Вы только зарегистрировали бизнес и теперь хотите выбрать выгодный налоговый режим. Или другая ситуация – вы предприниматель с опытом, но имеете о налогах относительно смутное представление, так как всё рабочее время тратили на развитие бизнеса, полностью делегировав налоговые вопросы бухгалтеру. В этой статье эксперт «БУХ.1С» Юлия Батрульян в экспресс-формате даёт общее представление обо всех налогах, объясняет, чем отличается вменёнка от упрощёнки, показывает риски общего режима налогообложения, подсказывает, как сэкономить если не деньги, то хотя бы время.
Если в положенный срок (например, сразу после регистрации), вы не успели заявить, что хотите платить упрощенный или сельхозналог, то по умолчанию включается общий режим налогообложения – ОСНО. Сразу скажем, для бухгалтера это самая трудоёмкая система – нужно вести бухучет в полном объёме, сдавать балансы, считать доходы и расходы, выставлять счета-фактуры, собирать и хранить все накладные и чеки. Для владельца бизнеса ОСНО – это максимальное количество налогов. Разберемся в них.
В первую очередь, это НДС. Обязанность платить все остальные налоги зависит от наличия или отсутствия прибыли, недвижимости, транспорта и прочего. НДС же вы должны заплатить сразу, как только осуществите свою первую продажу, окажете услугу или выполните работу. Причем правило работает даже в случае, когда сделка убыточна.
У налога есть несколько ставок – 18, 10 и 0 процентов. Обычно применяется первая, вторая – распространяется на некоторые социально важные товары (такие как хлеб, молоко, детские вещи, лекарства). А случаи, когда можно использовать ставку 0%, ограничены (в первую очередь, это торговля на экспорт).
Схема расчета НДС, пожалуй, самая сложная: налогом облагается добавленная стоимость, то есть та, которая «накручивается» на товар в процессе производства или перепродажи. Определить сумму к уплате в бюджет можно по следующей схеме: вы «извлекаете» НДС из своей выручки, ваш поставщик – из своей. Затем из первой суммы вы вычитаете вторую (эта операция так и называется – вычет НДС). Получившуюся разницу вы платите в бюджет.
Приведем простой пример. Вы продали в розницу один кирпич за 118 рублей. Налог в стоимости кирпича – 18 рублей (118/118*18). Предварительно вы этот кирпич купили на оптовом рынке за 11,8 рубля, в том числе заплатили продавцу НДС – 1,8 рубля (11,8/118*18). В бюджет вы должны 16,2 рубля (18-1,8). Если разницу между ценой продажи и покупки умножить на 18%, то получится тот же результат: (100-10)*18%=16,2 рубля.
Правда, вычесть НДС можно при условии, что продавец выставил вам счет-фактуру на кирпич и перечислил в бюджет эти самые 1,8 рублей. Дело в том, что с 2015 года заработал тотальный контроль плательщиков НДС: все продавцы и все покупатели должны отчитаться о каждой совершенной сделке! Возместить налог от поставщика, который не скрывает информацию о сделках и не платит налоги, не получится. Поэтому тщательно проверяйте своих партнеров. Сделать это можно, например, с помощью встроенного в «1С:Бухгалтерию 8» сервиса.
Налог на прибыль
Второй по важности налог – налог на прибыль. Его платят только организации. Совокупная ставка налога равна 20%, из них 18% уходит в региональный бюджет. Власти на местах вправе снизить свою долю до 13,5%. Уже из названия налога понятно, что рассчитывается он с прибыли. Прибыль – это превышение доходов над расходами. Определяется показатель по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года – так называемым нарастающим итогом. То есть, если в I квартале вы сработали в убыток, а во II – получили прибыль, то ее часть пойдет на покрытие предыдущих финансовых неудач. Со всего, что останется после, нужно заплатить налог.
В отличие от НДС налог на прибыль можно «оптимизировать» – Налоговый кодекс оставляет некоторую свободу действий. Размер доходов (выручки) при этом коррекции практически не подлежит. А вот величина расходов зависит от правильного использования Налогового кодекса и грамотно оформленных документов.
Предприниматели на общем режиме вместо налога на прибыль платят НДФЛ. Доход определяется аналогично прибыли предприятия, то есть доходы минус расходы. Ставка налога для проживающих в России больше половины времени в год – 13%.
В нашей стране есть два налога на имущество и регулируются они разными главами Налогового кодекса. Один – для «физиков», другой – для организаций.
Ставка налога для компаний – 2,2% в год от стоимости недвижимости (регионы вправе снижать ставку этого налога). Не облагается налогом земля, водоемы и некоторые другие объекты. Для части недвижимости, прошедшей кадастровую оценку (офисы, торговые центры, точки общепита), ставка с 2016 года – не более 2%. В Москве она равна 1,3% – в 2016 году. Годовая сумма разбивается на четыре поквартальных платежа.
ИП платят налог на имущество физических лиц, в том числе и за недвижимость, которую используют в бизнесе. Это значит, что рассчитывать вам налог самостоятельно не придётся, это по-прежнему будет делать налоговая инспекция. Вы лишь получите уведомление со сроком уплаты налога до 1 декабря следующего года. Ставка налога зависит от типа имущества. Так, за дачу предприниматель, как и обычный гражданин, заплатит 0,1% от инвентарной стоимости, а за точку в торговом центре – 2% от кадастровой оценки (если местные власти не снизили тариф).
Если за организацией или предпринимателем числится транспорт, то за него нужно платить транспортный налог. Его размер зависит от количества лошадиных сил и ставки, установленной в регионе. Предприниматели, как и обычные граждане, сами налог не рассчитывают, за них это делает налоговая инспекция и высылает уведомление об уплате.
Платить налог нужно в том случае, если у вас есть земля в собственности, постоянном пользовании или наследуемом владении. Налоговые ставки устанавливают местные власти, но делают это в пределах, ограниченных Налоговым кодексом. Ставки зависят от типа земли. Например, за сельхозугодья придется платить 0,3% от кадастра.
Торговый сбор появился только в 2015 году и уже успел всех напугать. Пока его платят только москвичи. В действительности сбор не так уж страшен – уплаченные суммы уменьшают основной налог компании или предпринимателя. Так, если компания на ОСНО, то сумму торгового сбора можно учесть при расчёте налога на прибыль.
Помимо общего режима есть и специальные. Их законодатели придумали, чтобы облегчить жизнь малому и среднему бизнесу. Все специальные режимы выбираются добровольно и при наличии определенных показателей. Еще один важный момент – спецрежимы можно сочетать между собой, а некоторые еще и с общим.
Упрощенная система налогообложения (УСН), она же – упрощёнка. Единый налог на упрощёнке заменяет НДС, налог на прибыль (или НДФЛ у индивидуального предпринимателя) и частично налог на имущество. Чтобы перейти на упрощёнку, нужно написать заявление в налоговую инспекцию. Сделать это можно в течение 30 дней с момента регистрации бизнеса, или до 31 декабря (в последнем случае применять УСН можно с 1 января следующего года). Если не понравится, то закон позволяет уже со следующего года вернуться на общий режим.
Упрощёнку можно совмещать с ЕНВД. К примеру, компания на УСН может в дополнение к оптовой торговле открыть небольшой магазин и перевести его на ЕНВД. Предприниматель может сочетать УСН не только с вмененкой, но и с патентом.
Ставка налога и сложность учёта зависит от выбранного объекта налогообложения. Их два: «доходы» и «доходы минус расходы». В первом случае умножайте все доходы (деньги, полученные от покупателей или потребителей ваших услуг) на 6%. Второй вариант подходит для кропотливых и дисциплинированных. Он, как правило, выгоднее, но требует контроля над всеми расходами и документами. Ставка в этом случае 15%, а в качестве базы берётся разница между доходами и расходами.
Рассчитать, какой из вариантов выгоднее можно и самостоятельно. Но задача эта непростая, поэтому лучше воспользоваться специальными калькуляторами. К примеру, в «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) есть сервис для сравнения режимов.
Более подробно о нюансах применения упрощёнки можно прочитать в информационной системе 1С:ИТС .
ЕСХН (единый сельхозналог) очень похож на УСН, но перейти на его уплату могут только сельхозпроизводители. Форма организации бизнеса не важна: это может быть и крестьянское фермерское хозяйство, и кооператив. Платить нужно 6% с разницы между доходами и расходами, перейти так же просто, как и на УСН, – достаточно сообщить о своем желании в инспекцию до 31 декабря или в течение месяца после регистрации.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) заменяет налог на прибыль и НДФЛ у предпринимателей, НДС и налог на имущество. Раньше он был обязательным. Это означало, что если региональные власти отнесли грузоперевозки к ЕНВД, то все перевозчики обязаны платить исключительно этот налог. С 2013 года вменёнка стала добровольной.
Перевести на единый налог весь бизнес нельзя, этот режим дополнительный и всегда сочетается с основным – общим, упрощёнкой или сельхозналогом. Пример: производитель валенок платит НДС, налог на прибыль и налог на имущество с оптовых поставок. Розничная торговля валенками облагается ЕНВД.
Платить единый налог можно только по 14 видам деятельности. И этот небольшой список, как правило, ограничивают регионы. К примеру, многие москвичи до сих пор не знают о существовании ЕНВД, поскольку в Москве он разрешен только в рекламном бизнесе. Обычные для вменёнки виды бизнеса - это небольшие магазинчики, рестораны и кафе, бытовые услуги, перевозки пассажиров или грузов.
Рассчитывается налог по формуле: вменённый доход х15процентов. Вменённый – это потенциальный доход предпринимателя в конкретной отрасли, который ежегодно индексируются на величину инфляции.
Более подробно о нюансах применения ЕНВД можно узнать здесь.
Купить патент могут только совсем небольшие ИП, численность наемных сотрудников у которых не превышает 15 человек. Сочетать патент можно с любым налоговым режимом. К примеру, предприниматель, владеющий сразу рестораном, ремонтом обуви и компанией по продаже шин, может за первый платить ЕНВД, в отношении второго – купить патент, а с оптовых продаж шинами платить единый упрощенный налог. Обратите внимание, на каждый вид деятельности нужно покупать отдельный патент.
Рассчитывается налог на патенте аналогично вменёнке – возможный доход, определенный государством, умножается на ставку 6%. Размер потенциального дохода определяют регионы с учетом своей специфики, но установить его больше 1 000 000 рублей в год они не могут. Патент заменяет традиционные налоги – НДС, НДФЛ и налог на имущество.
Если у вас есть наёмные сотрудники, то по отношению к ним вы, во-первых, налоговый агент, во-вторых, страхователь. Первое означает, что вы обязаны перечислить в бюджет НДФЛ (13%) с выплаченной зарплаты. Это касается не только штатных сотрудников, но и людей, работающих по договорам подряда, оказания услуг и т.д. Заметьте, налог вы должны именно перечислить! То есть сначала его нужно удержать у сотрудника из зарплаты, а затем отправить в бюджет. Сделать это за счёт денег компании нельзя, поскольку вы лишь агент по уплате.
Как быть, если вы договорились с людьми о сумме «чистыми»? В этом случае сумму «на руки» нужно поделить на 87 и умножить на 100. Так вы узнаете вознаграждание, которое нужно указать в договоре. К примеру, пообещав выдать сотруднику 100 рублей, в договоре вы укажете 114,94 рублей (14,94 из них пойдет в бюджет).
А вот быть страхователем придется за собственный счет. Каждый раз, выплачивая деньги сотрудникам, вы должны перечислять страховые взносы в фонды – пенсионный, медицинский и соцстрах. Общая ставка – 30% (ещё есть страхование от несчастных случаев, там ставка зависит от отрасли, в среднем – 1%). Единственный бонус для компании от этих трат – соцстрах компенсирует оплату больничных и декретных пособий сотрудникам.
Важный момент: ни один налоговый режим не освобождает вас от обязанностей налогового агента и страхователя.
Что нужно знать малому предпринимателю о бухгалтерском учёте.
Как зарегистрировать бизнес в формате ИП и ООО.
Какие налоги и взносы должен заплатить ИП в 2016 году.