Открытие бизнеса по франшизе, даже известной и надёжной, не избавляет предпринимателя от всех возникающих проблем и сложностей. Зачастую к ним приводят не недобросовестный франчайзер, а собственные действия и неверные представления о взаимоотношениях с управляющей компанией. О том, какие типичные ошибки совершают франчайзи и как их можно избежать, порталу Biz360.ru рассказал Аркадий Назар, основатель федеральной сети франшиз «Высокий Градус & FOOD 24/7».
Аркадий Назар – 31 год, предприниматель из Воронежа, основатель сети маркет-баров «Высокий Градус & FOOD 24/7». Предприниматель с 12-летним опытом. В 2016 году основал первые заведения по концепции «маркет-бар», а затем – франчайзинговую сеть «Высокий Градус & FOOD 24/7». У компании около 200 партнёров в 57 регионах. Также является основателем проектов «Главные по рюмочкам», «Холобокс», «Утилизатор».
Когда франчайзи думает, что купив бизнес под именем чужого бренда, полностью избежит каких-либо трудностей, это значит, что он плохо подготовился или слабо информирован.
Конечно, скорее всего всё будет отлично, если предприниматель тщательно изучил все предложения и его выбор пал на добротную франшизу с надёжной и компетентной управляющей компанией. Но позволить себе такой бизнес могут не все, поэтому, скорее всего, сложные ситуации точно возникнут.
Расскажу про типичные ошибки, которые совершают франчайзи на старте и после начала работы.
Поверхностный анализ рынка франшиз часто становятся главной причиной слишком быстрого и зачастую эмоционального выбора потенциальных франчайзи.
Многих на старте привлекает реклама конкретной франшизы. Затем они решают «слегка копнуть интернет», чтобы сопоставить свои финансовые возможности с размером инвестиций. Но такого «анализа» недостаточно. К информации о минимально необходимых вложениях следует добавить:
-
понимание экономических и социально-политических тенденций рынка;
-
потенциал роста выбранной компании;
-
изучение её конкурентов и возможных рисков.
Материалы об оппонентах позволят оценить перспективы выбранного сегмента – чем их больше, тем, вероятно, выше спрос и ёмкость.
Если потенциальный партнёр не собрал данные о репутации владельца франшизы и оказываемой поддержке франчайзи, значит, он совершил серьёзный промах. В том числе, необходимо выяснить количество не только открывшихся точек, но и закрывшихся, что именно входит в пакет франчайзи, а также чётко ли прописаны маркетинговая и рекламная стратегии. Без последних составляющих «можно и не начинать».
Символическая опека или отсутствие какой бы то ни было помощи управляющей компании – это тревожный звонок, который сигнализирует о необходимости выбрать другой вариант.
Игнорирование личных бесед с действующими партнёрами франшизы – тоже большое упущение. Такие интервью раскрывают множество невидимых со стороны нюансов. Однако «показания» управляющей компании и франчайзи могут противоречить друг другу, и тут придётся самостоятельно разбираться, где истина.
Переоценка своих финансовых возможностей чревата для предпринимателя весьма неприятными сюрпризами. Это тот случай, когда на покупку франшизы есть ровно заявленная франчайзером сумма.
Иметь запас на непредвиденные расходы – необходимость и дальновидность, потому что неидеальные запуски тоже имеют место. Таковыми они становятся как раз из-за ошибочных действий франчайзи.
Например, когда партнёр затянул с открытием, а срок арендных каникул истёк, и приходится искать дополнительные средства на оплату помещения. Именно в таких случаях выручает финансовая подушка безопасности. К тому же, после запуска всё только начинается. И пусть вам лучше не пригодятся отложенные «форс-мажорные», чем метаться в поиске денег при первом же отступлении от заявленного бюджета.
Слепое принятие высокого процента роялти, как и его отсутствие, может обернуться работой «в ноль», то есть практически без прибыли. Наличие и лояльность этого маркера (не выше 4%) говорит о заинтересованности франчайзера в рентабельности вашего бизнеса.
Если предприниматель оплатил паушальный взнос, а позже узнал, что у компании не предусмотрено сопровождение партнёров, значит, он купил только имя без какой либо поддержки. В качественной франшизе поддержка обязательна и даже превышает по своему качеству и наполнению заявленный платёж.
Некорректное выполнение требований и отступление от концепции управляющей компании могут негативно отразиться на имени бренда и работе «механизма» в целом.
Понимание и строгое следование стандартам – это в прямом смысле залог успешного ведения бизнеса по франшизе. Годами выстроенная стратегия компании не предполагает самодеятельности присоединившихся франчайзи, какими бы компетенциями они ни обладали. Если у вас есть реально выгодные предложения для бренда, вы можете заявить о них в управляющую компанию для дальнейшей проверки и оценки. В любом случае все решения об изменениях и модернизации принимаются франчайзером с командой экспертов и только так.
Внимательно читайте договор коммерческой концессии, в котором прописаны последствия несоблюдения стандартов компании вплоть до прекращения дальнейшей работы.
Проблемы из-за недопонимания правообладателя и предпринимателя необходимо решать в момент их возникновения. Не важно, что послужило причиной разногласия: недовольство изменениями политики компании, несвоевременное реагирование на запросы, уверенность, что за франчайзи всё сделает управляющая компания, и так далее. Главное объясниться здесь и сейчас, потому что «затянувшаяся история» обрастает ещё большими раздражителями и разрушает выстроенные коммуникации.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».