Сильная команда – один из важнейших факторов успешного бизнеса. И чем сильнее каждый её представитель, тем большей эффективности может добиться компания. Но привлекать, развивать и удерживать сильных специалистов – непростая задача даже для опытного руководителя. О том, как сформировать качественную команду, в «Подкасте Соколовского» рассказал сооснователь сети Hoff Михаил Кучмент.
Михаил Кучмент – предприниматель, инвестор, сооснователь сети мебели и товаров для дома Hoff. Окончил Московский физико-технический институт. В середине 90-х пришёл в компанию Samsung Electronics, где через три года занял топ-позицию. В Samsung проработал семь лет, затем шесть лет работал в «М.Видео», после чего решил запустить собственный бизнес.
Сегодня на рынке много компаний, построивших очень сильный бренд работодателя. Сооснователь Hoff считает, что HR-бренд – очень важная составляющая любой компании:
«У тебя на одно место может быть десять соискателей, но на одного хорошего специалиста тоже будет десять работодателей. За таланты всегда будет конкуренция, и нужно уметь людей убеждать».
Есть компании, сделавшие настолько сильный HR-бренд, что люди хотят работать именно у них. По мнению Михаила Кучмента, это в первую очередь касается IT- сектора. С такими сильными брендами, как «Яндекс» или «Тинькофф», конкурировать сложно. И если не все крупные компании выдерживают такую конкуренцию, то как быть малому бизнесу? Предприниматель рассказал своё видение, как справиться с задачей по привлечению и удержанию сотрудников:
«Есть множество способов, как эту проблему можно решить. Во-первых, ты можешь найти людей, которым по какой-то причине твой бизнес ближе, он им просто нравится.
Ты можешь, как хороший продавец и маркетолог, рассказывать про перспективы компании. Безусловно, потом ты должен внутри компании это обеспечить, чтобы не было расхождений между картинкой и реальностью.
Очень важно сделать фокус на выращивание сильных сотрудников. Часто бывает, что компания растёт и опережает сотрудников в своём развитии, тогда приходится набирать новых. Компании, которым удаётся расти вместе с сотрудниками и заполнять новые вакансии за счёт развития собственных, будут выигрывать, потому что они будут конкурентоспособны».
Многие люди часто переходят с одного места на другое. Есть кейсы, где даже большую компанию с оборотом в триллион долларов возглавляет человек не из этой индустрии, а просто топ-управленец. Михаил отметил, что при закрытии вакансий предпочитает не использовать линейные подходы.
«Если ты видишь, что есть хороший, талантливый человек, ты можешь с одной позиции перевести его на другую. Если на какую-то позицию сложно закрыть вакансию, необязательно искать специалиста из той же области, можно найти более универсального менеджера, для которого это будет чем-то новым, но его управленческие навыки помогут с этим справиться».
В бизнесе всегда есть две развилки – Run и Change. Есть люди, которые готовы операционно поддерживать компанию, и люди, которые хотят изменений в процессах. В зависимости от того, что из этого нужно бизнесу, меняется и профиль поиска сотрудника в компанию. Несмотря на это, Михаил Кучмент выделяет три универсальных составляющих, по которым оценивает сотрудника:
«Можно оценить бизнесовую составляющую человека, потом его управленческую составляющую – менеджерские навыки, и, наконец, его понимание процессов. Бизнес, люди и процессы – три блока. В зависимости от того, какая это позиция, формируется важность соотношения этих направлений.
Есть люди, которые больше ориентированы в бизнес, но процессы – это их слабая сторона. Кто-то может просаживаться в управленческих навыках. Я всегда смотрю на этот треугольник, и моё поле зрения всегда будет в области этих трёх составляющих. Однако сверху всегда будет лежать способность к саморазвитию».
Михаил Кучмент отметил, что при найме сотрудников развилки в сторону навыков и мотивации происходят постоянно. Однако если человеку не хватает профессиональных навыков, но он мотивирован и способен к саморазвитию, Михаил отдаст ему предпочтение. Также предприниматель отметил следующее:
«Когда мы говорим, что у человека есть профессиональные навыки, важно и то, умеет ли он их применять. Есть очень сильные компании, откуда мы пытались брать людей, например из IKEA, но часто случалось, что людям сложно понять, как работает другой бизнес.
На самом деле огромную ценность имеют те люди, у которых не просто есть какие-то знания, а возможность перенести их на другой бизнес с пониманием, что там другие клиенты и другие процессы, – это мало, кто может».
***
Материал подготовлен на основе интервью Михаила Кучмента «Подкасту Соколовского»
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».