Краткий гид по «предпринимательским» налогам

Прочтёте за 5 мин.

Как не переплатить лишнего и говорить на одном языке со своим бухгалтером

IT-инструменты, которые использует Юлия Батрульян

  • Информационная система 1С:ИТС
  • 1С:Бухгалтерия 8
  • Пакет Microsoft Office
  • Skype

Вы только зарегистрировали бизнес и теперь хотите выбрать выгодный налоговый режим. Или другая ситуация – вы предприниматель с опытом, но имеете о налогах относительно смутное представление, так как всё рабочее время тратили на развитие бизнеса, полностью делегировав налоговые вопросы бухгалтеру. В этой статье эксперт «БУХ.1С» Юлия Батрульян в экспресс-формате даёт общее представление обо всех налогах, объясняет, чем отличается вменёнка от упрощёнки, показывает риски общего режима налогообложения, подсказывает, как сэкономить если не деньги, то хотя бы время.

Юлия Батрульян.jpg 

Общий режим налогообложения

Если в положенный срок (например, сразу после регистрации), вы не успели заявить, что хотите платить упрощенный или сельхозналог, то по умолчанию включается общий режим налогообложения – ОСНО. Сразу скажем, для бухгалтера это самая трудоёмкая система – нужно вести бухучет в полном объёме, сдавать балансы, считать доходы и расходы, выставлять счета-фактуры, собирать и хранить все накладные и чеки. Для владельца бизнеса ОСНО – это максимальное количество налогов. Разберемся в них. 

НДС 

В первую очередь, это НДС. Обязанность платить все остальные налоги зависит от наличия или отсутствия прибыли, недвижимости, транспорта и прочего. НДС же вы должны заплатить сразу, как только осуществите свою первую продажу, окажете услугу или выполните работу. Причем правило работает даже в случае, когда сделка убыточна. 

У налога есть несколько ставок – 18, 10 и 0 процентов. Обычно применяется первая, вторая – распространяется на некоторые социально важные товары (такие как хлеб, молоко, детские вещи, лекарства). А случаи, когда можно использовать ставку 0%, ограничены (в первую очередь, это торговля на экспорт). 

Схема расчета НДС, пожалуй, самая сложная: налогом облагается добавленная стоимость, то есть та, которая «накручивается» на товар в процессе производства или перепродажи. Определить сумму к уплате в бюджет можно по следующей схеме: вы «извлекаете» НДС из своей выручки, ваш поставщик – из своей. Затем из первой суммы вы вычитаете вторую (эта операция так и называется – вычет НДС). Получившуюся разницу вы платите в бюджет. 

Приведем простой пример. Вы продали в розницу один кирпич за 118 рублей. Налог в стоимости кирпича – 18 рублей (118/118*18). Предварительно вы этот кирпич купили на оптовом рынке за 11,8 рубля, в том числе заплатили продавцу НДС – 1,8 рубля  (11,8/118*18). В бюджет вы должны 16,2 рубля (18-1,8). Если разницу между ценой продажи и покупки умножить на 18%, то получится тот же результат: (100-10)*18%=16,2 рубля. 

Правда, вычесть НДС можно при условии, что продавец выставил вам счет-фактуру на кирпич и перечислил в бюджет эти самые 1,8 рублей. Дело в том, что с 2015 года заработал тотальный контроль плательщиков НДС: все продавцы и все покупатели должны отчитаться о каждой совершенной сделке! Возместить налог от поставщика, который не скрывает информацию о сделках и не платит налоги, не получится. Поэтому тщательно проверяйте своих партнеров. Сделать это можно, например, с помощью встроенного в «1С:Бухгалтерию 8» сервиса.

Досье контрагента.jpg

Налог на прибыль
 

Второй по важности налог – налог на прибыль. Его платят только организации. Совокупная ставка налога равна 20%, из них 18% уходит в региональный бюджет. Власти на местах вправе снизить свою долю до 13,5%. Уже из названия налога понятно, что рассчитывается он с прибыли. Прибыль – это превышение доходов над расходами. Определяется показатель по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года – так называемым нарастающим итогом. То есть, если в I квартале вы сработали в убыток, а во II – получили прибыль, то ее часть пойдет на покрытие предыдущих финансовых неудач. Со всего, что останется после, нужно заплатить налог. 

В отличие от НДС налог на прибыль можно «оптимизировать» – Налоговый кодекс оставляет некоторую свободу действий. Размер доходов (выручки) при этом коррекции практически не подлежит. А вот величина расходов зависит от правильного использования Налогового кодекса и грамотно оформленных документов.

Законодательство предъявляет к расходам два требования. Первое – они должны быть обоснованными или экономически оправданными. Это означает, что налоговики посчитают расходами не все затраты компании, а лишь те, что понесены в рамках предпринимательской деятельности. К примеру, заработная плата или стоимость материалов – это обоснованные расходы. А вот стоимость путевки директора в Таиланд однозначно вызовет у инспектора вопросы. Второе требование – расходы должны быть документально подтверждены. Это значит, что на каждое приобретение у вас должна быть бумага – накладная, акт, товарный кассовый чеки, договор. 

НДФЛ 

Предприниматели на общем режиме вместо налога на прибыль платят НДФЛ. Доход определяется аналогично прибыли предприятия, то есть доходы минус расходы. Ставка налога для проживающих в России больше половины времени в год – 13%. 

Налог на имущество 

В нашей стране есть два налога на имущество и регулируются они разными главами Налогового кодекса. Один – для «физиков», другой – для организаций. 

Ставка налога для компаний – 2,2% в год от стоимости недвижимости (регионы вправе снижать ставку этого налога). Не облагается налогом земля, водоемы и некоторые другие объекты. Для части недвижимости, прошедшей кадастровую оценку (офисы, торговые центры, точки общепита), ставка с 2016 года – не более 2%. В Москве она равна 1,3% – в 2016 году. Годовая сумма разбивается на четыре поквартальных платежа. 

ИП платят налог на имущество физических лиц, в том числе и за недвижимость, которую используют в бизнесе. Это значит, что рассчитывать вам налог самостоятельно не придётся, это по-прежнему будет делать налоговая инспекция. Вы лишь получите уведомление со сроком уплаты налога до 1 декабря следующего года. Ставка налога зависит от типа имущества. Так, за дачу предприниматель, как и обычный гражданин, заплатит 0,1% от инвентарной стоимости, а за точку в торговом центре  – 2% от кадастровой оценки (если местные власти не снизили тариф). 

Транспортный налог 

Если за организацией или предпринимателем числится транспорт, то за него нужно платить транспортный налог. Его размер зависит от количества лошадиных сил и ставки, установленной в регионе. Предприниматели, как и обычные граждане, сами налог не рассчитывают, за них это делает налоговая инспекция и высылает уведомление об уплате. 

Земельный налог

Платить налог нужно в том случае, если у вас есть земля в собственности, постоянном пользовании или наследуемом владении. Налоговые ставки устанавливают местные власти, но делают это в пределах, ограниченных Налоговым кодексом. Ставки зависят от типа земли. Например, за сельхозугодья придется платить 0,3% от кадастра. 

Торговый сбор 

Торговый сбор появился только в 2015 году и уже успел всех напугать. Пока его платят только москвичи. В действительности сбор не так уж страшен – уплаченные суммы уменьшают основной налог компании или предпринимателя. Так, если компания на ОСНО, то сумму торгового сбора можно учесть при расчёте налога на прибыль. 

Специальные налоговые режимы 

Помимо общего режима есть и специальные. Их законодатели придумали, чтобы облегчить жизнь малому и среднему бизнесу. Все специальные режимы  выбираются добровольно и при наличии определенных показателей. Еще один важный момент – спецрежимы можно сочетать между собой, а некоторые еще и с общим. 

Упрощёнка 

Упрощенная система налогообложения (УСН), она же – упрощёнка. Единый налог на упрощёнке заменяет НДС, налог на прибыль (или НДФЛ у индивидуального предпринимателя) и частично налог на имущество. Чтобы перейти на упрощёнку, нужно написать заявление в налоговую инспекцию. Сделать это можно в течение 30 дней с момента регистрации бизнеса, или до 31 декабря (в последнем случае применять УСН можно с 1 января следующего года). Если не понравится, то закон позволяет уже со следующего года вернуться на общий режим. 

Упрощёнку можно совмещать с ЕНВД. К примеру, компания на УСН может в дополнение к оптовой торговле открыть небольшой магазин и перевести его на ЕНВД. Предприниматель может сочетать УСН не только с вмененкой, но и с патентом. 

Ставка налога и сложность учёта зависит от выбранного объекта налогообложения. Их два: «доходы» и «доходы минус расходы». В первом случае умножайте все доходы (деньги, полученные от покупателей или потребителей ваших услуг) на 6%. Второй вариант подходит для кропотливых и дисциплинированных. Он, как правило, выгоднее, но требует контроля над всеми расходами и документами. Ставка в этом случае 15%, а в качестве базы берётся разница между доходами и расходами. 

Рассчитать, какой из вариантов выгоднее можно и самостоятельно. Но задача эта непростая, поэтому лучше воспользоваться специальными калькуляторами. К примеру, в «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) есть сервис для сравнения режимов. 

Сравнение режимов налогообложения.gif

Более подробно о нюансах применения упрощёнки можно прочитать в информационной системе 1С:ИТС .

Сельхозналог

ЕСХН (единый сельхозналог) очень похож на УСН, но перейти на его уплату могут только сельхозпроизводители. Форма организации бизнеса не важна: это может быть и крестьянское фермерское хозяйство, и кооператив. Платить нужно 6% с разницы между доходами и расходами, перейти так же просто, как и на УСН, – достаточно сообщить о своем желании в инспекцию до 31 декабря или в течение месяца после регистрации. 

Вменёнка 

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) заменяет налог на прибыль и НДФЛ у предпринимателей, НДС и налог на имущество. Раньше он был обязательным. Это означало, что если региональные власти отнесли грузоперевозки к ЕНВД, то все перевозчики обязаны платить исключительно этот налог. С 2013 года вменёнка стала добровольной. 

Перевести на единый налог весь бизнес нельзя, этот режим дополнительный и всегда сочетается с основным – общим, упрощёнкой или сельхозналогом. Пример: производитель валенок платит НДС, налог на прибыль и налог на имущество с оптовых поставок. Розничная торговля валенками облагается ЕНВД. 

Платить единый налог можно только по 14 видам деятельности. И этот небольшой список, как правило, ограничивают регионы. К примеру, многие москвичи до сих пор не знают о существовании ЕНВД, поскольку в Москве он разрешен только в рекламном бизнесе. Обычные для вменёнки виды бизнеса - это небольшие магазинчики, рестораны и кафе, бытовые услуги, перевозки пассажиров или грузов. 

Рассчитывается налог по формуле: вменённый доход х15процентов. Вменённый – это потенциальный доход предпринимателя в конкретной отрасли, который ежегодно индексируются на величину инфляции.

Более подробно о нюансах применения ЕНВД можно узнать здесь

Патент

Купить патент могут только совсем небольшие ИП, численность наемных сотрудников у которых не превышает 15 человек. Сочетать патент можно с любым налоговым режимом. К примеру, предприниматель, владеющий сразу рестораном, ремонтом обуви и компанией по продаже шин, может за первый  платить ЕНВД, в отношении второго – купить патент, а с оптовых продаж шинами платить единый упрощенный налог. Обратите внимание, на каждый вид деятельности нужно покупать отдельный патент. 

Рассчитывается налог на патенте аналогично вменёнке – возможный доход, определенный государством, умножается на ставку 6%. Размер потенциального дохода определяют регионы с учетом своей специфики, но установить его больше 1 000 000 рублей в год они не могут. Патент заменяет традиционные налоги – НДС, НДФЛ и налог на имущество. 

«Зарплатные налоги», которые ничем не заменишь 

Если у вас есть наёмные сотрудники, то по отношению к ним вы, во-первых, налоговый агент, во-вторых, страхователь. Первое означает, что вы обязаны перечислить в бюджет НДФЛ (13%) с выплаченной зарплаты. Это касается не только штатных сотрудников, но и людей, работающих по договорам подряда, оказания услуг и т.д. Заметьте, налог вы должны именно перечислить! То есть сначала его нужно удержать у сотрудника из зарплаты, а затем отправить в бюджет. Сделать это за счёт денег компании нельзя, поскольку вы лишь агент по уплате. 

Как быть, если вы договорились с людьми о сумме «чистыми»? В этом случае сумму «на руки» нужно поделить на 87 и умножить на 100. Так вы узнаете вознаграждание, которое нужно указать в договоре. К примеру, пообещав выдать сотруднику 100 рублей, в договоре вы укажете 114,94 рублей (14,94 из них пойдет в бюджет). 

А вот быть страхователем придется за собственный счет. Каждый раз, выплачивая деньги сотрудникам, вы должны перечислять страховые взносы в фонды – пенсионный, медицинский и соцстрах. Общая ставка – 30% (ещё есть страхование от несчастных случаев, там ставка зависит от отрасли, в среднем – 1%). Единственный бонус для компании от этих трат – соцстрах компенсирует оплату больничных и декретных пособий сотрудникам.

Важный момент: ни один налоговый режим не освобождает вас от обязанностей налогового агента и страхователя.

Tax.jpg

Читайте также:

Что нужно знать малому предпринимателю о бухгалтерском учёте.
Как зарегистрировать бизнес в формате ИП и ООО.
Какие налоги и взносы должен заплатить ИП в 2016 году.


11 января 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов