекают стандартными методами продвижения мобильных приложений – через закупку трафика. Пользователи, которые пришли по совету друзей, более лояльны к продукту.
Существенную поддержку в продвижении оказывают и сами благотворительные фонды – они рассказывают своей аудитории об AdCharity, это в большой степени помогает решить вопрос с доверием пользователей к проекту.
AdCharity в 2016 году получило две статусных награды: «серебро» премии «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для рекламной кампании» и «серебро» премии Mixx Russia Awards в номинации «Лучшие мобильные кампании».
Во-вторых, в отличии от других социальных проектов, мы всё-таки в большей степени коммерческая компания, которая предполагает ведение эффективной деятельности – поэтому мы можем инвестировать в привлечение аудитории сущесвтенные значительные средства, зная, что потом они окупятся».
Одна из главных задач на ближайшее время - доработка приложения под Android и выпуск AdCharity под iOS. «Несмотря на то, что по статистике в России более 70% человек пользуются телефонами на базе Android, а доля айфонов составляет 6-7%, мы считаем, что это очень важный сегмент рынка» - говорит Эдуард Маилов.
Приложение для айфонов должно появиться до конца года. На данный момент функционал iOS не позволяет повторить механику AdCharity для Android, то есть разместить баннер на экране блокировки. Так что оно будет отличаться технически, но основная идея останется той же – приложение будет генерировать для пользователей средства для благотворительных фондов.
Летом 2016 года команда AdCharity открыла важное для себя направление – запустила работу по франшизе. Уже запустилось приложение в Грузии, ведутся переговоры с Турцией и странами Прибалтики, есть виды на некоторые страны Европы. В планах – до конца года запустить приложение в десяти странах.
«Нам кажется очень интересным развитие нашего проекта в сторону различных программ лояльности и стимулирования онлайн- и офлайн-продаж, особенно если это помогает благотворительности, потому что люди все больше и больше внимание уделяют социальной составляющей бизнеса, - говорит Эдуард Маилов. - Если мы предоставим инструмент, позволяющий легко и просто переводить различные бонусы, которые пользователям готовы давать рекламодатели и производители за покупку их товаров, этот инструмент будет востребован».
Социальное предпринимательство: и заработать, и помочь людям.
Как получить займ на развитие социально ориентированного бизнеса.
Как устроен благотворительно-предпринимательский проект «Летающие звери».