Ваш бренд узнаваем тысячами людей, репутация компании на рынке высокая, сотрудники мотивированы, знают о ценностях и целях компании, гордятся своей работой и готовы меняться и расти вместе с бизнесом – это важные (но далеко не все) признаки эффективной корпоративной культуры. Но как добиться такого результата? О том, как сформировать в компании корпоративную культуру и что для этого нужно, порталу Biz360.ru рассказал основатель онлайн-школы IT-профессий Rebotica Александр Киселёв.
Александр Киселёв – 28 лет, основатель и CEO онлайн-школы IT-профессий Rebotica. Окончил факультет робототехники и комплексной автоматизации МГТУ им. Баумана и ВШЭ по специальности «Управление разработками, исследованиями и инновациями». В 2017 году запустил собственный образовательный проект – курсы IT-профессий и программирования при московских школах. В 2020 году проект Rebotica был переведён в онлайн-формат, за 2,5 года работы выручка увеличилась с 1,25 до 53 млн. рублей, а количество активных учеников – с 227 до 6 тысяч человек.
Корпоративная культура – это не только корпоративы, совместные вечеринки и дресс-код, как многие думают; это ценности, принципы и правила, по которым живёт и работает компания. Где-то акцент делается на философии бренда, где-то на правилах поведения или сервисе, но важно одно: сотрудники должны гордиться, что работают в компании с сильной корпоративной культурой, показывать большую эффективность и ощущать свою вовлечённость.
Давайте подумаем, какие факторы делают сотрудника удовлетворённым на работе. Глобально их делят на два блока – гигиенические и мотивирующие. Корпоративная культура компании – это совокупность правил, ценностей и факторов, которые формируют микроклимат, повышают продуктивность и лояльность сотрудников. Как видите, речь идёт не только о стабильной зарплате, ДМС и бесплатном кофе, так как они не гарантируют высокий уровень удовлетворённости персонала. Речь идёт о ценностях и атмосфере внутри команды.
Не существует универсальной корпоративной культуры и идеального сценария для всех. У каждого бренда, бизнеса, коллектива будет своя формула. Прочувствовать и найти её – высочайшее искусство качественного топ-менеджмента и HR-специалистов.
Теперь поговорим о разновидностях корпоративной культуры, которые встречаются чаще всего. Наименее гибкая – ролевая модель. Когда сотрудников много, а процессы довольно однообразны, она может стать неплохим выбором. Её основа – строгое соблюдение ролей, обязанностей, инструкций, формы одежды и так далее.
Сотрудники креативной сферы охотно идут в компании с командной моделью. Диджитал-агентства, стартапы, молодые коллективы любят это каноническое «Мы одна команда!». Здесь нет существенных ограничений и правил по поводу внешнего вида, нет строгих норм общения и субординации, многое обсуждается коллективно.
А вот если руководитель и топ-менеджмент транслируют, что «Мы – семья!», потенциально сотрудник попадает в семейную модель корпоративной культуры. Тут главная фигура – это «отец», который всегда готов дать мудрый совет, помочь, побаловать премией и т.д.
Когда главная цель компании – увеличение продаж любой ценой, можно выбрать рыночную модель. Рядовые сотрудники тут конкурируют друг с другом, увеличивают свой доход, стараются обогнать коллег по эффективности.
Максимально гибкая – результативная модель. Как понятно из названия, она ориентирует на результат. Здесь у всех есть общая цель, к которой можно идти с помощью любых инструментов, предлагать нестандартные решения. Кроме того, именно тут возможен быстрый карьерный рост, основанный на талантах, а не на интригах.
Но существуют компании, способные совмещать в своей корпоративной культуре сразу несколько моделей.
Например, в онлайн-школе IT-профессий Rebotica есть система наставничества и конкуренция между менеджерами, но все идеи поощряются, а команда регулярно добивается поставленной цели с помощью воркшопов и креативных сессий. Главное, что каждый сотрудник понимает ценности и цели компании, и разделяет миссию бренда.
И вот мы плавно переходим к элементам корпоративной культуры. В своём бизнесе вы можете внедрять все, а можете сконцентрироваться на двух-трёх.
Миссия и ценности – расскажите сотрудникам, зачем вы делаете то, что делаете. Миссией может быть как глобальная цель, так и короткий слоган. Важно, чтобы он был понятен и близок команде. А вот ценности не всегда должны говорить о бизнесе, тут важно сформулировать, что объединяет коллектив, какими качествами отличаются именно ваши сотрудники, какие идеи разделяют и т.д.
Ещё один важный элемент – стратегия развития. Делитесь с командой планами на несколько лет вперёд, рассказывайте про цели и перспективы.
Далее идут административные элементы, необходимые для ежедневной работы. Распишите чёткие должностные инструкции, определите стиль одежды и нормы общения с коллегами, сформируйте правила поведения – они могут быть как строгими, так и неформальными, но каждый член команды должен знать их.
Сюда же добавим традиции. Некоторые из них будут складываться сами собой, например, походы в кино по пятницам или стилизованные аватары в чатах, но иногда можно и проявить инициативу сверху. Даже мелочи способны повышать лояльность сотрудников и сплотить коллектив.
Не забываем про мотивирующие факторы – от бесплатного кофе в офисе до ежегодной индексации зарплат, от награждений лучших сотрудников до корпоративного обучения. Опять-таки, история индивидуальная для вашего бизнеса.
Чтобы определить, какой путь подходит вашему бизнесу, потребуется пять шагов:
-
Проанализируйте ситуацию. Проведите анонимные опросы сотрудников, определите их уровень вовлечённости и удовлетворённости от работы в компании.
-
Сформулируйте цели. Например, вы хотите привлекать более молодых сотрудников или уменьшить текучку кадров, повысить эффективность или усилить лояльность к изменениям.
-
Сформулируйте правила и ценности. Миссия, стандарты, гайды, кодексы коммуникации, фирменный стиль компании – разработайте чёткие и понятные инструкции для всех.
-
Внедряйте новое постепенно. Проведите тимбилдинг, сделайте рассылку, соберите общее собрание, где познакомьте каждого с политикой компании. Но не делайте это резко, следите за реакцией на каждое новое изменение.
-
Регулярно замеряйте результаты. Оценивайте в первую очередь эффективность, а также вовлечённость и удовлетворенность.
Итак, у вас всё получилось: корпоративная культура определена и сформирована, эффективность и удовлетворённость растут. Здесь начинается самое сложное – поддерживать её уровень. Принимать на работу только тех, кто разделяет ценности компании и коллектива, соблюдать свои же правила и всегда выполнять обещания. Тогда у вас получится создать корпоративную культуру, которой сотрудники точно будут гордиться.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».