Платье по фигуре: как создаётся дорогая одежда и кто её покупает

Прочтёте за 5 мин.

Наталья Смирнова – о том, как устроено авторское ателье по пошиву женской одежды

IT-инструменты, которые использует Наталья Смирнова

  • Instagram
  • Facebook
  • Youtube

В советские годы из-за нехватки одежды в магазинах многие женщины были вынуждены шить её в ателье или у знакомых портних. Сейчас позволить себе индивидуальный пошив одежды могут те, кто готов заплатить за это довольно высокую цену. Поэтому ателье, специализирующихся только на индивидуальных заказах, довольно мало, и зачастую они превращаются в дом моды. О том, как устроено авторское ателье, порталу Biz360.ru рассказала соосновательница ателье «Абиарт» Наталья Смирнова.

Досье

Наталья Смирнова, 42 года, соосновательница авторского ателье  «Абиарт». Окончила Московскую академию лёгкой промышленности по специальности «дессинатор» (текстильный дизайнер). Параллельно получила второе высшее образование –  Московский государственный университет дизайна и технологий по специальности «модельер». В 2002 году открыла вместе с модельером-конструктором Алиной Ошитковой ателье «Абиарт», которое занимается индивидуальным пошивом женской одежды и штор.

Наталья Смирнова

Как всё начиналось

Наталья Смирнова ещё со школы знала, что хочет быть модельером. Но опасалась, что поступить сразу после окончания школы на нужный факультет не сможет. Стала учиться в Московской академии лёгкой промышленности по специальности «дессинатор» - так называется специалист, который создаёт рисунок на ткани: определяет, какие нитки будут использоваться, какой орнамент или рисунок, в каком размере и т.д. 

Через два года, продолжая получать первое высшее образование, Наталья поступила в Московский университет дизайна и технологий на факультет, где готовили модельеров. Когда она заканчивала учёбу, её позвали работать в ателье модельером, хотя помимо основной работы ей приходилось и конструировать, и шить вещи от начала до конца. 

В 2002 году Наталья вместе с модельером-конструктором Алиной Ошитковой основали собственное ателье «Абиарт». Для него сняли помещение в одном из институтов в районе метро «Войковская», привезли из дома свои бытовые швейные машинки - и начали работать. Вложения в проект составили примерно 500 долларов из личных средств компаньонок. 

Наталья Смирнова и Алина Ошиткова

Постепенно ателье обрастало профессиональным оборудованием – его покупали по мере роста бизнеса и исходя из потребностей предприятия. Так появились прямострочные машины – для тонких, средних по толщине и толстых тканей (например, для джинсы и кожи), оверлоки, машинка для пошива изделий из кожи и меха. 

Индивидуальный пошив

Индивидуальный пошив женской одежды – это долгий и кропотливый процесс. В среднем, на изготовление одной вещи уходит месяц. Сначала клиентка объясняет специалистам ателье «Абиарт», что именно она хочет получить и как собирается использовать новый элемент гардероба в дальнейшем – ходить на деловые встречи, надевать на торжественные мероприятия или носить в повседневной жизни. 

Затем создаётся эскиз, который утверждают с клиенткой. Если о том, как должна выглядеть готовая вещь, удалось договориться, переходят к подбору ткани. В ателье «Абиарт» есть каталоги английских и итальянских тканей. Если выбрать ткань из них не получится, то сотрудники ателье продолжат поиск по другим поставщикам, расположенным в Москве. Но чаще бывает, что клиентка обращается в ателье с тканью, которая ей нравится. И вместе с дизайнером решает, какую вещь сшить из этой ткани. 

Абиарт

Следующий этап – снятие мерок. Они необходимы для изготовления лекал – шаблонов, используемых при создании выкроек и учитывающих особенности конкретной фигуры. 

«Мы посчитали, что на каждого клиента должно быть около шести основ лекал. В дальнейшем из основы моделируются и создаются лекала изделия. И на это уходит от одного до шести часов. Мы ещё ничего не начали шить, а уже проделали столько манипуляций», - замечает Наталья Смирнова. 

После создания лекал готовая выкройка переносится на ткань. Каждая линия размечается портным с помощью стежков из ниток. Только после раскроя происходит первая примерка. Модельер и конструктор смотрят, как вещь сидит на заказчице, и принимают решение, где и что нужно убрать, поднять или перенести в другое место. Для внесения изменений распарываются все швы, изделие собирается заново для второй примерки. Третья примерка является уже финальной. 

Ручная работа занимает в вещи, сшитой по индивидуальному дизайну, около 75%, говорит Наталья Смирнова. «Объём машинного шитья – 5%. Около 20% - это утюг и влажная тепловая обработка. Остальные 75% - ручной труд. А если по всему изделию прокладывать ручные стежки, как любят наши клиенты, то ручной работы становится ещё больше».

Абиарт 

Стоимость пошива делового женского костюма с тканью в ателье «Абиарт» начинается от 60 тысяч рублей, платья – от 40 тысяч рублей. Наталья Смирнова объясняет это тем, что каждая вещь создаётся практически вручную, а сам процесс изготовления проходит много стадий, описанных выше. Иногда бывают изделия, которые выполняются вообще без единой машинной строчки, например, двухслойные кашемировые пальто. 

«Есть конструкция одежды на основе стандартного построения лекал, а есть на основе наколки. Это когда накалываешь куски ткани на манекен и как скульптор собираешь одежду. Очень часто мы используем сочетание стандартного построения с наколкой», - объясняет Наталья. 

Кто и что заказывает

По наблюдениям Натальи Смирновой, индивидуальный пошив в ателье «Абиарт», как правило, заказывают женщины следующих профессий – архитекторы, художники, финансовые директоры, а также бизнес-леди. Для них важно выглядеть непохоже, поэтому одежда масс-маркета им очень часто не подходит. Встречаются и юные клиентки, которые готовятся к выпускным в школе-вузе или выходам в свет. 

Довольно часто женщины просят использовать очень дорогую ткань для своих вещей. Они объясняют это тем, что их деловые партнёры разбираются в том, какого качества ткань используется в одежде других людей. И сама одежда является для них маркером того, к какому социальному статусу принадлежит их собеседник. Поэтому таким клиенткам важно выглядеть соответствующе.

Абиарт 

Постоянные клиенты, которым сотрудники ателье «Абиарт» сшили уже несколько вещей и создали их индивидуальный стиль, часто при последующем обращении говорят только, какой новый элемент гардероба им нужен – например, рубашка. Дальше дизайнер и модельер придумывают, какая именно рубашка будет подходить к остальным вещам заказчицы. 

«Каждый эскиз утверждается, но с постоянными клиентами уже можно не следовать эскизам на 100%. Каждая вещь – это эксперимент, творческий момент. И не только для дизайнера, конструктора, портного, но и для клиента. Он творит вместе с нами. И в процессе этого творчества могут быть изменения», - уверяет Наталья Смирнова. 

Бывают и такие заказчицы, которые обращаются с фотографией брендовой одежды и просят сшить им такую же. По словам Натальи Смирновой, работа над такими заказами – игра в мастерство. Модельер должен по фотографии подобрать наиболее точный к оригиналу тип ткани, а конструктор максимально повторить крой (зачастую, не имея вида изделия сзади). 

Абиарт

С клиентками у персонала ателье устанавливаются доверительные отношения. «Когда человек стоит на примерках перед тобой почти голый, это способствует доверию», - говорит Наталья. 

Среди тех, кто шьёт одежду в ателье «Абиарт», не только жительницы Москвы и Подмосковье. Есть клиентка, которая живёт в Америке, но во время своих визитов в Москву делает заказы. 

«В нашей работе количество заказов или готовых изделий в месяц – не показатель продуктивности ателье. В работе может быть одна, но очень сложная вещь, которую портной будет делать месяц-полтора. А может быть много небольших вещей», - объясняет Наталья Смирнова. 

Абиарт

В пошиве одежды есть явные пики заказов. Они, как правило, приходятся на осень (с октября по декабрь) и весну (февраль-март), и связаны с тем, что вместе со временем года многим женщинам хочется поменять и гардероб. Меньше всего запросов – в январе и июле-августе. 

В 2017 году неожиданно провальными оказались апрель и май. Это было связано с затянувшейся холодной погодой – никто не спешил шить летние платья. «Никогда мы не отшивали так мало летних вещей, как в этом году. Первый по-настоящему тёплый день был в Москве в конце июля», - констатирует Наталья. 

Не спешить в стан «русских дизайнеров»

У ателье «Абиарт» есть коллекция свадебных платьев. Это направление хотели развивать особенно активно в 2012 году. Со своими платьями Наталья Смирнова обращалась в свадебные салоны Москвы. Но там, увидев русское имя дизайнера, сразу же отказывали в сотрудничестве. Хотя в то время русские дизайнеры уже становились трендом в сфере casual-одежды, но не свадебных платьев.

Абиарт 

«Я – дизайнер, работающий в индивидуальном пошиве и делающий изделия на заказ в единственном экземпляре. Да, русские дизайнеры в какой-то момент стали трендом. Но сейчас их стало очень много. Конечно, есть замечательные дизайнеры, которые прекрасно выполняют свою работу. Но уровень вещей у большинства – оставляет желать лучшего. Когда мы оказываемся на мероприятиях вроде Недели Высокой моды или ходим по бутикам, то становится ясно, почему клиенты обращаются к нам и в такие ателье, как у нас. Это другой уровень изделия и по материалам, и по работе», - добавляет Наталья Смирнова. 

Нехватка кадров

Команда ателье «Абиарт» - это семь сотрудников: конструктор, модельер, помощник дизайнера, трое портных и бухгалтер. Коллектив – исключительно женский. Из-за этого постоянно приходится искать персонал – сотрудницы часто уходят в декрет. 

Найти готового специалиста, по признанию Натальи Смирновой, практически невозможно. В Москве и регионах закрываются училища, которые готовят портных. А те, кто получает высшее образование по данной специальности в институтах, сразу претендуют на высокую зарплату. Но как специалисты они ещё не готовы к работе после вуза, их надо обучать непосредственно в ателье. 

Абиарт

Нехватка кадров для ателье сказывается и в сферах, не связанных непосредственно с умением шить или кроить. Наталья Смирнова пыталась найти SMM-менеджера, который бы вёл соцсети ателье. Но привлечённые фрилансеры делали посты, не отражающие особенности одежды, которую шьют по индивидуальному заказу. В результате соцсетями занимается сама Наталья, оперируя базовыми знаниями в этой области. Но она уверена – лучше пусть посты будут не каждый день, но зато написанные грамотно и самим владельцем бизнеса.

Наталья Смирнова пытается снимать короткие видео-ролики о том, как создаются вещи в их ателье. Но всякий раз, когда она заходит в производственный цех с включенной на телефоне камерой, её подчинённые начинают стесняться. «Сотрудницы очень напрягаются, когда их снимают. И невозможно объяснить им, что для соцсетей небольшие видео том, как делается наша вещь, очень хорошо подходят», - говорит Наталья. 

Продвижение за счёт «сарафанного радио» 

У ателье «Абиарт» есть свои страницы в Instagram и Facebook. В них выкладывают фотографии готовых изделий, многие вещи сфотографированы и с изнаночной стороны. Такие снимки позволяют оценить качество сшитой вещи. «Приоритет для покупателя – качество изделия. Они идут к нам, прежде всего, за качеством, а не дизайном», - убеждена Наталья. 

С фотографиями для соцсетей у ателье постоянно возникает проблема. Фотографировать готовые вещи на манекене или в ателье можно, но для хороших фотосессий нужны профессиональный свет и профессиональный фотограф. То, что фотографируют сотрудники ателье своими силами, зачастую не передаёт всех нюансов вещи. К тому же готовые изделия надевают на манекен или раскладывают на столе, что тоже не прибавляет им красоты.

Абиарт 

Клиентки ателье в силу своего статуса не спешат выкладывать в соцсетях собственные фотографии в вещах от «Абиарта». Но своим коллегам или знакомым они охотно рассказывают в личном общении, откуда у них появилась эта красивая рубашка или платье. Основной поток посетителей получается благодаря «сарафанному радио». 

Раскроить будущее

Ателье «Абиарт» думает о расширении в ближайшее время. Возможно, штат сотрудников увеличится, как минимум, на одного менеджера. Он будет заниматься сопровождением заказов, а не шитьём или кройкой. 

Сейчас Наталья Смирнова развивает casual-направление готовых пальто и платьев. Вещи можно увидеть в бутике коттеджного посёлка Барвиха. Открыть свой собственный бутик пока не позволяют финансовые возможности ателье. Но от этой идеи всё равно не отказываются – она в планах на будущее.

Абиарт

Читайте также:

Как страсть к шитью превратить в успешный бизнес.
Шить, жить, любить: как заработать на свадебных платьях.
51 лайфхак фэшн-бизнеса: что нужно учитывать при запуске бренда одежды.

25 октября 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов