Отшито в Ханты-Мансийске: как страсть к шитью превратить в успешный бизнес

Прочтёте за 5 мин.

«Настоящий портной – это не просто «золотые руки», это энергия на кончиках пальцев»

IT-инструменты, которые использует Нина Юнцевич

  • 1C-Битрикс
  • 1С:Бухгалтерия
  • Instagram
  • Вконтакте

История знает немало примеров, когда успешный бизнес вырастал из хобби его основателя. Ровно так случилось и с Ниной Юнцевич, предпринимателем из Ханты-Мансийска. Страсть к придумыванию одежды и любовь к шитью перевесили престижную должность на госслужбе и хорошую зарплату - в результате на свет появилась студия моды DeLanko. О том, как заработать небольшому швейному предприятию в условиях падающей экономики, порталу Biz360.ru рассказала Нина Юнцевич.

Досье

Нина Юнцевич, 44 года, предприниматель из Ханты-Мансийска, основатель студии моды  DeLanklo, владелец компании полиграфических и издательских проектов «Студия ЮВ Плюс». Родилась в Тбилиси, долгое время жила в Симферополе, где прошли детство и студенчество. Окончила филологический факультет Крымского государственного университета (ныне – Таврический госуниверситет), а также Академию народного хозяйства по программе MBA (Москва). 

Нина Юнцевич

Первая юбка из трусов в цветочек

Всю свою сознательную жизнь я сочиняла одежду. Первую юбку сшила сама в 9 лет из новеньких, купленных в советском универмаге для деда семейных трусов в цветочек! Он меня и научил шить. И маму тоже. Одежду для кукол я в расчёт не беру, как и сотни рисованных одежек для бумажных кукол.

Моя мама – настоящий виртуоз в создании образа! Я говорю не о собственно  портновском деле, а о таланте создать что-то невероятное из каких-то обрезков-остатков. Конечно, сказалась и советская действительность, которая толкала женщин на чудеса изобретательности.

Например, мама покупала мужские шерстяные гамаши больших размеров. Главное их достоинство – они были из 100% шерсти и не имели бокового шва, то есть из них выходили две цельные детали для хорошей юбки-клеш. Полутора гамаш хватало на одно платье. А его верх мама вышивала. Получались королевские наряды! Я все сохранила.

В студенчестве у меня было прозвище «Нина Риччи» (Nina Ricci – модельер, основательница знаменитого дома высокой моды – прим. редакции) - за манеру одеваться не так как все. И не удивительно, потому что я шила себе всё подряд: пальтишки с «мексиканским тушканчиком», модные тогда, как и сейчас, парки из старых курток, и т.д.

Шила и себе, и своей подруге Александре, с которой мы идём по жизни бок о бок. Она по сей день называет меня «Риччи». Она же придумала название моей собственной марки одежды и легенду для неё – DeLanklo. Мы решили перенести французский шарм в нашу действительность через Нинон де Ланкло, известного персонажа французского света XVII века.

DeLanklo

А вообще я окончила я филологический факультет Крымского государственного университета. И почти двадцать лет занималась журналистикой. К швейному бизнесу никакого отношения не имела, просто так же упоительно продолжала шить вечерами и по выходным. Иногда шила подругам, но редко, чаще - советовала, помогала выбрать одежду в магазинах. Это у нас в генах!

В журналистской деятельности я довольно преуспела. И мне всегда нравилась эта работа. Я и сейчас полностью не отошла от профессии, иногда занимаюсь информационными и издательскими проектами.

Я не помню точно, когда начала серьёзно думать о швейном деле именно как о бизнесе, мечтать о своей марке одежды… Мне кажется, что в своей подсознательной жизни я это делала всегда, просто не осознавала это как цель.

На пути к мечте о собственном деле

Формат бизнеса я начала продумывать, поступив учиться в Академию народного хозяйства по программе MBA в Москве. И все два года обучения теории бизнеса я думала о своём будущем деле - на тот момент оно было виртуальным и жило только в моей голове. И диплом защищала на эту тему. И строила графики, и заполняла таблички, и делала SWOT и PEST-анализы, и рисовала продуктовую матрицу. Наверное, когда я защищала диплом и в подробностях рассказывала приёмной комиссии, как произвожу свою одежду, где продаю, какие у меня конкурентные преимущества, я открыла чакру своей судьбы.

К реальным действиям меня подтолкнул ряд обстоятельств. Формально - декрет. Но не только. Говорят, что толчок к чему-то большому и важному в жизни часто происходит через кризис. Похоже, у меня так и вышло. Возрастной, профессиональный, можно даже сказать, мировоззренческий кризис привёл меня к мысли, что хочу сделать бизнесом то, чем я занимаюсь с такой страстью всю жизнь.

Во время обучения на MBA я знакомилась с философией многих крупнейших компаний мира, и как-то услышала: если вы хотите просто зарабатывать деньги, то займитесь чем угодно, что может приносить прибыль, но, если вы хотите построить настоящую империю, начните реализовывать свою мечту.

И ещё одна мысль мне всегда не давала покоя. Я так много работала, так много сил, времени, способностей, эмоций, идей, талантов отдавала «кому-то», «работодателю», «чужому дяде», что пора уже мне применить всё это к собственным целям.

Модный салон на «пустом месте»

Я уволилась с очень хорошей должности начальника управления общественных связей администрации Ханты-Мансийска, и начала искать помещение под ателье. Сутками напролёт сидела в интернете, изучая профессиональные швейные машинки, парогенераторы, закройное и прочее оборудование; пересмотрела сотни сайтов с торговым оборудованием, с тканями.

Первую партию тканей заказала со стоков нескольких итальянских фабрик через торгового представителя в Милане. Решила сразу, что мой ассортимент тканей будет отличаться. Всё это - не выходя из дома, поскольку на руках был сын Мишка, который родился 2 мая 2015 года.

Двери ателье-студии моды DeLanklo открылись в октябре 2015 года. Первая запись в книге продаж датирована 31 октября, поэтому отсчёт времени мы начали с 1 ноября 2015 года.

DeLanklo

Первый год работы был почти «минусовый». Поначалу я не планировала работать как классическое ателье индивидуального пошива. Хотела заниматься только пошивом собственных изделий. Но рынок не терпит пустых мест. В Ханты-Мансийске таким «пустым местом» было хорошее ателье.

Ателье в городе, конечно, были, некоторые довольно давно работали. В чём было моё преимущество? Мне кажется, что мне удалось создать атмосферу настоящего модного салона с красивым уютным интерьером, просторной примерочной с местом для кофе и отдыха, журналами и книгами о моде. В общем – соответствующий  антураж во всём, а главное – оригинальные ткани и аксессуары, завершающие образ: бижутерия, сумки, платки, ремни, туфли. Мой девиз – безупречный подход к клиенту.

Спрос на индивидуальный пошив появился сразу. Сарафанное радио сработало молниеносно. Поначалу думала: ну вот сейчас всех клиентов отошьём и на полную катушку возьмёмся за «поток». Но клиентов, к счастью, становилось всё больше и больше. И отшивать полноценную собственную линейку не хватало сил, а точнее рабочих рук. И по сей день мы качаемся между этими двумя направлениями – индивидуальным пошивом и пошивом готовой одежды под своей маркой.

Женский образ «под ключ»

У меня был стартовый капитал в 1 млн. рублей, 80% которого ушло на организацию швейного цеха и магазина. Я изначально планировала, что моя студия моды будет состоять из двух зон – производственной и торговой.

Несколько месяцев ушло на поиск подходящего помещения, нужно было, чтобы оно располагалось в центре города, имело удобную навигацию, было презентабельного вида, имело хорошую входную группу, было просторное и светлое. Наконец, такое помещение нашлось - и в голове полностью созрело видение, как это пространство организовать.

DeLanklo

На сегодняшний день студия моды DeLanklo представляет собой швейный цех площадью 60 квадратных метров, рассчитанный на работу трёх-четырёх портных и 10 единиц профессионального швейного оборудования, а также магазин площадью 50 «квадратов», где представлены ткани, швейная фурнитура, авторская одежда и бижутерия, сумки, ремни, палантины и многое другое.

Идея была такова – здесь и сейчас подобрать и создать женщине нужный образ «под ключ». В таком формате мы отработали год. Были успешные месяцы, были провальные, в целом – был год поиска, экспериментов, ошибок, побед и рисков. Когда говорят, что для нового бизнеса первые 12 месяцев самые важные, полностью соглашаюсь. Выдюжишь – бизнес пойдёт.

Портной – это энергия на кончиках пальцев

Главные проблемы, с которыми мы столкнулись, это кадры и сбыт. Долго не могла найти хороших мастеров. Никого не хочу обидеть, но приходили девушки и женщины, которые много лет подряд шили или ремонтировали одежду себе или подружкам на дому и считали себя «профессиональными портными». Если не ошибаюсь, 20 швей в первый год пробовали у нас свои силы. К каждой из них отношусь с уважением и благодарностью, но партнёрства не получалось.

Настоящий портной – это не только «золотые руки» и любовь к своему делу, это не просто талант, это особая энергия в кончиках пальцев, состоящая из творчества и великого терпения.

Такая же беда была с администраторами. Пока не появился человек, близкий мне по духу, которому нравится то, что происходит в стенах нашего ателье. Хотя первые год работы далеко не всё было супер.

Сегодня в швейном цехе работает три мастера и один администратор, в магазинах – четверо продавцов-консультантов. Но объявление о поиске портного у меня до сих пор активно во всех кадровых ресурсах.

Средняя зарплата в нашем ателье составляет более 35 тысяч рублей – это выше среднего в швейном деле. Система оплаты труда сдельная.

DeLanklo

Вторая проблема – сбыт.  Собственный магазин по понятным причинам не обеспечивал нужного трафика. Нужны были партнёры по реализации, имеющие магазины в торговых центрах, и я их толком так и не смогла найти. Поняла, что здесь тоже должны быть единомышленники. Обращалась ко многим, кто продаёт одежду в Ханты-Мансийске. Была удивлена равнодушной реакцией.

Мне казалось, что я предлагаю сотрудничество без рисков – одни преимущества. Предлагала товар под реализацию по оптовому прайсу. Всё продумала, шла даже на невыгодные для себя условия. Условно говоря, формировала свою маржу в пределах 800-1000 рублей, чтобы партнёры смогли сделать себе хорошую торговую наценку. Натыкалась на скептическую реакцию: «А-ааа, пошито в Ханты-Мансийске». А я была горда, что отшито в Ханты-Мансийске.

Партнёрство сложилось только с владелицей одного магазина. И я ей очень благодарна за поддержку на тот момент. Тогда и поняла, что надо иметь собственные точки реализации.

Какой бы я дала совет новичкам? Не торопиться и не суетиться, начинать с малого, даже если есть возможность развернуться на полную катушку. Все равно опыта нет и на 50% многое нужно делать не так – это понимаешь уже после. И второй момент: кадры решают все!

Вся прибыль – в «оборотку»

Первые месяцы клиентов было негусто. Но! Почти все из тех, что делали у нас заказы, оставались с нами и приходили с новыми заказами. Сегодня ателье работает с листом ожидания в две недели, поэтому я продолжаю искать портных. В среднем в месяц мы выполняем около 25-30 заказов на пошив одежды и столько же ремонтов. Средний чек в ателье - 4000-5000 рублей.

DeLanklo

После открытия двух собственных магазинчиков в популярных торговых центров города, продажи готовой одежды увеличились. Но мы стали продавать не только собственные изделия, но и сопутствующие товары – аксессуары (шапки-шарфы, палантины, бижутерию), кожгалантерею.

С недавнего времени стали поступать заказы из групп в социальных сетях. За полтора года выручка от всех направлений выросла больше, чем в десять раз. Но это не значит, что у нас большая прибыль. Увы, пока работаем на «оборотку». Почти всё уходит на аренду, зарплату, закуп тканей, расходных материалов, актуального товара.

Курс на округ, Россию и Европу

Планов на будущее – громадьё. Если удастся найти еще две-три швеи, то возьмём курс на промышленный масштаб пошива одежды собственной марки. Сейчас это направление работает в микромасштабе. Мечтаю, что со временем в ателье появится закройщик, профессиональное закройное оборудование и программное обеспечение.

Как только сын подрастёт, планирую поехать учиться в Москву или Санкт-Петербург, отбирать и заказывать ткани в Европу и Китай. Намерена запатентовать свою торговую марку Lanklo.

В самых ближайших планах – открытие магазинов в крупных городах нашего округа, в Нягани и Сургуте. А ещё – первый модный показ! Каким он будет, когда и где пройдёт – только это сейчас в моих мыслях.

Когда я вижу на улицах Ханты-Мансийска женщин в пальто от DeLanklo, меня до кома в горле заполняет гордость, и появляется вера в себя.

Нина Юнцевич

Читайте также:

Сидят как влитые: как заработать на обуви ручной работы.
Шить, жить, любить: как заработать на свадебных платьях.
51 лайфхак фэшн-бизнеса: что нужно учитывать при запуске бренда одежды.

07 июня 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов