Ритейл – одна из привлекательных сфер бизнеса. Но открыть магазин с нуля – непростая задача: поиск поставщиков, маркетинг, привлечение клиентов… Франшиза может стать хорошим решением, но при этом важно понимать её преимущества и подводные камни. О том, что учесть при покупке франшизе в ритейле и как избежать типичных ошибок новичков, генеральный директор компании GAMMA D’ORO Александр Петров рассказал порталу Biz360.ru.
Александр Петров – генеральный директор международной парфюмерной компании GAMMA D’ORO. Опыт в управлении и продажах – свыше 10 лет. Работал в ритейле, FMCG, финансовом секторе. GAMMA D’ORO – компания с двумя собственными заводами в Турции и Грузии и сетью из 800 торговых точек в 10 странах мира. В России – 20 собственных магазинов и более 300 точек франчайзи. Компания продаёт франшизу с 2016 года.

-
Готовая бизнес-модель. Вы не начинаете с нуля – франчайзер уже протестировал бизнес, отработал модель продаж и готов делиться наработками. Он предоставляет протестированную стратегию продаж, маркетинговую поддержку, стандарты обслуживания, что снижает вероятность ошибок.
-
Известный бренд и доверие клиентов. Покупатель франшизы получает бизнес под известным брендом и лояльных клиентов, что снижает риски и сокращает затраты на рекламу. Не придётся долго завоевывать доверие покупателей.
-
Стабильные поставки и эксклюзивные условия закупки. Не нужно искать поставщиков самостоятельно – франчайзер обеспечивает поставку товара по специальным ценам. Это гарантирует стабильность в поставках, качественную продукцию и конкурентные цены, что увеличивает маржинальность.
-
Обучение и поддержка. Многие франшизы включают в стартовый пакет обучение персонала, стандарты обслуживания, помощь в оформлении витрин и настройке продаж, юридическую поддержку, CRM-систему.
-
Высокая стоимость входа. Помимо вложений в аренду и товар придётся заплатить паушальный взнос и ежемесячно отчислять роялти (процент от выручки). Но есть немало франшиз с невысокими взносом и роялти. Например, во франшизе GAMMA D’ORO паушальный взнос составляет 25 000 рублей, он возвращается с первой закупкой товара, а роялти отсутствуют.
-
Ограничения по ассортименту, ценам и маркетингу. Франчайзи не может свободно менять ассортимент, ценовую политику, стиль оформления магазина, проводить акции без согласования с головной компанией – всё регламентируется франчайзером. Это порой снижает гибкость партнёра.
-
Зависимость от франчайзера. Если франчайзер меняет условия, повышает роялти или испытывает кризис, бизнес его партнёров оказывается под угрозой.
-
Высокая конкуренция. В крупных городах можно встретить несколько магазинов одного бренда в радиусе 1 км друг от друга, что снижает прибыльность каждой точки. Если говорить о парфюмерном бизнесе, то такие магазины часто располагаются в ТРЦ или бутиковых зонах, а там аренда может быть дорогой. К тому же, высокая конкуренция среди брендов.
Ошибка №1: неправильный выбор локации
Необходимо учитывать не только проходимость и целевую аудиторию, но и уровень конкуренции в районе. Неподходящее месторасположение может существенно снизить трафик клиентов.
Не бойтесь переезжать с магазином даже в пределах одного торгового центра. Частая ситуация, когда при смене места в ТЦ убыточная точка становится прибыльной.
Ошибка №2: игнорирование обучения и поддержки от франчайзера
Многие франчайзи переоценивают свои навыки и опыт, игнорируя важность обучения, предлагаемого франчайзером. Отказ от использования тренингов, семинаров и поддержки может привести к ошибкам в управлении и продажах. Франчайзинг подразумевает передачу успешной бизнес-модели, поэтому соблюдение стандартов очень важно. Этому необходимо учиться.
Например, в GAMMA D’ORO для обучения франчайзи создан образовательный центр – академия. Действует коллективный нетворкинг, когда каждый может общаться с каждым, новички могут получить в наставники более опытных коллег и делиться опытом с другими начинающими партнёрами.
Ошибка №3: недостаточный маркетинг и отсутствие локальной адаптации
Зачастую франчайзи полагаются лишь на бренд и известность, забывая о необходимости локальной адаптации маркетинговой стратегии. То, что сработало в других регионах или странах, может не подойти для определённой местности в России или за рубежом. Игнорирование местных трендов и предпочтений может привести к отсутствию интереса со стороны потребителей.
Франшизодатели обычно предлагают централизованные маркетинговые программы, которые позволяют франчайзи экономить на рекламных расходах и достигать большей аудитории. Общие рекламные кампании повышают видимость бренда и помогают охватить новых клиентов. Маркетинговая поддержка должна быть прописана в договоре концессии.
Ошибка №4: неэффективное управление запасами и ассортиментом
Бизнес в ритейле требует тщательного управления запасами, так как товары имеют определённый срок годности и могут морально и физически устаревать. Часто франчайзи не проводят анализ продаж, не дифференцируют товары по спросу, сезонности и другим показателям. В результате может возникнуть нехватка востребованных позиций, либо накопление тех, которые плохо продаются именно на данной территории. Естественно, что такие просчёты влияют на прибыль и репутацию магазина.
Ошибка №5: игнорирование отзывов и недостаточное внимание к обслуживанию клиентов
Успех некоторых магазинов, в частности – парфюмерных, во многом зависит от качества обслуживания клиентов. Одна из самых распространённых ошибок состоит в игнорировании отзывов покупателей и недостаточной работе с клиентской базой. Франчайзи, которые не стремятся наладить обратную связь и улучшить качество обслуживания, рискуют потерять доверие клиентов и, как следствие, прибыль. Всегда обращайте внимание на отзывы в геосервисах и соцсетях. Обязательно отвечайте на них. Точка с хотя бы 5-10 отзывами выглядит привлекательнее, чем пустая карточка продавца на картах.
Франшиза магазина – хороший вариант для предпринимателя, если франчайзер предоставляет сильную поддержку и проверенную бизнес-модель. Однако важно грамотно анализировать рынок, просчитывать риски и быть готовым адаптироваться. Главное – не просто продавать, а создавать уникальный клиентский опыт.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».