Интернет-творчество успешных людей бизнеса зачастую эффективнее лучших учебников по экономике. Даже тесный контакт с соцсетями можно обернуть себе на пользу, если читать не всякую чепуху, а посты экспертов в предпринимательстве. Другой вопрос – чей именно материал читать? Мы отобрали интересные и полезные блоги бизнесменов России, которые не только рекламируют свои товары и услуги, но и регулярно делятся ценной информацией с начинающими и опытными коллегами. Ранее мы опубликовали первую часть обзора. Сегодня – часть вторая.
Блог Макса Крайнова - один из самых раскрученных русскоязычных блогов о взаимоотношениях денег и человека. Автор - директор компании Go Travel UN, владеющей поисковиком авиабилетов Aviasales, и создатель сервиса управления личными финансами «Четыре конверта». К сожалению, об удачах или провалах своих проектов Крайнов почти не пишет, предпочитая выдавать контент на разные случаи жизни: финансовое планирование, правила найма, цена времени, сила мотивации и другие тонкие материи.
Чтение на любителя - многим тезисам явно не хватает аргументации. Но и бесполезным его не назовешь, особенно если знать про цену времени и воспользоваться рубрикатором – отобрать все тексты про бизнес или сразу пойти в раздел, посвященный стартапам и инвестициям. Плюс 100 к карме бывшего самарского программиста, поработавшего в Штатах, а ныне проживающего в Сиднее, за внимание к психологическим моментам предпринимательства. Вроде проклятья второго стартапа или почему три основателя бизнеса лучше, чем два.
Блог svictorych, который ведёт владелец сети магазинов электроники, можно назвать «матчастью» для начинающего ритейлера в России. «Почему продавцы такие тупые», «как зарплата убивает бизнес», «как бороться с неликвидом», избранные места из переписки с отделом продаж – нечасто можно встретить толковое описание сложных мест в розничной торговле, и уж тем более – живым (иногда чересчур, 18+) языком. Чтобы отсеять заметки о предпринимательстве от рассказов и видео о путешествиях и автомобилях, нужно зайти в профиль Сергея Викторовича и найти там подборку «О бизнесе». Непосредственно история развития сети магазинов электроники описана отдельно. ЖЖ ведет на страницу Сергея Прохорова в Facebook – здесь автор уже становится более активным, но менее информативным.
Из переписки с отделом продаж: «Не надо выгребать все деньги клиента под покупку максимального ноутбука. Наценка на ноут редко превышает 20%, а наценка на «допы» (дополнительные товары, аксессуары – ред.) редко ниже 50%. Соответственно, «нагрузив» клиента более слабым ноутом плюс допами вы поднимаете прибыльность с аналогичной суммы, оплаченной клиентом. Плюс вы растите рейтинг сопутствующих товаров, то есть положительно влияете на ассортимент вашего магазина. Плюс оставляете у клиента положительное впечатление об обслуживании - у него не болит голова о том, что он забыл купить».
Сергей Зорин, нынешний директор по развитию бизнеса Jabil Russia (контрактная сборка электроники), уже два года как продал Вязниковский завод электронной техники, превратившись в наёмного менеджера. Однако бывших предпринимателей не бывает - на странице Зорина в Facebook и сегодня можно найти немало полезных ссылок для тех, кому небезразличен мировой рынок электроники. Те же, кому интересен личный опыт Сергея по выстраиванию высокотехнологичного бизнеса, могут сразу идти в архив ЖЖ бывшего заводовладельца. Особенно эта история будет полезна предпринимателям, работающим или собирающимся работать с китайскими партнерами.
«Рынок всё больше переориентируется на «войну». По разным оценкам, там сейчас больше половины объемов. С гражданкой пока всё плохо, несмотря на обнуление пошлин и выросшую конкурентоспособность из-за дешёвого рубля. Я думаю, что ситуация постепенно начинает разворачиваться. Сразу несколько крупных частных проектов, которые запустились именно в 2015 году, должны заработать в полную мощь в 2016-м. Плюс к этому все почувствовали, что импортозамещение - не имитация, а всерьёз и надолго. Ну, а самое интересное - появилось молодое поколение, которое пытается пролезть на западные рынки с очень интересными, потребительскими проектами. Они были и раньше, но, по-моему, только сейчас появился конвейер не программных, а «железных» стартапов» - из блога бизнесмена Сергея Зорина.
Владелица сети кондитерских «Кусочек счастья» Светлана Казновская 15 лет проработала главбухом и финансовым директором, пока не увлеклась созданием тортов и окунулась с головой в кулинарный бизнес. Казалось бы, с таким бэкграундом можно избежать распространенных ошибок начинающих предпринимателей. Увы, думать так - это тоже распространенное заблуждение. От многих граблей, разбросанных на бизнес-поле, Светлане не удалось увернуться. Но, тем ценнее опыт, крепче преимущества и увлекательнее блог, который предпринимательница ведет много лет. О том, чем опасны Смешарики и перфекционисты, как надо переживать кризисы и работать с франшизерами, чем опасен переезд кондитерского производства и необдуманные инвестиции и т.д. и т.п. Очень полезное знать не только для бизнесменов, связавшихся с едой, но и для производителей чего угодно - хоть черепицы. Можно подписаться в ЖЖ, Facebook, Instagram или в ВК.
«Вот уже 6 лет, как я занимаюсь тортиками. Давно уже вс` это превратилось в бизнес, который даже пережил несколько кризисов - и внутренних и внешних, и даже кризис моего перегорания (очень крепкий бизнес оказался, если так подумать). И все равно, когда я вижу сообщение, что на сайте новый отзыв, сердце мое замирает. Не от счастья, не подумайте, я жутко боюсь! Я боюсь, что там отрицательный отзыв»
«В Петропавловске-Камчатском полночь»
Увы-увы, вот уже чуть больше года Владимир Торопов, владелец диспетчерской такси «Би-би» из Петропавловска-Камчатского, не пишет о своих успехах и неудачах. Однако, это не повод игнорировать его блог – поверьте, найти что-то более содержательное об организации пассажирских перевозок в России вам вряд удастся. Несмотря на то, что рынком такси, кажется, надолго завладели Uber, GetTaxi и Яндекс.Такси, ситуация может и измениться. Да и вообще, такие темы как борьба с нелегалами, волнения внутри компании, ценообразование в условиях жесткой конкуренции, пожалуй, будут интересны и «непрофильным» читателям. Если хотите ознакомиться с опытом Торопова быстро, воспользуйтесь тегом «такси».
«Конечно, я еще побарахтаюсь; попробую зайти и в грузоперевозки, прикручу заказ из приложения, попробую прикрутить новые способы мотивации клиентов; но настоящую эффективность может дать только использование нелегалов, на что я идти не готов. В такси очень много зависит от количества бортов, которое ты можешь выставить на линию. А это решается только за счет «пристяжных», которые днем работают на своих работах, а вечером колымят. Им легальность на фиг не нужна. Поэтому вся борьба идет за этих «пристяжных». Пока выигрывают те диспетчерские, кто не так разборчив в средствах, как я. Думаю, окончательная победа за онлайн-сервисами заказа, федерального масштаба. Гостакси какое-нибудь, от Ротенбергов».
Еще один полезный блог про еду и бизнес ведет екатеринбуржец Андрей Семенов, владелец сети пироговых «Подсолнухи». Как выбрать помещение, где взять шеф-пекаря, чем полезны проверки, нужно ли видеонаблюдение, где сэкономить – здесь можно найти многое для понимания того, какими проблемами живет российский общепит. Записки бывшего юриста, подавшегося в рестораторы, особенно интересны за «разборы полетов» - работа над ошибками (аренда, кадры, воровство, масштабирование бизнеса и т.д.) занимает серьезную часть всех текстов. Кроме того, умиляет способность автора время от времени вставать на позицию гостя – например, в советах, как правильно предъявлять претензии в ресторане. Присоединяемся в рекомендациям автора «прочитать всем прекраснодушным мечтателям, фантазирующим однажды «открыть свое уютное кафе». Если не хотите тратить время на записи про жизнь и авиацию, идите сразу в раздел «бизнес». На уральского предпринимателя можно подписаться и в Facebook.
«Как выяснилось (не сильно трудно было допетрить, но вот я не сразу это понял), внешний вид кафе является определяющим для решения туда зайти» - из блога Андрея Семенова.
Игорь Белоусов, возглавляющий группу компаний Belousov Group (производство продуктов под брендом «Второе дыхание», сеть магазинов «Семейный капитал», потребкооператив, издательство и пр.) в последнее время все чаще называет себя крестьянином – вот и в блоге тоже. Впрочем, кокетство это простительно: львиную часть своей энергии (по крайней мере, в информационном плане) предприниматель тратит на сельскохозяйственные подвиги. Коровы, фермы, молочное производство – следить за этим экспериментом по импортозамещению в агрокомплексе (кооперация, модель «от зёрнышка до прилавка») очень любопытно. В отличие от главного евангелиста российского фермерства Бориса Акимова (LavkaLavka) Игорь Белоусов сразу нацелен на масс-маркет, паевую модель предприятия и большие объемы. Кому удобно, блог можно читать в ЖЖ.
«Объединения якобы молочников мне не нравятся. Что делают эти союзы и ассоциации для простого фермера, сельхозпредприятия? Ответ - ничего. Лоббирование - это только для больших компаний. А вот с теми, у кого 200-500 голов дойного стада, никто не хочет возиться. Они предоставлены сами себе. Против такого сельхозпроизводителя и развёрнут геноцид. То, что у нас ещё есть небольшие хозяйства - это полностью и всецело заслуга их руководителей, дань их силе, их воле» - из блога Игоря Белоусова.
Молодой предприниматель Андрей Шарков из Петербурга сразу погнался за двумя зайцами: рулил компаниями shokobox.ru и shokoladka.spb.ru (промо- и сувенирная продукция из шоколада) и развивался как бизнес-тренер. Сложно сказать, какое амплуа в итоге победит (кажется, второе), но благодаря публичной деятельности Шаркова деловой мир получил возможность немного поучиться на чужом опыте – при помощи подкаст-блога «Берись и делай», где смекалистый петербуржец рекламирует себя и общается с разными представителями бизнеса. Схема та же, что и у «Бизнес-секретов» Тинькова – но жемчуг помельче и масштабы пожиже, что для малого и среднего бизнеса только на руку, поскольку «ближе к жизни». Последними на данный момент в гостях у Шаркова побывали Сергей Владимиров, основатель ресторанной группы «Паккери», а также Михаил Щербаков и Юлиан Смирнов - владельцы компании ChinaEXP, помогающей российскому бизнесу найти покупателей в Китае. Если есть желание, на Андрея Шаркова можно подписаться в «ВКонтакте» и Facebook.
Алексей Бояршинов, учредитель компании «Корада» (автоматизация бизнеса на платформе 1С) не только придумывает, как автоматизировать чужие процессы для увеличения прибыли, но и простым человеческим языком рассказывает в блоге, как идут дела у него самого. Задачи, клиенты, найм, маркетинг, учетные системы – при всей специфичности блога, он будет близок и понятен не только бойцам с передовой информационных технологий, но и всякому руководителю компании, имеющей дело с разноплановыми клиентами. Для знакомства с автором – заметки о том, с какими заказчиками не стоит работать никогда и когда на подрядчика лучше не давить. Алексея также можно найти в Facebook и в «Вконтакте».
«Когда пришла Аня - она научила меня подбору по компетенциям. Пишем компетенции, пишем, как они проявляются, придумываем вопросы/тесты, которые могут данное проявление выявить. И проводим собеседование, имея набор вопросов. Всё отмечаем, получаем число, которое можно сравнить между десятками кандидатов, и выбрать нужного. Я человек системный, и мне очень нравится метод. Красиво! Первым, подобранным таким образом, был руководитель отдела техподдержки (временно переименованного в сервисный отдел). Продержался три месяца, больше не смог ни он, ни я» - из блога Алексея Бояршинова.
Редкий предприниматель, читающий книги, не знаком с издательством «Манн, Иванов и Фербер» - отсюда на русскоязычный рынок приходит существенная часть вменяемой деловой литературы. У издательства есть сайт, а на нем – блог, обратить на который внимание есть смысл двум категориям читателей: как-либо связанным с книжным бизнесом и хоть в какой-то степени заинтересованных в самообразовании. Понятно, что проект в первую очередь нацелен на то, чтобы сделать вас лояльным кошельком, но и вы можете поживиться здесь чем-нибудь вкусным - например, узнать, как издательство обходится без офиса (собственный опыт) или как мотивировать себя двигаться к цели (выжимки из книги). Начать можно и вовсе с 25 лучших статей в блоге за 2015 год. Не лишним будет подписаться на записи издательства в Facebook или Вконтакте.
Основателю компании Northwestfur Игорю Фролову, год назад перебравшемуся из Петербурга в Великий Новгород, удалось нечто сверхъестественное: без больших денег и связей с нуля открыть производство верхней одежды в России. Некоторое представление о том, как работать на рынке, поделенном азиатскими кустарями и глобальными корпорациями, можно получить из интервью Игоря порталу Biz360 и в личном блоге предпринимателя. Выбор тканей, цветов, моделей, разработка товарной линейки – хоть сам Фролов утверждает, что перенять чужой опыт в бизнесе невозможно и на 10%, эти десять, согласитесь, тоже не повредят.
«Я тут вчера получил куртку от постоянного покупателя с севера для обмена, ошиблись с размером. У меня с этим строго, я без лишних вопросов обмениваю и принимаю обратно куртки. Это случается не часто, но я понимаю, что человек может ошибиться с размером или ему может не понравиться куртка, которую он покупал, не видя вживую. И такая лояльность к покупателю окупается не только в смысле повышения доверия. Как я уже сказал, вчера пришла куртка для обмена и вместе с ней вкуснейшая колбаса из оленины. Было очень приятно. Так что господа предприниматели, заботьтесь о ваших клиентах и они вас прокормят, иногда даже в прямом смысле этого слова».
Лучшие блоги российских предпринимателей (часть I).
Greatest Hits: самые читаемые статьи на Biz360 в 2015 году.
Восемь главных российских стартап-трендов.