Статус «Всё сложно»: как переживают кризис-2022 социальные предприниматели

Прочтёте за 5 мин.

«Поток частных и корпоративных пожертвований серьёзно уменьшился»

Бизнес в России с февраля этого года работает в кардинально изменившихся условиях. В том числе и социально ориентированный бизнес. Для кого-то открылись новые возможности, а кто-то столкнулся с новыми сложностями, иногда – неразрешимыми. Социальные предприниматели помимо финансовых показателей своих проектов вынуждены думать о том, как сохранять их социальную ответственность и общественную значимость. Портал Biz360.ru спросил социальных предпринимателей, как развивается их бизнес в условиях новой реальности. 

«На нас сильно повлияет уход корпоративных партнёров»

Мария Грекова 

Мария Грекова
основатель инклюзивных мастерских «Простые вещи»
и инклюзивного кафе «Огурцы» 

Цены на все материалы, которые мы используем для мастерских, с февраля выросли в разы. При этом часть материалов просто невозможно достать. Например, возникли перебои с глиной. Та, которую мы привозили раньше, была с Донбасса. И мы находимся в поиске новой глины, а это ещё и долгий технологический процесс. 

Часть наших корпоративных партнёров, к сожалению, больше не находится в стране. Это сильно повлияет на нас к концу года, когда мы не получим от них корпоративные заказы на Новый год. И это оказывается влияние на нас уже сейчас, когда мы не можем получить разные варианты помощи от компаний. 

Из-за выросших цен мы стараемся изменить своё ценообразование, были вынуждены увеличить стоимость нашей продукции из мастерских. В «Огурцах» полностью пересмотрели меню и цены на ряд позиций, некоторые совсем удалили. 

Мы с командой склоняемся к тому, чтобы отказаться от государственной поддержки. Не хотим быть вовлечёнными ни в какую пропаганду и хотим оставаться независимыми для всех наших благополучателей и тех людей, которые верят в нас и поддерживают нас несколько лет. Статистика частных пожертвований сильно снизилась в начале марта, и мы стараемся её восстанавливать. 

У меня двоякие мысли о том, как может развиваться в 2022 году социальное предпринимательство в России. С одной стороны, людям как будто некогда думать про социальные запросы. Нужно обеспечить себя и свою семью базовой безопасностью. А с другой стороны, жизненно необходим смысл работы и дела, которым ты занят. Не знаю, как это будет влиять в целом на социальном предпринимательство. Но лично я по-прежнему остаюсь в России только благодаря тому, что занимаюсь социальными проектами. 

«Рассчитываем только на себя»

Юлия Володина 

Юлия Володинаоснователь проекта «Школы профессий»
и инклюзивного кафе «Разные зёрна» 

Когда я узнала о начале событий в Украине, то, как руководитель проекта «Школа профессий», сначала испугалась. Было непонятно, какие препятствия возникнут из-за этих событий. Сейчас уже могу сказать, что основные наши проблемы связаны с уходом некоторых партнёров с российского рынка. Они могли бы вместе с нами реализовать очень интересные проекты. Но теперь понимаем, что нам надо искать новых партнёров и новых поставщиков. 

Мы чувствуем кризис, но спрос на наши продукты есть. Более того, на детские качественные программы он будет всегда, особенно в летний период. Тут главное – обеспечивать безопасность, давать детям внимание и заботу, предлагать что-то интересное. 

Хорошо, что услуги и товары остальных участников наших программ – например, хостелов, перевозчиков, кафе – оставались в прежних ценовых рамках. Многие держат цены, понимая непростую ситуацию. Соответственно, мы тоже не повышали стоимость своих программ. 

28 апреля мы запустили краудфандинг по сбору средств на открытие инклюзивного кафе «Разные зёрна» и закрыли его 12 июля. Эта кампания показала, что люди готовы помогать другим и всё ещё хотят менять мир к лучшему. 

Я живу по принципу «Хочешь помогать – иди и делай» и помощи от государства не жду. Мы движемся своим путём и рассчитываем только на себя. Думаю, что социальные предприниматели вопреки тренду будут появляться и дальше. Перемены в обществе и внимание, которые мы, в частности, можем обратить на людей с аутизмом, должны происходить, в том числе, благодаря нашим скромным усилиям. 

«Даю себе месяц, чтобы принять решение о судьбе проекта»

Ольга Барабанова 

Ольга Барабанова, основатель и директор проекта Kinesis
 (производство инвалидных колясок для детей от 1,5 лет) 

Наш проект – благотворительная история, в которой пока нет коммерческой составляющей. Мы сотрудничаем с благотворительными фондами, и у нас существует собственный фонд «Продвижение». Мы производим инвалидные коляски для детей, собирая на их выпуск пожертвования. Дети получают нашу продукцию бесплатно. 

Сразу после февраля 2022 года у проекта Kinesis возникли сложности с партнёрами. Стало непонятно, сможем ли мы работать с Чехией, где для нас производили легкосъёмные колёса. И где в дальнейшем продолжим закупать эту продукцию, если партнёрство с чешской стороной будет расторгнуто. 

Гораздо важнее то, что у нас, как и у всех благотворительных фондов в нашей стране, очень сильно сократились сборы денег. Многие компании, которые поддерживали нас, ушли из России. Плюс мы не можем теперь принимать зарубежные переводы, а они составляли в нашем бюджете около 30%. Помимо этого, все грантовые программы правительства России, на которые мы подавали документы в этом году, отказали нам в финансировании. 

Для меня падение сборов – самое больное место в произошедшем. Я понимаю, что многие люди (только в нашем фонде под опекой находится около 300 детей) останутся без инвалидных колясок. А в России колясок для малышей нет в принципе, они отсутствуют. Эта ситуация бьёт по самым незащищённым категориям. 

В конце мая мы запустили краудфандинг – на закупку колёс для колясок. Ожидали, что участвовать в этой кампании будут активнее. У нас приготовлено много классных лотов от очень хороших брендов. Люди за поддержку сбора могут получить фитнес-занятия, сертификаты в детский бассейн, украшения и сумки, видеосъёмки и многое другое. Мы собрали почти 1,9 млн рублей, осталось ещё 1,1 млн. Мы понимаем, что в ситуации высокого стресса и выживания очень сложно помогать другим. Но надеемся, что соберём заявленную сумму. 

Я, как руководитель проекта Kinesis, даю себе последний месяц на то, чтобы принять решение о его дальнейшей судьбе. Если ситуация никак не изменится, буду вынуждена закрыть проект. В частности, потому что у нас до сих пор нет регистрационного удостоверения медицинского изделия. Мы подавали все документы, но у Росздравнадзора изменились внутренние ГОСТы клинических испытаний. 

Теперь нам нужно заново проводить клинические испытания. Их стоимость составит дополнительно 540 тысяч рублей. При том, что мы уже заплатили порядка 2,5 млн рублей, если не больше. Плюс мы несли расходы на составление технической документации. В общей сложности, я думаю, мы потратили около 4,5 млн рублей на получение регистрационного удостоверения. И его до сих пор у нас нет, надо дополнительно искать средства на его оформление, что для нас равно забиванию гвоздей в крышку гроба. 

Причём министерство промышленности и фонд социального страхования были заинтересованы в выпуске нашей продукции. Они говорили об этом на каждой нашей выставке, приезжали к нам на завод, министр промышленности фотографировался в нашей коляске. 

Хочу верить, что произойдёт чудо и всё начнёт быть в России социальным и человекоориентированным.  

«Пришлось поднять цены в два раза»

Сергей Воропаев

Сергей Воропаев
основатель сервиса Advengene 

Наш сервис поиска доказательств для получения гражданства и истории семьи – лучший социальный проект 2022 года по результатам конкурса, организованного платформой «Россия – страна возможностей». С 2019 годы мы помогли 1356 клиентам найти доказательства для получения гражданства. Они живут в разных странах – США, Израиле, Германии, Украине. Мы помогали им в поиске доказательств для получения гражданства, в том числе российского. Они имели на это право по факту рождения или проживания их родственников. 

После ухода из России платёжных систем Mastercard и VISA иностранные клиенты не смогли оплачивать наши услуги. Из-за этого поток людей, желающих получить российское гражданства, стал иссякать. Рентабельность российского бизнеса снизилась на 30%. Пришлось поднять цены в два раза, что снизило доступность наших услуг для социально незащищённых слоёв населения внутри страны. 

Мы активно взаимодействуем более чем с 2600 органами власти и архивами в России, но не пользуемся финансовой государственной поддержкой. Драйвер нашего развития – наши клиенты. 

«Развиваемся и превращаемся в полноценную экосистему»

Фёдор Мурачковский 

Фёдор Мурачковский
сооснователь и учредитель крауд-платформы Planeta.ru 

Наша площадка тоже является примером социального предпринимательства, потому что помогает решать социально значимые проблемы посредством сервиса народного финансирования проектов. За 10 лет существования Planeta.ru нашими авторами привлечено более 1,7 млрд. рублей, треть из этой суммы приходится на социальные проекты: благотворительность, общественные инициативы, социальное предпринимательство.  

За пять первых месяцев 2022 года наши сборы в сравнении с первыми пятью месяцами 2021 года снизились на 20%, количество проектов уменьшилось на 16%. Это снижение обусловлено экономическими причинами и общей неопределённостью. Сильнее всего на снижение повлиял март: тогда мы собрали всего 10 млн. рублей – значительно меньше средних показателей. При этом уже в апреле стали потихоньку возвращаться к привычным значениям. Но даже 10 млн, собранных в марте – это не ноль. 

Мы ни в коем случае не собирались останавливаться. Наши главные ценности – поддержка и объединение, и сейчас они приобрели особенное значение. Более того, мы активно развиваемся: этой весной запустили новый сервис по изготовлению мерча, CD и LP-дисков, который поможет нашим авторам. Скоро «выкатим» в публичное пространство услугу доставки, выводим наш магазин крауд-товаров на маркетплейсы. 

То есть мы как социальный бизнес понимаем, что на одной комиссии с успешных проектов мы не уедем далеко, поэтому и превращаемся в полноценную экосистему и запускаем новые услуги для авторов. Необязательно, кстати, платные: в честь своего десятилетия мы навсегда и для всех сделали бесплатным доступ к нашему видеолекторию «Краудпродюсер.рф» с курсами и мастер-классами по краудфандингу. Это то, чем мы можем помочь нашим авторам – полезные знания, материалы по том, как запустить и продвинуть свой проект, как с помощью краудфандинга найти своё комьюнити, протестировать идею, привлечь партнёров. 

Интересно, что наряду с общим снижением оборота проектов, о котором я уже сказал, мы зафиксировали рост оборота на 86% именно в социально-предпринимательских проектах. Таких кампаний стало больше в два раза по сравнению с январём-маем 2021 года. 

Многие социальные предприниматели оказались в сложном положении из-за усложнившейся логистики, падения доходов населения, экономического кризиса, блокировки популярных соцсетей, которые для многих из них были основным источником привлечения клиентов. Поэтому они или тестируют новые возможности привлечения финансирования и продвижения, какой является краудфандинг, или просто решают обратиться за поддержкой к своей аудитории, вспоминая удачные крауд-кампании. 

Не так давно мы подписали соглашение о сотрудничестве с Фондом поддержки социальных проектов. Это значит, что мы вместе будем образовывать социальных предпринимателей, обучать их краудфандингу и сообща реализовывать ещё больше хороших и полезных социально-предпринимательских инициатив.

Social Business

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

17 августа 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов