Одной из самых пострадавших от пандемии коронавируса сфер бизнеса оказалась ивент-индустрия. Спектакли, концерты и другие мероприятия массово отменялись, музеи и выставочные залы были закрыты или вынуждены ограничить посещаемость. Чтобы выжить в это непростое время, организаторам ивентов пришлось срочно подстраиваться под новую реальность. О том, как пандемия повлияла на индустрию и что ждёт рынок ивентов в будущем, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала CEO проекта Timepad Варвара Семенихина.
Варвара Семенихина – CEO эко-системы для организации ивентов и продажи электронных билетов
Timepad. Опыт работы в IT-индустрии и digital-маркетинге – свыше 10 лет. Возглавляла отделы маркетинга компаний «Яндекс.Медиасервисы», «Сбер.Звук», Zvooq и KidSquare. Эксперт по менеджменту и коучингу.
Первая волна пандемии в 2020 году застала многие креативные бизнесы врасплох, а индустрию мероприятий – в особенности. Пока весь мир сидел на карантине, театры, концертные организации, кинотеатры и музеи были вынуждены закрыться и отменить все свои мероприятия на неопределённый срок.
Конечно, всё это отразилось на их экономике. По оценке Forbes, театры в 2020 году заработали всего $12 млрд., что на 71% меньше, чем в 2019-м. Концертная индустрия, по данным Variety, понесла ущерб в $30 млрд. Российские кинотеатры, которые также были вынуждены на полгода закрыть свои двери для посетителей, по данным «Коммерсанта», потеряли около 50 млрд. рублей.
Пандемия принесла ивент-индустрии не только потери, но и открытия. Оказавшись в изоляции от своей аудитории, организаторы стали экспериментировать с новыми форматами мероприятий и расширять географию, ведь подключиться к онлайн-ивенту можно из любого города мира. Как отмечают сами организаторы, виртуальные события не принесли больших доходов, но зато помогли сохранить контакт с аудиторией.
Появилось много новых форматов ивентов, которые не были столь актуальны ранее или попросту не существовали в «допандемиийные» времена. На Timepad большим спросом стали пользоваться ивенты в Zoom, аудиоэкскурсии и аудиопрогулки в приложениях, интерактивные спектакли, пешеходные квесты и квизы в Zoom, различные онлайн-курсы. Каждая креативная отрасль нашла новые приёмы и техники, чтобы не потерять своего зрителя и и сохранить доход.
Так, театры освоили цифровые спектакли. Главная особенность такого формата – интерактивность. Зритель часто становился активным участником происходящего: например, в аудиоспектакле-прогулке «Мы выйдем с собой погулять в лес» он попадал в пространство театральных декораций, в качестве которых выступал настоящий лес, и оказывался наедине с собой. Единственный спутник участника – голос ребёнка в наушниках, ведущий со зрителем доверительную беседу о детстве.
Новые форматы осваивали не только независимые студии и режиссёры, но и классические театры: например, БДТ в Санкт-Петербурге поставил спектакль по пьесе «Вишнёвый сад» в компьютерной игре Minecraft. Его зрители становились игроками, которые могли «бродить» по виртуальной версии театра.
Концертные организации и музыканты тоже осваивали онлайн, правда, в менее экспериментальных форматах. Например, певица Полина Гагарина организовала гибридный концерт: в Москве на площадке Music Media Dome в один день прошли сразу два живых концерта, а зрители по всему миру смогли участвовать в них в формате online.
Российские музеи, которым также пришлось закрыться, предложили публике посетить онлайн-мероприятия. Так, ГМИИ им. Пушкина запустил виртуальные экскурсии для детей и их родителей. «Гараж» создал масштабную онлайн-программу событий, в которую входили подкасты об искусстве, мастер-классы перформеров, экспертов и экскурсоводов в Zoom.
Что касается кино, то пандемия просто ускорила уже назревшие в индустрии изменения. Кинокомпании стали охотнее переносить премьеры из кинотеатров на стриминговые платформы – Netflix, HBO Max, Disney+ и т.п. В каком-то смысле эти тренды начали диктовать сами кинопроизводители: число фильмов, выпускаемых в прокат, падает c начала XXI века, а количество проектов для домашнего просмотра, напротив, растёт.
Периодом «оттепели» для ивент-индустрии стало время с января по июнь 2021 года, когда число заразившихся в России держалось, по официальной статистике, на относительно низком уровне.
Настоящее облегчение наступило для московских организаторов ивентов в конце января, когда мэр Сергей Собянин выпустил указ о возобновлении работы музеев и других учреждений культуры, разрешил ночным клубам работать с 11 вечера до 6 утра, а кинотеатрам и театрам – принимать 50% зрителей вместо прежних 25%.
Почти сразу стало ясно, что российская аудитория очень соскучилась по офлайну. По данным Timepad, спрос на офлайн-мероприятия в первые выходные после смягчения ограничений повысился на 80%. При этом россияне в январе-феврале активнее всего посещали мероприятия на открытом воздухе, выставки и джазовые концерты.
Так, по статистике экспертов Timepad, популярностью пользовались открывшийся в парке Горького каток, авторские экскурсии и лектории в Московском музее современного искусства, мультимедийные выставки в Artplay, а также мероприятия JAM Club Андрея Макаревича и концертного агентства «Pro Джаз».
К сожалению, праздник длился недолго. В июне число инфицированных стало резко возрастать. Организаторы мероприятий столкнулись с новыми ограничениями. Были запрещены концерты, спортивные и культурные мероприятия, где число посетителей превышает 500 человек. Были отменены крупные музыкальные фестивали: «Нашествие», «Дикая мята» и другие.
Снова оказавшись в ситуации неопределённости, организаторы запустили акции и программы поддержки. Например, фестиваль в Екатеринбурге Ural Music Night Festival пришлось отменить, но все желающие могли приобрести мерч на стенде фестиваля или отправить донат, чтобы поддержать музыкантов, а также оставить послание любимым исполнителям.
Некоторые организаторы решили подстраховаться и сами перенесли свои мероприятия на осень 2021-го. Например, так сделал директор Chess & Jazz Ник Бабин.
Культурные центры, основываясь на предыдущем опыте, продолжили проводить онлайн-ивенты наряду с офлайн-мероприятиями. В условиях нового кризиса они могут стать хорошей поддержкой. В ГМИИ им. Пушкина с 1 по 7 июня проходила образовательная онлайн-программа для детей «Мусейон». А на сайте петербургского музея «Кунсткамера» можно посетить виртуальный 3D-тур и посмотреть онлайн-коллекцию экспонатов.
Многие эксперты сходятся во мнении, что, каким бы увлекательным ни были онлайн-ивенты, живое общение аудитории с артистами они не заменят. То, как активно россияне посещали офлайн-мероприятия после снятия ограничений этой зимой – явное тому подтверждение. Да и доходы от онлайн-мероприятий значительно уступают суммам, которые зарабатывают организаторы на «живых» ивентах.
В то же время пандемия породила множество интересных виртуальных форматов, которые могут вполне органично сосуществовать со стандартными мероприятиями. Например, ничего не мешает театрам организовывать онлайн-дискуссии и лектории с артистами и режиссёрами и при этом играть спектакли для аудитории, сидящей в зале. Или музею – проводить виртуальные экскурсии и мастер-классы наряду с офлайн-выставками.
Популярность также могут приобрести гибридные мероприятия, когда часть аудитории присутствует в зале, а другая часть – подключается к событию в Zoom. Главное для модераторов в такой ситуации – проконтролировать, чтобы онлайн- и офлайн-аудитория была максимально вовлечена в происходящее.
Так или иначе, ивент-индустрия вступила в период трансформации, и будет интересно наблюдать за появлением новых форматов и нестандартных способов для общения с аудиторией.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».