Крути педали: как один велопрокат стал платформой для новых бизнес-проектов

Прочтёте за 5 мин.

Дмитрий Гусев – о том, как его велосипедный бизнес меняет жизнь города и горожан

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Гусев

  • MODx
  • YouTube
  • Facebook

Для Дмитрия Гусева велосипед - это и хобби, и бизнес, и социальная миссия. Он запустил и развивает сразу несколько проектов - городскую сеть велопроката «Прокат в Ростове», сервис экскурсий и прогулок на колёсах «Веловод», курьерскую службу «Велопортация», кастом-мастерскую «Кусты»; проводит велофестивали и велопробеги. О том, как из небольшого проката велосипедов за семь лет возникла настоящая городская велоимперия, Дмитрий Гусев рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Дмитрий Гусев, 30 лет, предприниматель из Ростова-на-Дону, основатель сети  «Прокат в Ростове» и ещё ряда проектов, связанных с велосипедами. Образование: Ростовский государственный университет путей сообщения (специальность - «Строительство»). Сменив несколько профессий и мест работы, в 2009 году организовал веолопрокат, который начинался с трёх велосипедов. Сегодня Дмитрий Гусев - лидер велодвижения и самый крупный велопрокатчик в Ростове. Являетсяя обладателем всероссийской премии в области развития велокультуры «Золотая педаль».

Дмитрий Гусев  

От велохобби - к велобизнесу

Сегодня катание на велосипедах является популярнейшим видом досуга, во многих городах развивается необходимая инфраструктура – велодорожки, пункты проката, веломагазины и т.д. Но когда в 2009 году ростовчанин Дмитрий Гусев на собственные сбережения приобрёл три велосипеда и начал сдавать их в прокат, ничего этого не было. Да и сам он не предполагал, сколько проектов возникнет на базе обычного велопроката.

«В то время у меня появился хороший велосипед GT Agressor 2008 года. Мне нравилось кататься, но делать это в одиночку было не всегда интересно, а у друзей велосипедов не было. Наверное, из этого и родилась идея велопроката: дать людям возможность покататься, если у них нет своего велосипеда. Я докупил ещё два велосипеда, загрузил их в багажник своего автомобиля и стал развозить по городу, предлагая напрокат. Ещё дал объявление на «Авито» - вот и все мои вложения в новое дело. Самое главное было – найти единомышленников, соратников по своему любимому занятию».

Порог входа в этот бизнес достаточно низкий, но заниматься велопрокатом, по мнению Дмитрия Гусева, сможет только тот, кто по-настоящему увлечён этим делом, одержим идеей, любит велосипеды и понимает, насколько велосипедизация полезна людям и городу

«Не успело объявление о прокате появиться в интернете, как сразу же пошла обратная связь: посыпались вопросы, заказы, и я понял, что услуга-то вполне востребована. Оказалось, что людям так же, как и мне, не хватает не только велосипедов, но и общения. С тех пор у меня всё выстраивается как поиск не клиентов, не целевой аудитории, а соратников, партнёров, единомышленников».

Дмитрий Гусев

Есть огромное количество литературы, курсов, тренингов по методологии запуска стартапов – как найти нишу, как просчитать те или иные показатели, как выстроить маркетинг и т.д. Но у Дмитрия Гусева, по его словам, тот самый случай, когда он попал в цель не с помощью точных расчётов, а по наитию. «Была проблема у людей - и мы предложили её решение. Так я понял, что самое главное в любом бизнесе – это угадать нерешённый ещё вопрос, понять общественный заказ. Когда ты предлагаешь востребованную актуальную услугу, то и реклама не нужна. Люди сами к тебе придут, по сарафанному радио».

Из кресла экономиста – в кресло предпринимателя

По официальным данным, в Ростове-на-Дону, живёт чуть больше 1,1 млн. жителей. По неофициальным - около двух миллионов. Как любой российский мегаполис, Ростов застроен многоэтажными жилыми домами, где и проживает большинство горожан. Кроме того, это студенческий центр Юга России - в Ростове находится порядка ста учебных заведений, куда стекаются студенты со всего Южного и Северо-Кавказского округа России. Не будем также забывать, что Ростов – это «тёплый» город, здесь можно кататься на велосипеде едва ли не круглый год. Так что, неудивительно, что велопрокат тут сразу же стал востребован.

«Большинству людей хранить велосипеды просто негде, причём не только студентам, проживающим в общежитии, но и тем, кто живет в многоэтажках. Кроме того, большинству людей велосипед нужен не каждый день, и даже не каждые выходные. Поэтому нет смысла его покупать. Вот и стали приходить к нам целыми семьями - покататься, провести время вместе», - говорит Дмитрий.

Дмитрий Гусев

До велопроката Дмитрий жил творческой жизнью: занимался сначала юмористическими стендапами, затем в одном из рекламных агентств разрабатывал маркетинговые концепции для крупных компаний. А на момент запуска проката он занял удобное кресло экономиста отдела планирования и договорной работы в северо-кавказском филиале РЖД. Работа не приносила большого удовольствия, но пришлось всё же потерпеть два года с момента организации велопроката, вкладывая свою зарплату в поддержание нового дела до тех пор, пока оно, наконец, стало приносить доход.

«В самом начале мне повезло: сначала меня поддержала мама, которая в моё отсутствие сама работала на первом пункте проката, затем я нашел компаньона, который взял на себя техническую часть - ремонтировал и следил за инвентарём, работал с техникой и клиентами. На вырученные деньги мы закупали новые велосипеды. Как только бизнес начал приносить прибыль, я уже смог позволить себе уйти со службы и вплотную заняться любимым делом. Мы сняли помещение, расширили штат, закупили ещё велосипедов, открыли новые пункты и стали развиваться дальше».

На сегодняшний день «Прокат в Ростове» располагает пятью пунктами (некоторые из них закрываются на зимний период). Парк компании – порядка 200 велосипедов различных марок. В штате компании в сезон работает 16-20 человек

Стоимость проката – 100-200 рублей в час (зависит от модели велосипеда), минимальная цена не менялась с 2009 года. Для студентов и школьников предусмотрены скидки. В среднем, клиент проката берет велосипед на 2-3 часа. Возможна доставка велосипеда по адресу нахождения клиента.

«Мы хорошо понимаем свою аудиторию, а аудитория понимает нас. Поэтому не стремимся сделать сверхдорогой сервис, а стараемся быть полезными, чтобы как можно больше людей оказалось вовлечено в велодвижение, чтобы велосипед был максимально доступным для тех, у кого его нет. Поэтому стараемся держать невысокие цены. Конечно, на какие-то категории велосипедов у нас цены повыше, но минимальная цена должна оставаться неизменной. Так мы следуем своей миссии: велосипед должен быть доступен каждому».

Дмитрий Гусев

Дмитрий предупреждает о трудностях, с которыми может столкнуться тот, кто решит открыть велопрокат. Во-первых, сезонность. Всепогодных велосипедистов немного, поэтому некоторые пункты придётся сворачивать на зиму - и лишаться части дохода. Поэтому нужно сразу думать о том, как поддержать дело в зимний период. Во-вторых, кражи, порча велосипедов - об этом тоже нужно позаботиться и подстраховаться заранее. Сейчас есть немало приспособлений, с помощью которых можно предотвратить хищение или вернуть украденный велосипед. В-третьих, команда. Её построению нужно постоянно уделять самое большое внимание. Должны быть рядом люди, которым ты полностью доверяешь.

От прямой рекламы – к продвижению велокультуры

Велосипед для разных людей означает совершенно разные вещи. Одни используют его как транспорт – ездить из точки А в точку Б. Для других он – средство отдыха и полезного досуга. Для третьих – возможность вести здоровый образ жизни. Но всем категориям велолюбителей нужна инфраструктура, безопасность передвижения, доступность велосипедов. А это значит, что нужно продвигать не только конкретные услуги, но и велокультуру в целом.

«Всё, что мы делаем в рамках продвижения - это не реклама проката, а продвижение идеи велокультуры и веломентальности. Вовлекая людей в велодвижение, мы даём им возможность измениться, сделать свою жизнь интереснее - и заодно потихонечку меняем город к лучшему, пересаживая людей на велосипеды. На все наши мероприятия они могут прийти со своими велосипедами или взять их у нас напрокат. Мы сразу создали сайт Prokatvrostove.ru, открыли группы в соцсетях и стали создавать поводы для общения».

За 7 лет таких поводов Дмитрий насчитал больше сорока. Это велопарады, приуроченные к различным событиям, например, Дню молодежи или Дню города; новогодний веломаскарад; велопробеги «День России» и «Белые воротнички»; велобеседы о безопасности, на которые приглашались работники ГИБДД; велоанглийский; мероприятия с просмотром фильмов, мероприятия совместно с другими компаниями - например, VkusnolubovUrbanFest BIKE, «ВелоПикники» с компанией «Теле2», «Велоэкскурсии» с «БинБанком» - и это далеко не всё.

Прокат в Ростове

«В этом году мы решили объединить многие форматы и 25 июня провели городской «Велофест». Он включал в себя и велобеседу, и велокино, и творческий концерт. Также в рамках этого фестиваля мы запустили проект «Велоростовчане» - в нём мы хотим объединить всех ростовских всепогодных велосипедистов. Мы сделали фотосессии с людьми, которые используют велосипеды как транспорт. Они могут послужить примером для других, как пересесть на велосипеды».

Постепенно в Ростове открылись и другие велопрокаты. Дмитрий Гусев называет их своими последователями, соратниками, некоторых детьми, но не конкурентами. «У нас есть профессиональные закрытые группы в соцсетях, где мы, прокатчики разных городов, общаемся, делимся опытом. И все мы - идейные, - смеётся Дмитрий, - делаем по сути одно дело, развиваем велосипедную культуру в своих городах».

От велопроката - к велодосугу

Организовав велопрокат, Дмитрий понял, что бизнес этот не такой простой, как кажется на первый взгляд. И дело тут не только в отсутствии велосипедных дорожек.

«Сейчас в Ростове уже есть места, где можно покататься, предусмотрено катание в некоторых парках, но людям интересно передвигаться по городу, или из пункта А в пункт Б. А для этого в городе не развита инфраструктура, непонятно где кататься, мало безопасных для езды мест. Хотя сейчас и говорят о введении автоматизированных прокатов, как за границей, но до сих пор ещё мало мест, где можно использовать велосипеды для комфортной езды».

Эту проблему Дмитрий пытается разрешить, открывая пункты проката за городом. Для людей, которые выезжают за город, чтобы покататься на природе, несколько пунктов стали излюбленными местами прогулки. Например пункт «Дача» на улице Каскадной - там есть роща, сосновый бор, множество велосипедных тропинок.

Второй проблемой для выросшего велосипедного сообщества стал вопрос, куда и с какой целью ездить кататься? Таким образом, пришлось не только предоставлять велосипеды для катания, но и обеспечивать велосипедистам досуг. Командой проката было разработано несколько туристических маршрутов по городу. Стало возможным проводить как индивидуальные поездки, так и групповые.

Прокат в Ростове

Организация экскурсий по городу на велосипедах - отдельная услуга «Проката в Ростове». Стоимость на одного человека - 300 рублей. Услуга рассчитана как на частного пользователя, так и на сектор В2В. Например, одному из банков Ростова команда Дмитрия помогает проводить промо-акции в виде велоэкскурсий. Такие экскурсии-поездки они готовы организовывать и для других компаний - их сотрудников, клиентов, гостей и партнёров.

«Люди хотят не просто кататься, им интересно осваивать новые маршруты, узнавать что-то новое во время катания. Мы разработали несколько маршрутов, но не понимали, как этот туризм совместить с поездкой на велосипеде. Велосипедист - это участник дорожного движения, он не должен отвлекаться - ради собственной же безопасности. Мы попробовали выкладывать маршруты на сайт, делать бумажные карты, но это всё было не то. И тогда у нас возникла идея сделать мобильное приложение с веломаршрутами».

Так команда пришла к созданию приложения «Веловод», которое и учитывает вопрос безопасности, и решает проблему велодосуга. По словам Дмитрия, этот проект задумали к чемпионату мира по футболу в 2018 году, но уже сегодня он начинает жить отдельно от велопроката.

«Веловод» - это мобильное приложение с серией экскурсионных маршрутов по городу; своего рода велогид, Siri для велосипедистов. Скачав приложение, можно прокатиться на велосипеде по нескольким маршрутам, прослушать экскурсии или поучаствовать в квесте. Также можно проложить собственный маршрут и поделиться им с друзьями. Предполагается, что к 2018 году приложение будет востребовано среди туристов, потому что многие из них привыкли знакомиться с городом на велосипедах. На разработку ПО для «Веловода» ушло полтора года. Мобильное приложение уже доступно в формате тестирования на всех распространённых платформах - iOS, Android и Windows.

С проектом «Веловод» Дмитрий Гусев и его команда стали финалистами в номинации «Экостартап» конкурса «Предпринимательский прорыв года», а чуть позже получили грант на развитие от Фонда содействия инновациям

«Веловод» - это и наш маркетинг, и отражение нашей социальной миссии. Этот проект мы хотим масштабировать по всей России. Модель отработана, платформа удобная, и мы приглашаем присоединяться к нам и внедрять это приложение в других городах. У нас сегодня есть пять действующих ростовских маршрутов и несколько маршрутов в других городах России. Но работы всё равно много, и мы активно ищем партнёров, инвесторов, думаем, как можно монетизировать проект, чтобы дальше его развивать. Есть много интересных идей, которые хотелось бы реализовать в рамках этого проекта».

Дмитрий Гусев

Дмитрий особо оговаривает, что «Веловод» - это не франшиза, а стартап. Можно подключиться к проекту со своими идеями и участвовать в дальнейшей его разработке и развитии у себя в регионе. Перспектива монетизации проекта есть, например, продажи новых маршрутов, дополнительных сервисов и рекламы.

…Плюс велосипедизация всей страны

В 2015 году Дмитрий Гусев запустил сервис «Велопортация» - курьерскую доставку на велосипедах. Это ещё одно воплощение его идеи и самому зарабатывать, занимаясь любимым делом, и помогать при этом другим людям.

Курьерская служба «Велопортация» заключает договоры на доставку с различными компаниями – интернет-магазинами, ресторанами и кафе, сервисами доставки еды и продуктов, сервисами поручений и т.д.

Цены на доставку вполне доступные: по центру - 150 рублей, из центра в районы - 220 рублей, доставка по отдалённым районам - 250 рублей. Служба доставки на велосипедах работает круглый год – это как раз один из инструментов снизить зависимость от фактора сезонности.

Услуга полезна и выгодна всем: велолюбителям она даёт зарабатывать, катаясь на велосипеде, клиентам - экономить на собственной курьерской службе. И снова Дмитрий «попал» в актуальный общественный запрос - уже более 30 компаний пользуется услугами курьеров «Велопортации».

Ещё один проект Дмитрия Гусева - веломастерская «Кусты». Здесь, помимо ремонта велосипедов, занимаются созданием из шин, покрышек, камер и запчастей настоящих произведений галантерейного искусства - украшений, аксессуаров и даже предметов интерьера. «Эти вещи стоят недёшево, от 500 рублей за изделие, и продаются, в основном, за границу, через специализированные хэндмейд-сайты», - говорит Дмитрий.

Кусты

Кажется, что ничего, что может быть связано с велосипедом, не упустил за семь лет Дмитрий Гусев. Но он всё равно в поиске. Эволюция продолжается.

«2015 и 2016 годы были для меня временем обучения: я прошел губернаторскую и президентскую программы подготовки управленческих кадров. И сейчас продолжаю учиться, в основном, в режиме онлайн. Потому что всё стремительно изменяется, пока нас чему-то учили, уже появилось что-то новое. Новые технологии, новые тенденции возникают постоянно. И я хочу за ними успевать, чтобы успешно развивать своё дело».

Дмитрий убежден, что у любого дела должна быть идейная подоплека. Неинтересно делать бизнес только ради бизнеса. «На велопрокате, может, на майбах или на замок в Европе не заработаешь, но зато интересно наблюдать, как ты влияешь, изменяешь вокруг себя реальность. Ведь чем больше людей втягивается в наше велодвижение, тем скорее разовьётся и инфраструктура. Уже сегодня в Ростове есть велосипедные дорожки, открываются велопарковки. Город станет чище, экологичнее, комфортнее для жизни. А люди в нём - добрее, здоровее и радостнее».

В статье использованы фотографии Татьяны Пино, Антона Лубенца, Михаила Колесникова, Ангелины Фрумгарц и фото из личного архива Дмитрия Гусева.

Дмитрий Гусев

Читайте также:

Нестандартная бизнес-идея: спектакль-прогулка по городу.
Клумба в коробке: как заработать на садовых выкройках.
Перспективная бизнес-идея: мастер-классы живописи для непрофессионалов.

27 декабря 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов