Когда сибирячка Мила Шестакова начинала свой бизнес по пошиву фартуков, большой ставки на него не делала. Но оказалось, что изготовление качественной спецодежды для официантов, барменов, бариста, поваров и парикмахеров при грамотном подходе вполне может приносить неплохой доход. О том, как заработать на производстве фартуков для мастеров своего дела, порталу Biz360.ru рассказала основатель компании BarBossa Мила Шестакова.
Мила Шестакова, 27 лет, предприниматель из Томска, основатель компании по производству фартуков для мастеров своего дела
BarBossa. Родилась на Алтае, высшее образование получала в Томске, где и осталась жить. Окончила Томский университет систем управления и радиоэлектроники по специальности «социальная работа»; второе высшее получила на факультете журналистики Томского госуниверситета. Занималась кейтерингом. Компанию BarBossa запустила в 2015 году.
Мила Шестакова ещё в студенчестве получила опыт проектной работы - и решила, что именно такой образ жизни, а не ежедневная офисная рутина подходит ей лучше всего. До 2015 года она несколько лет занималась развитием кейтеринговой компании. Тогда ей хотелось, чтобы те, с кем она работает, выглядели стильно. Поэтому Мила решила сшить для них спецодежду - удобные фартуки. Идея оказалась настолько удачной, что получить красивые и практичные фартуки захотели и представители других компаний. Так идея стала приносить дополнительный доход.
«Тогда подобные фартуки возили из Москвы, Питера, кто-то даже из-за границы. А мы попробовали сшить их сами. Сначала для себя, потом у нас их заказали знакомые в Томске. И так как-то незаметно для себя начали отправлять по всей России», — говорит Мила.
Несмотря на то, что проектов за плечами на тот момент было уже достаточное количество, опыта, который помог бы в производстве спецодежды, не было. «Фартуки были для меня чем-то совершенно новым. Но на момент запуска BarBossa у меня уже была определённая смелость начать что-то незнакомое», - говорит Мила.
«Никаких серьезных инвестиций я, конечно, не делала. Сейчас не смогу вспомнить даже примерную сумму вложений в новый проект. Это было так: я взяла деньги, которые у меня были, пошла в магазин, купила какое-то количество ткани, которая мне понравилась, и отправилась к первой попавшейся швее. Уже потом всё рассчитала: сколько нужно ткани на фартук, какой она должна быть, где её можно покупать, где не стоит. Конечно, сначала сильно переплачивала, пока не знала, что сколько стоит на самом деле».
Вместе с первыми фартуками появился и бренд. «Сначала появилось название. Пришло в голову слово «барбос» - то есть собака, и в то же время здесь было сочетание слов «бар» и «босс». И кто-то мне подсказал добавить букву «а» в конец. Логотип нарисовали с моей подругой-дизайнером».
Продукция от BarBossa оказалась настолько удачной, что вскоре томские фартуки даже стали подделывать. «Однажды в другом регионе я видела фартуки, которые совершенно точно были скопированы с наших. Мы на каждый фартук пришиваем свой логотип. Он набивается на коричневый кожаный кружок и пришивается снизу. Так вот, на фартуках, которые я встретила, был такой же кружок, но без нашего логотипа. Видимо, когда копировали, логотип не рассмотрели, но кружок все равно решили пришить», - улыбается Мила.
И это при том, что в пошиве фартуков сложно изобрести что-то новое. «Фартук - это как джинсы: модель придумали один раз, а дальше идут вариации. Да, может быть, кто-то сшил модель с карманом на коленке, но спросом это пользоваться не стало. Различаются фасоны у нас только расположением карманов, тканью, цветом. Силуэт фартука просят незначительно поменять только в редких случаях».
Возможно, именно поэтому шитье фартуков приобрело в последнее время большую популярность. Когда BarBossa запускалась, подобных фирм были единицы. Поэтому ориентироваться приходилось только на Google, - улыбается Мила. Но отсутствие конкурентов на старте помогло BarBossa занять свою нишу на растущем рынке: «Сейчас такие фирмы есть почти в каждом городе. Шьют очень много, изделия совершенно разного качества».
Отличие BarBossa от многих других производителей в том, что подход Милы Шестаковой не предполагает наличия каталога. «Я абсолютно против этого. С каждым заказчиком стараюсь работать индивидуально: уточняю, какую ткань использовать, какого цвета, где расположить карманы», - говорит Мила.
Для клиентов это одна из причин выбрать именно продукцию BarBossa. Причём обращаются в томскую компанию и клиенты из других городов. «Многие к нам приходят потому, что другие компании работают по шаблонам, а заказчикам хочется индивидуального подхода. У меня тоже были такие мысли, потому что очень много сил ты тратишь на каждого клиента, очень устаёшь эмоционально. Но потом я решила, что именно этим буду отличаться. Хотя для кого-то это минус - они хотят посмотреть готовый макет», - говорит Мила.
В среднем, на изготовление заказа уходит 3-5 дней. А вот доставка занимает куда больше времени – это особенности российской логистики.
«Интересовались нашими фартуками и зарубежные заказчики. И, конечно, работать с ними технически было бы очень просто. Но в итоге до дела так и не дошло. Объяснение этому очень простое: цена в случае доставки за рубеж сильно увеличивается, а за доставку у нас платит заказчик. Из Европы проще и дешевле заказать фартук в Москве или Питере», - говорит Мила.
Чаще всего фартуки BarBossa заказывают компании индустрии общепита – для поваров, официантов, барменов, бариста, кальянщиков. Также команда Милы Шестаковой шьёт спецодежду для парикмахеров, мастеров маникюра, флористов. Однажды шили фартук гончару. В месяц в компании заказывают около 25-30 фартуков.
Больших заказов практически не бывает. «Даже если у нас появляется корпоративный заказ, то речь идёт в среднем про четыре-пять комплектов - по числу работающих барменов. Если добавляются официанты, то это ещё примерно семь-восемь фартуков. Так что даже если заказ массовый, это вовсе не значит, что он большой», — объясняет она.
В целом развитием своего дела Мила довольна. На том уровне, на котором сейчас работает её бизнес, он отлажен очень хорошо - не требует никаких дополнительных вложений. Плюс к тому - позволяет ей заниматься и другой работой: параллельно она является маркетологом в нескольких проектах.
«На старте я вообще ни на что особо не надеялась. И даже первый год не занималась активным продвижением в соцсетях. Поступал заказ - хорошо, а нет - ничего страшного. Когда стало понятно, что спрос есть, я начала совершенствовать модели. Сейчас я встречаюсь с ребятами, которые заказывали фартук года полтора назад, и теперь они хотят обновить его и заказать ещё несколько штук. Смотрю на этот фартук, и уже даже не помню, что мы такие шили. За это время мы столько всего усовершенствовали, что те фартуки у меня уже стёрлись из памяти», - улыбается Мила.
Сегодня средняя цена фартука в BarBossa - 2,5 тысячи рублей. Самые простые и дешёвые фартуки – без нагрудника, их цена начинается от 1,5 тысяч рублей. Фартук с нагрудником и подкладом - 2,5 тысячи рублей, без подклада - 2 тысячи. Двухсторонний фартук обходится заказчику в 2,7 тысячи рублей, а фартук из кожзама – в 3 тысячи.
«Первый год я очень часто сталкивалась с тем, что люди говорили мне: дорого, лучше сам куплю ткань и найду швею, - говорит Мила. - По собственному опыту могу сказать, что если у тебя нет знаний, ты сошьёшь ещё дороже».
Мила Шестакова перебрала много швей, прежде чем нашла «своих». «У меня работают швеи по найму, за 2,5 года их сменилось уже несколько. Сначала меня многое не устраивало, сейчас я уже знаю, что мне нужно, у меня уже есть «база» швей. Я привлекаю их в зависимости от количества заказов. С одной швеёй работаю постоянно», - рассказывает она.
По словам Милы, хорошую швею сегодня найти сложно, многие выполняют свою работу плохо: «Первым делом я пошла в ателье. Там загибают невероятные цены, а качество получается просто ужасным. Потом начала выкладывать вакансии в соцсетях. Когда находишь швею, всегда смотришь на первый сшитый ею фартук и понимаешь, будешь ты работать с человеком дальше или нет. Это ещё одна причина, по которой клиентам нужно заказывать готовый фартук, а не обращаться в ателье».
Шить Мила умеет и сама, но за фартуки не берётся: «Я год училась на швею, когда ещё о фартуках речи даже не шло. Но фартуки я никогда не шила и не хочу этим заниматься. Считаю, что тут нужен опыт, как и в любом продукте, который делается своими руками. Я со своим опытом не потяну уровень, который должен быть».
Рентабельность и прибыльность проекта во многом объясняется и грамотным подходом к продвижению продукта. За время существования компании за рекламу Мила не заплатила ни рубля. Продвижение и продажи идут только через соцсети. «Поскольку я сама зарабатываю на продвижении в соцсетях, то знаю методы, которые эффективно работают», - объясняет основательница BarBossa.
Сейчас бренд присутствует на четырёх площадках: Instagram, «Вконтакте», Facebook, «Одноклассники». «На одном уровне работает «ВКонтакте» и Instagram, хотя первое время эффект был только от «ВКонтакте», а Instagram начал догонять только в последнее время. По Facebook и «Одноклассникам» я не вижу эффекта. Но, даже несмотря на то, что я не вижу отдачи, считаю, что присутствие и мелькание должно быть во всех сетях».
Продвинуть компанию могло бы наличие сайта, но пока его созданием Мила не занималась: «Одно время я хотела сайт, но потом поняла, что он был бы уместен при наличии каталога и определённого числа моделей. То же касается и email-рассылки, которую делают некоторые наши конкуренты. Да, это могло бы принести результаты. Но пока в моей голове не созрело, как это грамотно воплотить - оставить за собой нишу индивидуального подхода и сделать сайт понятным для других».
Мила начинала своё дело, потому что это было в удовольствие, без ставок на большой доход. Может быть, именно поэтому с BarBossa у неё всё получается: «С самого начала я не выделяла этот проект, не вкладывала в него много сил и времени, и по сей день он идёт на лёгкой волне. Меня это устраивает на 100%, поэтому, если честно, даже не хочется что-то планировать. Мне нравится, что я могу сделать то, что хочется. Захотела - сделала двухсторонний фартук. Если завтра захочу шить что-то ещё, обязательно попробую».
В статье использованы фото Владимира Дударева («Томский обзор») и из архива компании.
Читайте также:
Как страсть к шитью превратить в успешный бизнес.
Шить, жить, любить: как заработать на свадебных платьях.
Платье по фигуре: как создаётся дорогая одежда и кто её покупает.