В последние два-три года в крупных городах России довольно популярным форматом досуга стали тематические обучающие мастер-классы – по выходным или вечерами в будни условный средний класс с удовольствием учится готовить французские десерты, лепить-обжигать керамическую посуду или танцевать сардану. Одно из самых популярных направлений таких мастер-классов – коллективные уроки живописи. О том, как заработать на таком формате досуга, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта «Я рисую» Ринат Мамаев.
Ринат Мамаев, серийный предприниматель, основатель проекта «Я рисую» (арт-вечеринки и мастер-классы живописи для непрофессионалов). Образование: Московский государственный университет культуры и искусств (специальность «PR-менеджер»); второе образование – Российский экономический университет им. Плеханова (специальность «коммерческое дело»). Работал в сфере производства рекламных материалов, затем в издательском доме, где занимался маркетингом. После этого стал предпринимателем, сейчас одновременно развивает несколько собственных проектов.
На идею мастер-классов по живописи для разновозрастной публики мы с женой наткнулись в 2014 году, путешествуя по Голландии. Как я выяснил позже, в России такой формат досуга тоже существовал, но не как массовое явление.
У нас родилась идея сделать что-то подобное: мастер-классы по живописи для непрофессионалов, своеобразные арт-вечеринки, которые для удобства участников можно было бы проводить в кафе, ресторанах и торговых центрах.
Я давно в бизнесе и управлении проектами, в том числе – поднимал стартапы. Среди них, например, такие сложные, как строительство контейнерных домов. И я видел, что этот бизнес нам по плечу.
Изначально целевой аудиторией были посетители торговых центров – до 35 лет, семейные пары. Затем мы переключились на более молодёжную аудиторию, которая ищет нестандартного досуга.
На старте в проект было вложено порядка 300-350 тысяч рублей. Оборачиваемость была около 70%, мы сразу с мероприятий закрывали основные затраты. На окупаемость вышли после четырёх месяцев работы.
Сначала ориентировались на B2C-модель монетизации – планировали зарабатывать на входных билетах Но постепенно модель поменялась – сейчас существенная доля выручки поступает и от площадок. То есть торговые центры заказывают у нас такие мероприятия для своих посетителей, чтобы повысить лояльность клиентов. Они платят нам за мероприятие, мы делаем его «под ключ». Часто такие ивенты проходят к значимым датам – дням рождения площадки, 14 и 23 февраля, 8 марта, Новый год и т.д.
Также делаем и корпоративные мероприятия – когда компания хочет устроить для своих сотрудников что-то необычное. Более того – сейчас мы хотим уделять этому направлению особое внимание, активней развивать его.
Мы уже проводили арт-вечеринки для самых разных компаний – бухгалтерских, металлургических, производственных, строительных, диджитал и т.д.
Первая корпоративная вечеринка проходила прямо в офисе. В ней участвовало около 20 человек, дружная компания. Порисовали-повеселились – всем всё понравилось. Вот тогда мы и поняли, что стоит двигаться именно в направлении. Во-первых, это проще в организации и проведении, во-вторых, люди больше мотивированы, им это интересно.
Если мероприятие запланировано в кафе и нужно успеть продать билеты – мы за две недели начинаем анонсировать; если в торговом центре – за неделю можно людей набрать. Корпоративные вечеринки мы готовим быстрее – за три-четыре дня.
Само мероприятие длится час–два. Ведут его два человека – модератор и художник. Иногда ведущий может быть один, тогда он совмещает обе функции.
До вечеринки мы делаем картину-образец и отправляем по почте потенциальным участникам, а также выкладываем её в соцсети. Это нужно, чтобы люди понимали, что именно придётся рисовать, некоторые, например, хотят потренироваться.
Билет на мастер-класс «Я рисую» на одну персону стоит 1250 рублей, на две – 2200 рублей, при покупке четырёх билетов – скидка 15%
В проекте «Я рисую» задействовано три человека и порядка трёх-четырёх художников, которых мы привлекаем на конкретные мероприятия. В месяц сейчас проходит два-три мероприятия, летом больше – четыре-пять.
Клиентов мы привлекаем в основном через сайт. На старте мы запустили сайт, вложились в контекстную рекламу, «подвинули» конкурентов. Но трафик был нецелевой, заявок было мало. Мы перешли на лендинг.
Стараемся наши мероприятия продвигать и через социальные сети, но пока это происходит не слишком активно, так как требует большого количества времени. Сейчас планируем сделать мобильное приложение проекта.
В дальнейших планах – расширение количества B2B-клиентов, именно в них мы видим наибольший потенциал. У подобных проектов ориентация всё-таки на B2C-клиентов. Что ж, это их путь. А мы будем более активно развивать B2B-сегмент.
Перспективная бизнес-идея: школа бега.
Нестандартная бизнес-идея: спектакль-прогулка по городу.
Как работает агентство небанальных экскурсий.