Когда что-то пошло не так: типичные ошибки при открытии бизнеса по франшизе

Прочтёте за 3 мин.

Рекомендации Аркадия Назара

IT-инструменты, которые использует Аркадий Назар

  • Битрикс24
  • BST
  • Telegram

Открытие бизнеса по франшизе, даже известной и надёжной, не избавляет предпринимателя от всех возникающих проблем и сложностей. Зачастую к ним приводят не недобросовестный франчайзер, а собственные действия и неверные представления о взаимоотношениях с управляющей компанией. О том, какие типичные ошибки совершают франчайзи и как их можно избежать, порталу Biz360.ru рассказал Аркадий Назар, основатель федеральной сети франшиз «Высокий Градус & FOOD 24/7».

Досье

Аркадий Назар – 31 год, предприниматель из Воронежа, основатель сети маркет-баров «Высокий Градус & FOOD 24/7». Предприниматель с 12-летним опытом. В 2016 году основал первые заведения по концепции «маркет-бар», а затем – франчайзинговую сеть «Высокий Градус & FOOD 24/7». У компании около 200 партнёров в 57 регионах. Также является основателем проектов «Главные по рюмочкам», «Холобокс», «Утилизатор».

Аркадий Назар

Сложности неизбежны  

Когда франчайзи думает, что купив бизнес под именем чужого бренда, полностью избежит каких-либо трудностей, это значит, что он плохо подготовился или слабо информирован. 

Конечно, скорее всего всё будет отлично, если предприниматель тщательно изучил все предложения и его выбор пал на добротную франшизу с надёжной и компетентной управляющей компанией. Но позволить себе такой бизнес могут не все, поэтому, скорее всего, сложные ситуации точно возникнут. 

Расскажу про типичные ошибки, которые совершают франчайзи на старте и после начала работы. 

Ошибка № 1: недостаточное исследование рынка

Поверхностный анализ рынка франшиз часто становятся главной причиной слишком быстрого и зачастую эмоционального выбора потенциальных франчайзи. 

Многих на старте привлекает реклама конкретной франшизы. Затем они решают «слегка копнуть интернет», чтобы сопоставить свои финансовые возможности с размером инвестиций. Но такого «анализа» недостаточно. К информации о минимально необходимых вложениях следует добавить: 

  • понимание экономических и социально-политических тенденций рынка;

  • потенциал роста выбранной компании;

  • изучение её конкурентов и возможных рисков. 

Материалы об оппонентах позволят оценить перспективы выбранного сегмента – чем их больше, тем, вероятно, выше спрос и ёмкость. 

Ошибка № 2: халатное отношение к изучению франшизы

Если потенциальный партнёр не собрал данные о репутации владельца франшизы и оказываемой поддержке франчайзи, значит, он совершил серьёзный промах. В том числе, необходимо выяснить количество не только открывшихся точек, но и закрывшихся, что именно входит в пакет франчайзи, а также чётко ли прописаны маркетинговая и рекламная стратегии. Без последних составляющих «можно и не начинать». 

Символическая опека или отсутствие какой бы то ни было помощи управляющей компании – это тревожный звонок, который сигнализирует о необходимости выбрать другой вариант. 

Игнорирование личных бесед с действующими партнёрами франшизы – тоже большое упущение. Такие интервью раскрывают множество невидимых со стороны нюансов. Однако «показания» управляющей компании и франчайзи могут противоречить друг другу, и тут придётся самостоятельно разбираться, где истина. 

Ошибка № 3: поверхностные расчёты и финансовое планирование

Переоценка своих финансовых возможностей чревата для предпринимателя весьма неприятными сюрпризами. Это тот случай, когда на покупку франшизы есть ровно заявленная франчайзером сумма. 

Иметь запас на непредвиденные расходы – необходимость и дальновидность, потому что неидеальные запуски тоже имеют место. Таковыми они становятся как раз из-за ошибочных действий франчайзи. 

Например, когда партнёр затянул с открытием, а срок арендных каникул истёк, и приходится искать дополнительные средства на оплату помещения. Именно в таких случаях выручает финансовая подушка безопасности. К тому же, после запуска всё только начинается. И пусть вам лучше не пригодятся отложенные «форс-мажорные», чем метаться в поиске денег при первом же отступлении от заявленного бюджета. 

Слепое принятие высокого процента роялти, как и его отсутствие, может обернуться работой «в ноль», то есть практически без прибыли. Наличие и лояльность этого маркера (не выше 4%) говорит о заинтересованности франчайзера в рентабельности вашего бизнеса. 

Если предприниматель оплатил паушальный взнос, а позже узнал, что у компании не предусмотрено сопровождение партнёров, значит, он купил только имя без какой либо поддержки. В качественной франшизе поддержка обязательна и даже превышает по своему качеству и наполнению заявленный платёж. 

Ошибка № 4: отклонения от стандартов франчайзера

Некорректное выполнение требований и отступление от концепции управляющей компании могут негативно отразиться на имени бренда и работе «механизма» в целом. 

Понимание и строгое следование стандартам – это в прямом смысле залог успешного ведения бизнеса по франшизе. Годами выстроенная стратегия компании не предполагает самодеятельности присоединившихся франчайзи, какими бы компетенциями они ни обладали. Если у вас есть реально выгодные предложения для бренда, вы можете заявить о них в управляющую компанию для дальнейшей проверки и оценки. В любом случае все решения об изменениях и модернизации принимаются франчайзером с командой экспертов и только так. 

Внимательно читайте договор коммерческой концессии, в котором прописаны последствия несоблюдения стандартов компании вплоть до прекращения дальнейшей работы. 

Ошибка № 5: конфликты между франчайзером и франчайзи

Проблемы из-за недопонимания правообладателя и предпринимателя необходимо решать в момент их возникновения. Не важно, что послужило причиной разногласия: недовольство изменениями политики компании, несвоевременное реагирование на запросы, уверенность, что за франчайзи всё сделает управляющая компания, и так далее. Главное объясниться здесь и сейчас, потому что «затянувшаяся история» обрастает ещё большими раздражителями и разрушает выстроенные коммуникации.

 Error

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

26 июля 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов