Многие предприниматели задумываются о том, как вести маркетинг – продвигая бренд компании или свой персональный? У каждого из этих вариантов есть свои преимущества и свои недостатки, которые сводятся к размеру бюджета и скорости получения результатов. О том, на что стоит тратить усилия в зависимости от целей и размеров бизнеса, порталу Biz360.ru рассказала Катерина Яшина, предприниматель и автор подкаста «Ирония продаж».
Катерина Яшина – предприниматель, автор подкаста «Ирония продаж». Копирайтер-маркетолог, блогер, преподаватель национального проекта «Содействие занятости». Путешественница, которая за 8 лет посетила 116 стран и побывала на всех континентах мира, в том числе в Антарктиде.
Сейчас, когда конкуренция становится всё более жёсткой, стоит сфокусироваться на развитии своего бренда, чтобы не оказаться в ситуации «я классный, но никому не известный». Только так предприниматель или бизнес сможет привлечь внимание и построить долгосрочные отношения с целевой аудиторией. И да, этот процесс не имеет ничего общего с публикацией фоточек и многозначительных подписей к ним в своих соцсетях.
Главное, что нужно понять и принять: выстраивание бренда – это игра вдолгую. И она требует массы времени, сил и средств. Но сильный, узнаваемый бренд со временем станет надёжной базой для достижения целей. Вне зависимости от размеров бизнеса: и для микро-компаний, и для корпораций-гигантов.
Ниже обсудим основные варианты продвижения бренда, чтобы вы смогли выбрать наиболее подходящий для себя.
Акцент на узнаваемость бренда компании или продукта, а не на личность предпринимателя стоит делать, если у вас:
-
Компания-ноунейм. Людям проще запомнить название фирмы, продукты которой попали «в самое сердечко», нежели неромантичное «ИП Федуськин». Чтобы занять своё место на рынке, необходимо самостоятельно или при сотрудничестве с внешними пиарщиками усиливать узнаваемость бренда.
-
Компания-гигант, которая производит потребительские товары и имеет широкую продуктовую линейку. Например, Zewa или Bork. Такие предприятия постоянно находятся в поле зрения. Люди доверяют качеству их товаров или услуг и делают выбор в их пользу, так как создана устойчивая ассоциация бренда с конкретной услугой.
-
Крупная онлайн-школа. Бренды некоторых компаний закрепили в сознании аудитории устойчивые ассоциации: учить английский – в Skyeng, получить IT-профессию – в GeekBrains и т.п. Названия этих крупных онлайн-школ знакомы многим, а вот имена основателей знают далеко не все. На благо этого бизнеса работает большое количество людей, и нерентабельно вкладываться в продвижение только одного конкретного человека.
Преимущество развития бренда компании заключается в том, что узнаваемый бренд сам по себе становится сильным активом. Продукция и услуги такой компании стоят дороже, чем аналоги у конкурентов. Кроме того, бизнес не привязан к конкретному человеку: собственник может меняться, компания перепродаваться, но на узнаваемости и доверии покупателей это мало скажется.
Недостатками выступают дороговизна и долгосрочность процесса. Затраты на маркетинг и рекламу нужно закладывать в бюджет, и он, увы, будет немаленьким.
Даже крупные компании могут продвигаться за счёт репутации своего владельца. В качестве яркого примера сразу вспоминаются Стив Джобс, Марк Цукерберг, Илон Маск или Олег Тиньков. С малым бизнесом это более чем рабочая история.
Акцент на развитие личного бренда особенно важен в сфере услуг. Тенденция P2P (personal to personal) набирает обороты и в мире онлайна. Проще говоря: люди покупают у людей. Благодаря упорному труду и грамотному пиару, аудитория будет доверять именно конкретному предпринимателю, даже если изменятся тренды, политическая ситуация да и весь мир в целом.
Преимущества развития личного бренда: стартовать можно без колоссальных вложений, по сравнению с бюджетом на продвижение бренда компании. Несмотря на смену интересов или закрытие бизнеса, бренд предпринимателя всегда останется с ним и поможет в организации нового проекта.
Недостаток один – высокая вовлечённость первого лица. То есть необходимо вести активную медиа-жизнь, много выступать, принимать участие в различных проектах, которые подчеркнут экспертность предпринимателя. Не получится просто взять и уехать в кругосветку, оставив бизнес без медийной персоны, если весь пиар компании завязан на одном человеке.
Я начинала свой путь в бизнесе четыре года назад – и думать тогда не думала ни о каком личном бренде. По фану и просьбам знакомых запустила курс по копирайтингу, который вызвал шквал положительных откликов. Проект я думала закрыть через год, но не тут-то было. Всё очень стремительно и стихийно разрослось.
Я вышла на стабильные миллионные доходы, появилась своя команда из 16 человек, выпустила более 3100 учеников, которые зарабатывают на текстах в среднем от 20 тысяч рублей в месяц. И, оглядываясь назад, я жалею только об одном – что не назвала свой проект школой по контент-маркетингу Катерины Яшиной, например. Уже была бы хорошая узнаваемость за эти годы.
С момента активного развития проекта я регулярно проводила марафоны по копирайтингу. Причём отстроилась от конкурентов тем, что делала их тематическими ещё до того, как это стало мейнстримом. Что тоже повлияло на мою узнаваемость и стало фишкой моего личного бренда. Также выступала на конференциях, вела занятия в вузах и на курсах коллег, начала записывать подкасты о психологии продаж и маркетинге.
Делай я это с самого начала, масштаб моего личного бренда был бы ещё больше. Все мои продукты прекрасно продаются за счёт того, что мне доверяют и как эксперту, и как человеку в первую очередь. Именно поэтому, если ваш бизнес привязан к вам как к личности, стоит прокачивать личный бренд предпринимателя.
Репутация в интернете, как и в реальной жизни, на вес золота. Чтобы она работала на предпринимателя, важно следовать следующим рекомендациям:
-
Выполнять свои обязанности суперклассно, помогать заказчикам решать их проблемы и давать чуть больше пользы, чем они ожидают. Контакты такого предпринимателя начнут передавать из рук в руки, и он сможет вкусить прелесть сарафанного радио. Люди будут сами приходить с предложениями о сотрудничестве.
-
Транслировать активный рабочий процесс в своём блоге. Не стесняйтесь использовать такой триггер, как социальное доказательство: благодарность заказчиков, заинтересованность аудитории и т.п.
-
Не форсировать события. Идите к своей цели каждый день: step by step, от меньшего к большему. Взаимодействуйте со СМИ, выступайте даже на мелких конференциях. Не ждите сразу приглашения на TEDx.
И помните, новые люди хотят знать в первую очередь о ваших профессиональных и экспертных качествах. А если про вас в поисковике ничего не найти или гуглится только плохое, то так себе у вас личный бренд.
Выбор между развитием личного бренда предпринимателя или компании зависит от масштабов бизнеса и его продуктов/услуг. Прежде чем самому углубляться в нюансы личного бренда или обращаться в PR-службу, пройдите по следующим шагам:
-
Определите свои точки «А», «Б», «В», где «А» – весь бэкграунд, который вы можете использовать, «Б» – точка, в которой вы сейчас находитесь, а «В» – точка, к которой вы стремитесь.
-
Распишите цели и стратегию развития своего дела на ближайшие три года. Это поможет понять, на чём стоит держать фокус.
-
Выберите инструменты, с помощью которых вы будете взаимодействовать с аудиторией: соцсети, публичные выступления, запуск своего подкаста и т.д.
-
Доносите до людей те смыслы и посылы, которые охарактеризуют вас или вашу компанию, как гарант качества и экспертности в своей нише.
-
Ни в коем случае не сходите с пути, ибо работа с личным брендом похожа на взаимоотношения с зачёткой: первое время вы работаете на неё, а потом она – на вас.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».