Москвичка Полина Соколова выросла в творческой семье, так что вектор её личного развития в какой-то мере был предопределён. После окончания вуза девушка начала создавать собственные коллекции одежды, а затем запустила бренд «Сокол Ясный». Марка успешно развивается, у неё уже появился свой товар-хит, который продаётся в разных городах страны. О том, как создать и развивать свой «ламповый» бренд одежды, Полина Соколова рассказала порталу Biz360.ru.
Полина Соколова – 28 лет, фэшн-дизайнер и предприниматель из Москвы, основатель бренда зимней одежды
«Сокол Ясный». Окончила Московский государственный текстильный университет им. Косыгина и Британскую высшую школу дизайна. Проект «Сокол Ясный» запустила в 2019 году.
Я с детства увлекалась одеждой и модой, не могу без этого жить. Рисовала, перешивала одежду, шила игрушки, строила домики – воплощала все свои творческие идеи. Окружение меня поддерживало, у меня творческая семья: дедушка – художник, мама и отчим – дизайнеры интерьеров, папа – фотограф, старшая сестра – архитектор, средняя – живописец.
После окончания университета пошла работать на бренд одежды Lesyanebo, где была менеджером шоурума. Там я увидела весь процесс работы бренда одежды изнутри: как стилизовать, общаться с клиентами, продавать. Словом, многому научилась, у меня появилась картинка, как нужно правильно вести свой бренд. Я до сих пор очень вдохновлена этой маркой, её носят российские и зарубежные селебрити. Это мой образец успешного бренда одежды.
- «Для меня любой дизайн – это баланс между эстетикой и практичностью. И для меня это как игра – очень трудоёмкая, требующая внимания к каждой детали»
Потом я стала понемногу создавать собственные коллекции. Меня вдохновляла русская культура. Например, в рамках обучения я разработала коллекцию по мотивам художника Малевича. Мне хотелось воплотить образы с его картин на предметах одежды: придумать интересные функциональные конструкции, которые можно было бы носить в обычной жизни. Но всё же она получилась достаточно авангардной и больше имиджевой историей.
Далее я потихоньку отшивала что-то на заказ, придумывала разные другие коллекции. Постепенно переходила к «носибельным», коммерческим вещам и собственной концепции.
Бренд «Сокол Ясный» задумывался в основном как марка зимней одежды. Дело в том, что для меня это давно было проблемой: одеваться зимой в России стильно, но тепло. И я поставила себе цель заниматься таким ассортиментом и предлагать своё решение проблемы зимнего гардероба.
Я провела небольшой анализ рынка. Обратила внимание, что многие марки называют себя не запоминающимися наименованиями – с английским звучанием, или просто именем дизайнера. Такие, на мой взгляд, просто проскакивают мимо ушей. Так что я придумала название, которое и включает мою фамилию, и отражает русскую концепцию.
Самые первые затраты мне потребовались только на материалы для первых вещей бренда, это было что-то около 20 тысяч рублей. Затем у меня появилась студия. С ней мне помог старый приятель: мы начинали как партнёры, но в процессе не сошлись характерами и я приняла решение, что не хочу продолжать вести с ним дело, хотя очень ему благодарна.
Он помог мне снять место, которое я нашла под экспериментальную студию-мастерскую – 24 квадратных метра на Китай-городе с красивым видом на Москву. Туда приезжают клиенты на примерку, там же я разрабатываю модели, шью образцы и провожу деловые-творческие переговоры.
Это бывшая мануфактура Саввы Морозова с красивой парадной и каминным залом на втором этаже, который я мечтаю в будущем также арендовать для своей работы. Это здание прямо напротив Сада Морозова – отличное место для творческой мастерской за относительно небольшую стоимость за «квадрат».
Сегодня процесс пошива я частично делегировала швее, частично – партнёрскому производству, а что-то шью сама. Например, шапки нашего бренда шьют на производстве. Если поступает заказ на пуховик, то я его выкраиваю, делаю примерку, убеждаюсь, что всё хорошо – и отдаю портной.
В целом делегирование даётся мне с трудом: был опыт, когда вещи портили, плюс хороших швей сложно найти. Тем не менее практика уже помогает доверять другим исполнителям: у меня отработаны лекала и появилось очень много опыта.
Один из наиболее популярных предметов в ассортименте нашего бренда – пелерина из коллекции по Малевичу. Это всеми забытая одежда, похожая на накидку, которая защищает от ветра. Ещё популярностью пользуются аксессуары: муфта, варежки на верёвочках, корсет. Но наш товар-хит – это авторский головной убор с конструкцией капюшона с ушками. По сути он представляет собой капюшон-шапку.
Как нас учили в Британке, бизнес – это когда клиент возвращается. Капюшон стал товаром, за которым приходят снова. Я рада, что у нас появился такой продукт – подобного нет больше ни у одного бренда.
Я им очень горжусь. Он действительно практичный и тёплый – не продувается, не колется, бережёт укладку, защищает от ветра и снега и поднимает настроение! Идеальная альтернатива шапкам и прекрасный подарок для близких. Мы отшиваем также капюшоны на заказ – подбираем подходящий оттенок из нашей палитры под цвет верхней одежды клиента.
Идея капюшона связана с тем, что наша последняя коллекция была посвящена теме русских сказок, где много превращений человека в животное. Но больше дело всё же в том, что мне просто захотелось сделать именно такую деликатную стилизацию этой практичной вещи.
Из более масштабных вещей у нас есть пуховик-трансформер с отстегивающимся низом (можно менять его длину) и тулуп-трансформер, который можно вывернуть и носить в том числе наизнанку. Плюс у него отстегивается воротник. Есть утепленная юбка, которую я называю “куртка для ног”. Есть пуховик с баской, которая тоже вносит разнообразия. В целом, все мои вещи нацелены на то, чтобы разнообразить зимний гардероб.
Моя целевая аудитория – это девушки от 18 до 37 лет. Это творческие современные люди, которые не боятся подчёркивать свою индивидуальность.
В основном мы работаем на заказ, на пошив уходит около десяти рабочих дней. Шапки делают быстрее, около трёх дней. Цены скорее выше среднего, потому что речь про авторские вещи: шапка стоит 5,7 тысяч рублей, муфта – 3 тысячи, двусторонний пуховик – 31 тысячу, пелерина – 8 тысяч. Есть в продаже также костюмы по мотивам Малевича в двух вариантах – утеплённые и не утеплённые – за 23 тысячи рублей.
Сегодня основная часть продаж идёт через интернет, с недавних пор продукция также есть в двух офлайн-магазинах – в Красноярске и Санкт-Петербурге. Правда, там берут очень большой процент – 50%: так продавать не особенно выгодно, но в магазинах есть трафик. Там мы продаём наш хит – шапки с ушками.
Я вижу, что сегодня владельцы многих брендов развивают продажи через личный профиль и личный бренд в соцсетях. Думаю попробовать такой метод в ближайшем будущем. А ещё хочу делать коллаборации с другими брендами, например, или художниками, стилистами и т.д.
Это интересно – вместе творить. И именно это сейчас лучше всего работает как продвижение в нашей сфере: коллаборация привлекают больше внимания к творчеству всех её участников. Как результат, интересно, к какому компромиссу приходят люди в создании чего-то совместного, гибридного, уникального и редкого.
В силу специфики бренда, продажи, конечно, зависят от сезона. Активнее всего они идут в период с ноября по декабрь. Январь – мёртвый месяц. Для периода межсезонья у меня разработана линейка летних костюмов, которые довольно хорошо расходятся. Я планирую её развить и добавить в ассортимент сарафаны из хлопка. Сейчас занимаюсь разработкой идей.
Сейчас тема русских мотивов используется в стилизации многих российских брендов. Когда я начинала несколько лет назад, такого не было – мне даже было неловко выкладывать первые фото вещей, потому что я боялась, что люди этого не поймут. Теперь же эта тема стала очень актуальной, что очень радует. Но, к сожалению, популярность её недостаточна, чтобы назвать массовой и, например, с легкостью продвигать на маркетплейсах.
Сейчас я постепенно формирую линейку базовых и более коммерческих вещей – собираюсь выйти с ними на различные маркетплейсы. Но для меня важно сохранить идентичность – авторский и индивидуальный подход к изделиям.
Идея в том, чтобы люди могли позволить себе более доступную, базовую вещь бренда «Сокол Ясный», но в то же время это локальный бренд выпускающий эксклюзивные коллекции дропами – с уникальными и не всем доступными изделиями, за которыми люди охотятся и с нетерпением ждут своего заказа или новой коллекции. Так работают многие дома моды. И мне хочется оставаться локальным, маленьким, но востребованным брендом – при этом с доступной линейкой базовых-авторских вещей.
Мне нравится угадывать тренды, воплощать их и наблюдать за ними. Вижу, что тренд на зимние головные уборы с ушками становится очень востребован. Мне нравится эта ирония в стиле. И меня вдохновляет то, что мне пришла эта идея ещё в 2020 году. Тренд будет только усиливаться, судя по другим тенденциям. Поэтому я собираюсь к зимнему сезону отшить капюшоны и разместить их в нужном количестве на маркетплейсах и мультибрендовых офлайн-магазинах.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».