Ещё два-три года редко кто из компаний малого и среднего бизнеса задумывался о том, что привлечь финансирование на развитие бизнеса через выход на IPO – считалось, что это инструмент исключительно для крупных компаний. Но всё течёт, всё меняется – и об IPO думают уже и небольшие игроки рынка. О том, как и зачем игрокам сегмента МСБ выходить на IPO и выпускать акции, порталу Biz360.ru рассказал основатель компании «ЛяРиба-Финанс» Мурад Алискеров.
Мурад Алискеров – инвестор, предприниматель, основатель и генеральный директор компании «ЛяРиба-Финанс». Кандидат экономических наук, старший преподаватель Дагестанского государственного института. Компанию «ЛяРиба-Финанс», которая специализируется на предоставлении товаров на условиях исламской рассрочки, основал в 2011 году.
Стимулировать выход на IPO представителей малого и среднего предпринимательства государство начало ещё в 2019 году, когда российский фондовый рынок переживал не самые лучшие времена. За весь год не было ни одного публичного размещения, а через вторичные предложения (SPO) компании смогли привлечь только 1,9 млрд. рублей – при том, что тремя годами ранее объём привлечённых на бирже инвестиций равнялся 104 млрд рублей.
«Мосбиржа» решила реанимировать рынок и запустила проект «Сектор роста». В его рамках компании сектора МСП, которые выходят на IPO и соответствуют определённым критериям, могут рассчитывать на господдержку в виде субсидирования ставки купона в размере 70% от ключевой ставки, а также на компенсации затрат на подготовку к листингу (но не более 2,5 млн. рублей).
Вместе с выравниванием ситуации на рынке проект принёс хорошие результаты. Это привело к тому, что в 2023 году случился определённый прорыв: публичными стали восемь компаний сектора МСБ, которые привлекли 40,7 млрд. рублей. Также год был ознаменован восемью месяцами, на протяжении которых фондовый рынок беспрерывно рос. Это рекордный показатель за все 27 лет, на протяжении которых рассчитывается индекс «Мосбиржи».
Сейчас правительство предпринимает новые меры для стимуляции IPO малых и средних компаний. В частности, обсуждается возможность освободить компании от налогов с продажи акций и компенсировать малым технологическим компаниям затраты на IPO.
Рассмотрим, как эти нововведения повлияют на рынок акций, а также – как компаниям начать продавать ценные бумаги и на что инвесторам обращать внимание при выборе эмитентов среди малого и среднего бизнеса.
Теоретически любая растущая компания, которая имеет некоторый «серьёзный» капитал, может выйти на фондовый рынок. Однако насколько её IPO будет успешным – вопрос. Кроме ситуации на самом рынке, на успех первичного размещения влияет множество факторов. Среди них – востребованность ниши в текущей экономической ситуации.
Одна из причин, почему правительство сейчас стимулирует IPO малых и средних компаний – острая необходимость в реализации концепции импортозамещения. После февраля 2022-го Россию покинули многие зарубежные компании. Например, ушли вендоры, IT-решениями которых пользовались российские корпорации и госсектор.
Сейчас на российском рынке имеется более 20 тысяч IT-решений, которые активно внедряются в работу разных предприятий. Однако из-за нехватки финансовых и других ресурсов качество многих продуктов на данный момент оставляет желать лучшего. Выход на IPO позволит вендорам привлечь дополнительное финансирование для улучшения качества своих продуктов.
Соответственно, правительство стремится создать максимально комфортные условия для выхода на биржу технологических компаний. Мы можем наблюдать это в том же предложении главы государства компенсировать затраты на IPO малым технологическим компаниям.
Также актуальной в экономическом плане является сфера предоставления финансовых услуг. На фоне высокой ключевой ставки бизнес испытывает существенные сложности с привлечением средств для развития. Популярность набирают краудлендиговые, краундинвестинговые и другие B2B-платформы, которые предоставляют альтернативу банковскому кредитованию.
Если посмотреть на компании, которые планируют IPO в этом году, можно заметить, что они именно из вышеупомянутых направлений. Это связано как с тем, что продажа акций естественней для технологической и финансовой сфер, так и с тем, что к направлениям, которые более востребованы в текущей экономической ситуации, ожидается больше внимания со стороны инвесторов.
Поэтому любая компания, которая может себе позволить выделить капитал на IPO, имеет право выйти на биржу. Однако с точки зрения привлечения инвестиций наиболее успешными будут те, которые работают в востребованных сейчас направлениях.
Чтобы первичное размещение акций принесло результаты, необходимо его тщательно продумать и спланировать. Процесс выхода на биржу можно разделить на следующие этапы:
Предварительный этап
На предварительном этапе компания должна принять взвешенное решение, насколько выход на биржу является для неё целесообразным. Для этого ей следует провести анализ текущего положения финансовых и хозяйственных дел, провести аудит с помощью привлеченных экспертов, сделать необходимые внутренние преобразования и привести все документы в соответствии с требованиями, которые предъявляются публичным организациям. Данный этап самый длительный, на нём компания может находиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Подготовительный этап
На этом этапе компании привлекают андеррайтеров – специальные финансовые организации, которые занимаются взаимодействиями с ЦБ и биржей, а также координацией маркетинга IPO. Также совместно с юридическими консультантами андеррайтеры проводят так называемый due diligence – «должную осмотрительность». Это процесс тщательного анализа бизнеса и комплексной независимой оценки компании.
После него андеррайтеры и юридические консультанты готовят проспект эмиссии ценных бумаг – главный документ при выходе на IPO, который включает в себя информацию о компании, о её финансовых и хозяйственных делах, а также сведения о выпускаемых ценных бумагах. Этот документ направляется на проверку ЦБ.
Если IPO проводится на «Мосбирже», составляется информационный меморандум – отдельный маркетинговый документ, который является основным источником информации для инвесторов. Последнее в подготовительном этапе – проведение роуд-шоу. Это ряд встреч с потенциальными инвесторами, в ходе которых компании отвечают на их вопросы, презентуют бизнес и раскрывают детали предстоящего размещения.
Основной этап
После подготовительного этапа андеррайтер получает информацию о спросе на акции среди инвесторов. Если он слишком высокий, компания может повысить стоимость бумаг либо выпустить дополнительные. Если спрос низкий, можно снизить цену на акции во избежании плохого проведения IPO.
Завершающий этап
На данном этапе ценные бумаги компании начинают торговаться на бирже. После листинга акции становятся доступны для покупки и продажи. По окончании первого торгового дня оценивается успешность IPO.
Первое, на что инвестору необходимо обратить внимание при выборе эмитента, – цель, с которой компания вышла на IPO. Это может быть привлечение финансирования и повышение капитализации, повышение узнаваемости бренда, прозрачности или транспарентности.
Нужно учитывать, что не все цели, преследуемые публичной компанией, безопасны для инвесторов. Например, при желании компании повысить прозрачность, она может не рассчитать свои силы и со временем начать терять репутацию, что в свою очередь чревато обвалом стоимости акций.
Также инвестору важно обратить внимание на следующие моменты:
-
Бизнес-модель компании. Инвестору не стоит покупать акции компании, в работе которой он ничего не понимает.
-
Риски. Что может являться угрозой для развития компании? Насколько конкурентоспособный продукт она разрабатывает?
-
Команда проекта. Следует быть осторожным с теми компаниями, руководители и менеджеры которых не имеют надлежащего опыта в своей сфере.
Рассказываем бизнес-истории, предупреждаем об изменениях в законодательстве, делимся опытом автоматизации
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Рынок IPO в России растёт. И, я думаю, что благодаря стимуляции выхода на биржу малых и средних компаний, он не сбавит обороты – по крайней мере, в этом году. Однако не все компании смогут успешно торговать акциями. Больше шансов привлечь внимание у технологических и финансовых компаний, так как эти направления сейчас наиболее востребованы.
Чтобы выход на IPO принёс хорошие результаты, следует продумать и спланировать весь процесс заранее. При высоком спросе на ценные бумаги среди инвесторов, можно повысить их стоимость или выпустить дополнительные. В случае же низкого спроса следует понизить цену, чтобы избежать плохого проведения IPO.
При выборе эмитента, инвестору необходимо обратить внимание на бизнес-модель компании, возможные риски для её развития, команду, а также на цель выхода на биржу.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».