Let’s go!: как заработать на обучении детей иностранным языкам

Прочтёте за 6 мин.

Как театр, фитнес и математика помогают изучению английского

IT-инструменты, которые использует проект Полиглотики

  • Tumblr
  • Evernote
  • YouTube
  • 1C:Бухгалтерия

Насколько эффективно обучают иностранным языкам в российских школах? Ответить на этот вопрос может каждый из нас. Все, кто хорошо знает английский или немецкий, выучили его, как правило, вне школьных стен. Обучение в детских языковых центрах «Полиглотики» основано на иной системе – так называемом коммуникативном подходе. Эффективность методики подтверждается ростом проекта: за 2 года открылось уже 50 центров по всей стране. О том, как заработать на обучении детей английскому языку, порталу Biz360.ru рассказала основатель сети «Полиглотики» Елена Иванова.

Досье

Елена Иванова, 36 лет, основатель сети детских языковых центров  «Полиглотики». Закончила Балтийский институт иностранных языков и международного сотрудничества по специальности «лингвист». Работала руководителем отдела развития в немецкой IT-компании. В 2006 году открыла детский клуб английского языка «Полиглотики» в Санкт-Петербурге. Сегодня «Полиглотики» - это федеральная сеть, состоящая из 50 языковых центров для детей, большая часть которых открыта по франшизе.

Елена Иванова

Как возникла идея проекта

Петербурженка Елена Иванова открыла первую языковую школу в родном городе в 2006 году. К тому моменту она вернулась из поездки в Европу, где получала второе высшее образование. Там она наблюдала за развитием детей в двуязычных семьях и видела, как они с раннего возраста свободно говорят на двух языках и легко «переключаются» между ними. Дети-билингвы натолкнули её на мысль, что изучать иностранные языки нужно с раннего возраста. И чем раньше заняться чужим языком, тем легче его будет освоить.

Бизнес-идеей Елены стало открытие детского клуба английского языка. Рынок к тому времени был относительно свободным: хороших языковых школ для детей в Питере было немного. Как считает предпринимательница, прямых конкурентов у неё нет и сегодня. Большинство центров по изучению иностранных языков работают в основном со взрослыми, и занятия с детьми для них не более чем дополнение. Есть детские центры и клубы, которые предлагают английский среди прочих своих услуг. Но язык там не является основным направлением, и качество проведения таких занятий не всегда на высоком уровне.

Первый центр «Полиглотики» был ориентирован только на изучение английского, а его учениками могли стать дети в возрасте от 1 до 12 лет. На открытие первого центра ушло около 300 000 рублей, это были собственные средства предпринимательницы.

Полиглотики

Подбирая название для своего языкового центра, Елена хотела отразить в нём основной смысл проекта. «Название говорит о том, что мы учим детей, которые знают несколько иностранных языков. Оно весёлое, и при этом абсолютно русское. Это тоже важно, ведь мы разработали специальные программы именно для русскоязычных детей, и они  ориентированы на наши особенности развития», - объясняет Елена Иванова.

Не так, как в школе

Первый языковой центр «Полиглотики» работал по пособиям зарубежных авторов. Они основаны на коммуникативном подходе к обучению. Это значит, что язык осваивают через общение, а не зубрёжкой слов и правил. Также использовался «метод физического реагирования» - изучение языка через движение, танцы, песни.

Ученики первого центра «Полиглотики» показывали хорошие результаты, и их родители были довольны. Но начав учиться в школе, дети стали приносить «двойки» по английскому. Оказалось, свободного владения языком недостаточно для получения хороших оценок в школе. Школьная система предъявляет абсолютно другие требования. К примеру, гораздо важнее, чем беглая речь, ценится умение отличать подлежащее от сказуемого.

Полиглотики

Чтобы ученикам легче давался «переход к школе», в занятия добавили элементы традиционного школьного преподавания. Стало больше аудирования (прослушивания текстов), появились диктанты и изучение алфавита.

Грамматика даётся дошкольникам только в пассивной форме - юные полиглоты не учат правила и не выполняют упражнений. Преподаватель объясняет новое грамматическое понятие, после чего с помощью примеров и диалогов вводит его в языковую практику.

Специальной постановки фонетики тоже нет. Преподаватели говорят на правильном –британском - английском, чётко артикулируя все звуки. Детям свойственно имитировать окружающую речь, поэтому нужное произношение у них появляется само собой. Русский язык на занятиях не используется вообще. Новые слова осваивают только в контексте рассказа или диалога.

Елена Иванова с коллегами-педагогами придумала игры, которые позволяют учить слова без контекста. Делается это с помощью комбинаций английских слов и визуальных образов -картинок или самого предмета. Также были приняты во внимание школьные требования к дисциплине. Начиная с 5 лет, часть заданий дети делают сидя за столом.

Поменялась и методика обучения чтению и письму. По коммуникативной методике дети не учат буквы и алфавит, а читают фониксами (звуками). Они учатся читать сначала звуки, затем слоги, а после этого – коротенькие слова. Сейчас «полиглотики» учатся читать «от звука к слову», параллельно изучая алфавит.

Полиглотики

«Наша система показала свою эффективность. Сейчас мы видим, что дети после 3 лет обучения свободно разговаривают. Но и приходя в школу, они получают хорошие оценки. Мы вынуждены ориентироваться на школу. Когда дети учились у нас несколько лет, а потом приходили с «двойкой» по английскому, у родителей возникали вопросы. Сейчас мы эту проблему решили», - говорит Елена.

Создание сети

Спустя 3 года после начала работы первого языкового центра Елена открыла ещё два заведения. Все они расположены в Санкт-Петербурге. А в 2013 году предпринимательница подала заявку на регистрацию товарного знака и стала предлагать франшизу.

Сейчас по всей стране действуют 50 центров под брендом «Полиглотики». В Санкт-Петербурге и Москве открыто по 8 обучающих центров. Самые маленькие города, где работают клубы этой сети  – Златоуст (Челябинская область), Павлово (Нижегородская область), Альметьевск (Татарстан), Арсеньев (Приморье), Избербаш (Дагестан).


Скачки курсов валют в 2014-2015 годах не сказались на развитии бизнеса. По мнению Елены, этот кризис даже подстегнул расширение сети. Некоторые из её будущих франчайзи лишились работы и решили применить свои силы в бизнесе. 

«Дети – последнее, на чем экономят. Кризисы на детской сфере почти не отражаются. Этот бизнес стабильный – как для нас, так и для наших партнёров. Интерес клиентов есть, бизнес-модель успешна», - говорит Елена Иванова.

Как построена работа с партнёрами

Большинство партнёров сети «Полиглотики» – молодые мамы, которые не хотели после декрета выходить на работу по найму. Они хотят учиться, развиваться, зарабатывать, но при этом уделять достаточно времени детям. Такая же ситуация была и у самой Елены.

По мнению предпринимательницы, партнёров привлекает к сотрудничеству с ней сразу несколько факторов. Основной из них – объёмный пакет услуг, который получают франчайзи. Он охватывает все аспекты – бизнес, рекламу, технику общения с клиентами. Также он включает в себя документы и инструкции для лицензирования и взаимодействия с госструктурами (например, с пожарной охраной).

Полиглотики

В числе прочих документов франчайзи получают типовой дизайн-проект. Среди его обязательных условий – «корпоративный» цвет стен, декоративные элементы и необходимый набор оборудования. По требованиям СанПиНа в помещении должен быть холл и три санузла.

«Типовой» центр «Полиглотиков» состоит из двух-трёх комнат для занятий. Елена рекомендует открываться с тремя кабинетами. Несколько центров, начавших работать с двумя учебными комнатами, из-за высокого спроса были вынуждены переехать в более просторное помещение. А это лишние расходы.

Стартовые вложения в открытие центра «Полиглотики» в регионах составляют около 700 000 рублей

Когда потенциальный франчайзи заявляет о своём желании открыть языковой центр, с ним проводят собеседование кураторы сети. Это не наёмные менеджеры, а владельцы других центров «Полиглотики», которые знают этот бизнес изнутри.

Каждый владелец центра может получить помощь и советы коллег. Ежедневно все франчайзи общаются в чате. Каждый месяц проводятся два-три вебинара для партнёров. Раз в три месяца проходят бизнес-завтраки, на которые собираются многие из франчайзи. В этом году Елена Иванова провела первый слёт франчайзи, его планируется устраивать ежегодно.

«Нашу франшизу часто покупают те, кто хочет начать своё дело, но не имеет предпринимательского опыта. Это гораздо правильнее, чем начинать собственный «независимый» бизнес. В нашей сфере 80% языковых центров без франшиз закрываются в течение года. За 11 лет в этом бизнесе я каждый год вижу центры, которые открываются в сентябре и закрываются в марте-апреле. По франшизе процент закрытия намного ниже», - уверяет основательница сети «Полиглотики».

Полиглотики

К неудачным опытам развития собственной сети Елена относит три закрывшихся центра. В двух городах это произошло из-за отсутствия интереса собственника. Ещё один центр переехал из питерского района Парнас в другое место. На этот центр возлагались большие надежды, так как Парнас – густонаселённый район новостроек, где живёт много молодых семей с детьми. Но оказалось, что для его жителей, большая часть которых купила квартиру в ипотеку, имеют значение каждые 100 рублей. Платить за обучение своих детей в языковом центре они не могли. 

Экономика проекта

Каждый центр «Полиглотики» посещают 100-150 детей в месяц. Средний чек каждого ученика - 5750 рублей в месяц. В крупных городах он выше, в небольших – ниже. Средний оборот одного центра составляет около 500 000 рублей в месяц. Из них примерно 150 000 уходит на зарплату педагогам. Аренда составляет в среднем 100 000 рублей в месяц, роялти и другие расходы – еще 50 000. Таким образом, чистая прибыль одного центра - 150-200 тысяч рублей в месяц. В регионах эта сумма может составлять 100 000, а в Москве – до 250 000 рублей.

Месяц обучения в центре «Полиглотики» стоит от 3500 до 8000 рублей в зависимости от города, в котором он находится

Для всех своих партнёров Елена установила фиксированную сумму роялти.  Она составляет 12 000 рублей в месяц, то есть примерно 5-10% от прибыли. Летом эта сумма несколько ниже.

«Если сделать роялти в виде процентов, партнёры начнут скрывать свой реальный доход – несмотря на то, что всё идет через чеки. Нам хочется оставить отношения с франчайзи честными и открытыми, поэтому платёж фиксированный», - объясняет Елена.

Как отбирают педагогов

Первичный отбор преподавателей всегда проводит собственник бизнеса. На первой встрече с кандидатом большое значение имеют его личностные качества: пришёл ли он вовремя, как одет, не пахнет ли от него табаком и т.д.

Все кандидаты проходят довольно простой онлайн-тест: из 25 вопросов на знание языка нужно ответить правильно как минимум на 20. С теми, кто прошёл тест, проводит собеседование академический директор сети. Он оценивает знание языка, скорость реакции, умение работать с детьми. После собеседования он ставит оценку кандидату и даёт рекомендации владельцу центра. Но окончательное решение по каждой кандидатуре остается за партнёром.

Предпочтение отдаётся молодым педагогам – их проще научить и переучить. Как правило, они открыты новому, активны и не зациклены на стандартной системе обучения. Опытных преподавателей с большим стажем работы в общеобразовательной школе берут нечасто. Как показывает практика, в большинстве случаев они не готовы переучиваться.

Полиглотики

«Педагог должен не только владеть языком и уметь объяснять. Он в какой-то степени аниматор. Он должен сделать так, чтобы детям было интересно. Молодой преподаватель может проскакать четыре часа с песнями и танцами – взрослому это бывает сложнее. Исключения есть, но их немного», - делится своими наблюдениями Елена Иванова.

В Санкт-Петербурге и Москве найти подходящего преподавателя нетрудно. Но в маленьких городах подбор персонала проходит гораздо сложнее. К примеру, в Златоусте, чтобы нанять одного преподавателя, пришлось отсмотреть около 40 кандидатов. Большинство из педагогов, не прошедших отбор, работают учителями английского языка в школах.

В маленьких городах при выборе преподавателей иногда отдают предпочтение людям без педагогического образования, но хорошо владеющих английским языком. Обязательное условие для таких кандидатов – умение ладить с детьми и готовность учиться. Даже когда выбор невелик, требования к преподавателям не снижают. Елена даже рекомендует своим партнёрам задержать открытие нового центра, но ни в коем случае не начинать работу с неподходящими учителями.

Иностранный язык через спорт и математику

Занятия во всех центрах «Полиглотики» проводятся по единым методикам и пособиям. Их составляют носители языка и практикующие педагоги. В пособиях подробно расписан каждый элемент урока. Педагог может выбирать и менять упражнения в зависимости от текущей ситуации. Если он видит, что дети устали или не в настроении, то даёт задание попроще и поспокойнее.

Каждая группа занимается два раза в неделю. В группе не более 6 детей. При таком количестве учеников можно эффективно работать с каждым. По мнению Елены, детям до 7 лет индивидуальные занятия противопоказаны. В этом возрасте основная мотивация для ребёнка – заниматься вместе со своими друзьями и видеть, что им это тоже нравится. В центрах «Полиглотики» ученикам не ставят оценок. Но во время занятий ребята за правильные ответы получают наклейки, за которые в конце курса дарят подарки.

Полиглотики

Разница в возрасте в одной группе – не больше года. К примеру, в группу 5-6 лет никогда не возьмут 4-летнего ребёнка, несмотря на все просьбы родителей. «У дошкольников разница в год очень ощутима – в первую очередь не в умственном развитии, а в социальных навыках. Я уверена, что дети должны учить язык в группе сверстников», - говорит Елена Иванова.

Помимо основного курса английского языка в центрах «Полиглотики» проводится ряд дополнительных программ. Это математика, чтение, творчество и фитнес на английском. Также есть театральная студия, где ребята ставят спектакли и этюды. Это помогает сохранить интерес к обучению и  сделать его более эффективным для самых разных категорий учеников.

«У детей разные интересы. У кого-то более развиты логические способности и навыки – им мы предлагаем математику. Активные и подвижные ребята ходят на фитнес. Дети совмещают обучение английскому с этими дополнительными занятиями. Они ходят не на 2 занятия в неделю, а на 3 или на 4. И нам, как предпринимателям, эти программы помогают увеличивать средний чек», - рассказывает Елена Иванова.

В центрах сети занятия идут целый день. Утром работает группа неполного дня. В 13.00 приходят школьники, которые занимаются до 16.00. После этого в центре до самого закрытия обучаются дошкольники. Основной наплыв занимающихся происходит с 17:00 до 20:00 часов.

Полиглотики

Что касается других языков, то с самого начала работы сети в её программе появились немецкий и французский, и спрос на эти языки только растёт. Если несколько лет назад удавалось набирать не более 1-2 групп немецкого и французского в одном центре, то сейчас по 2-3 группы. Дети изучают их и как первый иностранный язык, и как второй после английского.

В 2017 году в сети «Полиглотики» появился новый иностранный язык – китайский. На него сейчас большой спрос, причём не только за Уралом, но и в центральных регионах России.

Учёба круглый год

Один курс в центре «Полиглотики» рассчитан на учебный год, с сентября по середину июня. Но присоединиться к группе можно в любой момент. Каждый восьмой урок любого курса направлен на повторение пройденного. И если новичок пришёл, например, в январе, то он довольно быстро узнаёт, что было в пропущенные месяцы. «Повторные» уроки часто делают открытыми, чтобы родители смогли оценить успехи своих детей.

Для дошкольников темы повторяются из года в год, но становятся более расширенными. Например, по теме «семья» трёхлетние ученики знают как по-английски называть ближайших родственников (мама, папа, брат, сестра). А на следующий год они могут назвать по-английски всех родственников, а также рассказать, как семья дружит и отдыхает.

Полиглотики

Летом, после окончания «основного» курса, занятия проводятся по системе интенсив (полного погружения). Такие курсы продолжаются 2-3 недели. На них ребята обсуждают различные темы, учат новую лексику, много разговаривают. Каждый центр предлагает что-то своё: например, посещение музеев или парков. Подобные занятия позволяют «удерживать» в летний период до 60% учеников. Ещё один летний интенсив направлен на обучение навыкам чтения. В 2018 году планируется запустить летний курс по грамматике.

Клиент на несколько лет

Результат занятий в клубах «Полиглотики» - свободное общение на иностранном языке. По планам сети, ученики достигают такого уровня после 3 лет обучения.

«Для нас самое главное – дать ребёнку базу, чтобы он  выучил лексику и не боялся общаться. Нашего ученика с его классическим английским поймут везде. Если он потом поедет, к примеру, в Ирландию или США – он приспособится к диалекту и сам начнёт говорить так же», - рассказывает Елена Иванова.

Хорошие результаты обучения – гарантия того, что родители ученика запишут его и на следующий год. За последние 2 года 95% детей, посещавших курсы в центрах «Полиглотики», продолжили там же своё обучение.

«Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок пришел к нам в 2-3 года и оставался у нас до 12 лет. Благодаря длинному «жизненному циклу» клиента нам не надо волноваться – вдруг на соседней улице откроется такой же центр, и к нам никто не придёт. Главное, чтобы детям нравилось, и был результат – тогда они будут приходить из года в год», - убеждена Елена.

Основной приоритет в развитии сети на ближайшие месяцы и годы – открытие новых точек в маленьких городах. Также планируется запускать новые программы, проводить больше обучающих тренингов для партнёров и преподавателей.

Полиглотики

Читайте также:

Как устроен центр детского развития полного цикла.
Hello, children!: как устроен частный билингвальный детский сад.
Бизнес профессора Звездунова: как заработать на научных шоу для детей.

27 ноября 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов