Анна и Анатолий Вощиковы изобрели велосипед для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. За этой сухой фразой стоит очень личная история: у их старшего сына диагноз ДЦП. Первый особый велосипед супруги делали для сына. Сейчас ему 19 лет, он – чемпион мира среди юниоров с ОВЗ по жиму штанги лёжа. Анна уверена, что в успешной спортивной карьере большую роль сыграли тренировки на велосипеде. Вощиковы запатентовали своё изобретение, а производство таких конструкций стало их семейным делом. О том, как это получилось, Анна Вощикова рассказала порталу Biz360.ru.
Анна и Анатолий Вощиковы – социальные предприниматели из Каменска-Уральского (Свердловская область), основатели проекта «Особый велосипед». По образованию –инженеры. В 2003 году создали проект «Особый велосипед» для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата. В основе проекта – запатентованное инженерное изобретение, позволяющее преобразовывать обычный двухколёсный велосипед в трёхколесный за счёт конструкции «Задний мост».
В 2003 году у нас родился долгожданный первый сын. Когда ему поставили диагноз «Детский церебральный паралич», мы стали много заниматься физкультурой, чтобы развивать опорно-двигательный аппарат. Но спустя пять лет я больше не могла носить сына на себе во время прогулок. Мы начали смотреть на разные методики и приспособления и однажды в соцсетях увидели трёхколесный велосипед, на котором очень лихо катался ребёнок с ДЦП.
Я загорелась этой идеей, и буквально через месяц мы с мужем взяли в кредит 20 тысяч рублей и выписали из-за границы такой велосипед. Когда посылка пришла, мы поняли: это действительно то, что нам необходимо. Ребёнок, который не мог пройти 200-300 метров, на велосипеде сначала покорил территорию двора, а потом вообще объехал полгорода. И всё было отлично, пока через год сын из этого велосипеда не вырос. Мы ещё не успели выплатить кредит, а уже нужно было обновлять технопарк.
По образованию мы с мужем оба инженеры, поэтому решили помозговать, включить свою смекалку. Сгладив недостатки покупного велосипеда, изобрели свою конструкцию, которая называется «Задний мост». Этот мост устанавливается на абсолютно любой заводской велосипед: и на маленький, и на большой. То есть с помощью этого приспособления кататься могут и дети, и взрослые.
Берём обычную раму, убираем заднее колесо, вместо него ставим «Задний мост» и получаем адаптированный устойчивый трёхколесный велосипед. Нам конструкция очень понравилась, ребёнку тоже.
Через некоторое время многие друзья и знакомые начали нас просить, чтобы мы сделали велосипеды для других особых детей. Первые несколько лет мы каждый год собирали по пять-семь штук просто так. А в 2016 году выиграли грант фонда «Навстречу переменам» – это конкурс для социальных предпринимателей, где участники проходят большую образовательную программу и получают поддержку менторов. Программа дала мощный толчок, и с 2017 года мы развиваем свой проект как бизнес.
Доработка решения заняла достаточно много времени – наверное, около года. Мы подключали наших друзей, тоже инженеров, и стали продумывать прямую передачу, возможность быстро снимать колёса, чтобы велосипед помещался в багажник, и т.д.
Но самым сложным было найти подрядчиков, которые могли бы сделать детали по разработанным чертежам. Я ездила от одного цеха к другому: «Сварите мне, пожалуйста, детали». – «Ой, не можем сварить». На это ушло много времени и сил. Сейчас у нас есть четыре стабильных подрядчика с хорошим оборудованием.
С осени мы заказываем детали и собираем мосты, отшиваем разные крепления. Всё это уже готовое лежит на складе в большом количестве, чтобы весной, когда начнётся велосипедный сезон, мы могли собирать заказы за один-два дня.
Первые велосипеды собирали в коридоре дома, муж возил что-то в гараж, варил, красил, потом привозил снова домой. Спустя несколько лет мы всё-таки сняли одну мастерскую на двоих. Моя швейная машина стояла рядом с верстаком, на котором пилили, строгали, летела пыль, всё было грязное. Это было очень неудобно, поэтому решили, что мне нужно отдельное место. Так у нас появилась вторая мастерская. Тут чисто, и я могу и шить, и резать, и работать за компьютером.
Мастерские мы смогли оснастить благодаря господдержке. Взаимодействуем с муниципальным фондом поддержки предпринимательства в Каменске-Уральском. А в этом году мы получили грант от регионального министерства инвестиций и развития в размере 500 тысяч рублей. На эти деньги уже купили новый компьютер, ручной инструмент, три швейные машины и плоттер, чтобы резать светоотражающие элементы.
Сейчас наш объём производства – 100 велосипедов в год, они расходятся по всей России. Самая дальняя точка, куда мы отправляли посылки – Южно-Сахалинск. В последнее время запросы идут из Махачкалы, Нальчика, Хасавюрта, Дербента.
Мы не даём никакой рекламы, о нас все узнают через сарафанное радио или находят через соцсети.
С каждым родителем мы индивидуально прорабатываем конфигурацию: что нужно учесть, какие сделать крепления, потому что все дети с поражениями опорно-двигательного аппарата очень разные. У кого-то сильнее руки, у кого-то – ноги, кто-то не может держать спину. Мы не можем поставить производство на поток и штамповать одинаковые велосипеды для всех.
Иногда родители покупают нашу продукцию за свой счёт, иногда финансирование идет через благотворительные фонды.
Наши велосипеды, если сравнивать с зарубежными аналогами из Польши, Германии или Штатов, получаются доступнее: 50-70 тысяч рублей вместо 150-250 тысяч рублей. Плюс наша конструкция универсальна: её покупают один раз, а потом переставляют на другие велосипеды, когда ребёнок вырастает. Для этого не нужно особых навыков или специального оборудования: переставить мост не сложнее, чем поменять колесо.
В Свердловской области мы одни, а в других регионах такие производители ещё есть. Например, совсем недавно открылся завод в Ульяновской области. Там велосипеды для инвалидов собирают с нуля, сами производят и рамы, и все остальные детали. Такие конструкции стоят уже больше 100 тысяч рублей.
Есть ещё один производитель – в Красноярске. Но там дело развивает человек, далекий от проблематики ДЦП, а мы сами очень глубоко погружены в тему.
Но в целом, я не считаю, что мы с кем-то конкурируем: рынок огромный. Только в России детей с ДЦП больше 100 тысяч, а в нашу целевую аудиторию попадают также ребята с синдромом Дауна и с заболеваниями нервной системы. Специальной продукции не хватает.
Свои велосипеды мы делаем не с мыслью собрать подешевле или заработать побольше. Например, все наши ремешки и фиксаторы выполнены только из натуральной кожи. Я никогда не перейду на искусственную, потому что прекрасно знаю, как чувствует себя нога ребёнка с ДЦП, видела синяки и сбитые косточки от жёсткой специализированной обуви.
Функциональность, удобство и красота – вот мои приоритеты. У особых детей много всего специального, реабилитационного, поэтому я ставлю перед собой задачу, чтобы велик выглядел не как реабилитационная техника, а смотрелся просто как прокачанный, крутой, кастомизированный велосипед.
Поэтому мы всегда подбираем очень яркие цвета, берём крутые рамы. Дети понимают, что они привлекают внимание, но теперь уже по-другому: не вызывают жалость. У них поднимается самооценка.
Мне очень радостно, когда я иду по улице и вижу, что едет мой велосипед. Я всегда немного в шоке: вау, неужели это сделали мы?
Фото для статьи предоставлены пресс-службой Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».