В последние годы появилось множество IT-сервисов, связанных c индустрией питания. Через мобильные приложения и сайты можно забронировать столик, выбрать блюда, заказать доставку на дом и т.д. Приложение Eats, созданное летом 2019 года, «закрыло» ещё одну потребность посетителей ресторанов - теперь они могут не тратить время на ожидание официанта, чтобы сделать заказ и оплатить счёт. О том, как приложение может заменить «живого» официанта, порталу Biz360.ru рассказала основатель проекта Eats Наталья Яковлева.
Наталья Яковлева, основатель сервиса заказа еды в ресторанах
Eats. Изучала международный маркетинг в King's College в Лондоне, имеет лингвистическое и маркетинговое образование. Работала руководителем программы лояльности в компании «Эльдорадо», возглавляла отдел интернет-эквайринга в «Альфа-банке», руководила направлением интернет-продаж в банке «Хоум-кредит». Сервис Eats основала в 2019 году.
В начале 2019 года будущий основатель проекта Eats Наталья Яковлева обратила внимание на быстрорастущую нишу FoodTech-индустрии, изучив тренды и статистику. В частности, она обратила внимание на рост количества точек общепита - сейчас их уже 116 тысяч (от классических ресторанов до доставки готовых блюд).
У Натальи появилась идея предложить посетителям ресторанов удобный сервис, который поможет им сэкономить время. Приложения, позволяющие бронировать столик и делать заказ, уже существовали. Но Наталья решила добавить возможность оплаты оформленного в приложении заказа. Тем самым, ресторан гарантированно получает деньги, а клиент экономит время, которое потратил бы на ожидание официанта - для оформления заказа и оплаты счёта.
В мае 2019 года Наталья Яковлева проработала концепцию будущего сервиса и написала бизнес-план. К созданию нового проекта она привлекла команду квалифицированных разработчиков. Прототип и дизайн сервиса Eats были готовы в июле 2019 года. «Мы использовали лучшие технологии, чтобы сделать качественный сервис. С самого начала уделяли внимание построению такого решения, которое способно вынести высокие нагрузки и легко масштабируется. Это не программа, сделанная «на коленке», а качественный программный продукт с очень серьёзной инфраструктурой», - уверяет Наталья.
Параллельно она нашла инвестора, средства которого позволили ускорить разработку мобильных приложений. Их удалось закончить к сентябрю - и в настоящее время iOS- и Android-приложения доступны для скачивания. «В нашем бизнес-плане заложена довольно консервативная модель развития. Мы планируем выйти на точку окупаемости примерно через год. А прибыльными мы собираемся стать через полтора-два года», - говорит Наталья.
«Персональный мобильный официант» - так Наталья позиционирует свой сервис. Приложение предлагает меню различных ресторанов, которые можно выбирать по территориальному признаку. Пользователь делает заказ и оплачивает его из приложения - банковской картой или с помощью платёжных сервисов Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay.
После оплаты заказ передаётся в ресторан и его начинают готовить. Всё, что остаётся «живому» официанту - подать готовые блюда в нужное время. Если ресторан по каким-то причинам не может принять заказ, то оплаченная сумма возвращается клиенту. «Мы единственный сервис, который даёт ресторатору не только заказ, но и полную его предоплату. Мы отправляем в ресторан только оплаченные заказы - в этом большой плюс для бизнеса», - считает Наталья Яковлева.
Воспользоваться приложением можно перед походом в ресторан или непосредственно в ресторане. Предполагается, что на столиках заведений будет размещен QR-код, который можно отсканировать. В приложении сразу же появится меню ресторана. Клиент, не дожидаясь официанта, может сделать заказ через смартфон.
«Мобильный официант Eats предложит меню разных ресторанов, примет заказ и оплату, быстро обслужит и никогда не нагрубит. Он совмещает сразу несколько должностей в одном лице: администратора, кассира и маркетолога. Для ресторана это идеальный сотрудник, который работает 24 часа в сутки без перерывов и выходных и исключает любого рода махинации, потому что весь процесс полностью автоматизирован», - объясняет Наталья.
Eats делает ставку на реферальную программу, которая будет увеличивать количество пользователей сервиса с помощью рекомендаций. Программа работает так: у любого авторизованного пользователя есть свой электронный кошелёк. На него помимо начисления кэшбэка за собственные заказы можно получать реферальную премию 1,5% от каждого заказа приглашённого друга.
Этот гибкий инструмент может использоваться и официантами в ресторанах - они будут получать дополнительный доход со всех приглашенных в Eats гостей. Таким образом, с помощью реферальной программы сервис планирует получать «агентов влияния», мотивированных на его продвижение в массы.
По словам основательницы Eats, у проекта две целевых аудитории: рестораны и их гости. Основной акцент в продвижении делается на ресторанный бизнес. Как считает Наталья Яковлева, если сервис будет интересен ресторанам, они сами станут продвигать его среди своих гостей.
Многие заведения сегодня работают со службами доставки. Это позволяет им расширить круг потенциальных клиентов, но есть и огромный минус - высокая комиссия, которую забирают сервисы доставки еды. В среднем она составляет 35% от стоимости заказа. Это заставляет рестораторов задумываться об альтернативных способах развития бизнеса.
«Мы создали решение для ресторанов, которое можно назвать «контр-доставка». Наша комиссия составляет всего 15%, включая эквайринг и все остальные расходы. Существенная часть уходит гостям ресторанов в виде кэшбэка», - подсчитывает Наталья.
С помощью сервиса Eats рестораны смогут выплачивать клиентам кэшбэк. Наталья рекомендует возвращать 5% от заказа, но окончательная сумма остаётся на усмотрение партнёров.
Также рестораны смогут докупить у сервиса Eats рекламные возможности для продвижения среди пользователей сервиса. Это может быть первая строчка в поисковой выдаче, когда пользователь ищет определённую кухню или блюдо в ближайшей от него доступности, информация об акциях, реклама в виде сториз, нативная реклама в профиле пользователей сервиса, таргетированные персонализированные рассылки и т.п. Сервис планирует предлагать несколько рекламных пакетов для разных категорий бизнеса.
«В отличие от нас, службы доставки не предлагают никаких рекламных возможностей для ресторанов внутри своих систем. Ресторанам есть из-за чего расстраиваться: они не всегда появляются в первых строчках поиска, данные гостей всегда остаются на стороне агрегаторов и недоступны для самостоятельного использования. У нас всё будет по-другому», - обещает Наталья.
Важная опция сервиса Eats для ресторанов – сбор данных о предпочтениях пользователей сервиса: в какие заведения человек ходит, как часто, в какое время, что заказывает и т.д. На основе этих данных можно выстраивать последующие коммуникации с пользователями, подключёнными к сервису. Каждый из ресторанов будет иметь возможность инициировать рекламную активность, используя маркетинговые инструменты Eats.
«Рестораторы говорят нам: «Мы думали, что агрегаторы станут «прослойкой» между нами и гостями, будут нам помогать. А в реальности они владеют всеми данными и самостоятельно контролируют весь маркетинг». У ресторанов существует потребность в выстраивании индивидуальных отношений с клиентом, в результате которых он будет чаще ходить в заведение и расскажет о нём друзьям и знакомым», - констатирует Наталья Яковлева.
Собранные сервисом данные могут использоваться заведениями для более точечной рекламы. Рестораны получат выборки клиентов, являющихся для них целевой аудиторией. Например, для пиццерии можно будет сделать выборку людей, которые ходят в ближайшие заведения и покупают там пиццу.
«Большинство игроков сферы общепита имеют собственные дисконтные или бонусные программы. Но мало кто из них знает, как монетизировать собранную базу клиентов. Мы готовы взять эту непростую задачу под свой контроль. С помощью кросс-маркетинговой платформы мы сможем точно настраивать цепочку касаний с каждым пользователем сервиса. Рекламные предложения ресторана будут ненавязчивы, но при этом стопроцентно целевыми, и конвертация в заказ будет очень высокая», - говорит Наталья.
В дальнейшем сервис Eats планирует предоставлять доступ к обобщённой информации не только ресторанам, но консалтинговым агентствам и предпринимателям, которые планируют открывать свой бизнес.
«Мы будем видеть спрос и потребности рынка. Например, в каком городе люди часто заказывают суши или блины. И мы можем рекомендовать открывать заведения в соответствие со спросом и потребностями конкретного региона: здесь лучше открыть суши-бар, а здесь - блинную», - приводит пример такого сотрудничества Наталья Яковлева.
Заключение договора с рестораном занимает около двух дней. Чтобы рестораны могли подключиться максимально быстро, им предлагают договор-оферту. Представители заведения заполняют анкету на сайте Eats, загружают меню и реквизиты. После этого меню появляется в системе и становится доступно для пользователей. Сейчас рестораны могут подключиться к системе бесплатно. Спустя 2-3 месяца планируется установить плату за подключение – около 6000 рублей.
Для получения заказов у ресторана есть два варианта. Самый простой – через мобильное бизнес-приложение eats.assist. Ресторан устанавливает его на любом мобильном устройстве, на который будут поступать заказы. Второй вариант – интеграция с учётной системой r-keeper или iiko, которая занимает чуть больше времени. Наталья рекомендует ресторанам-партнёрам начинать работу через бизнес-приложение, а параллельно интегрироваться с учётной системой. Некоторые рестораны практикуют оба варианта.
«Eats.assist здесь очень «в тему». С его помощью можно управлять стоп-листами, выбирать из меню актуальные блюда, удалять старые, добавлять новые. Также в бизнес-приложении есть возможность созвониться с клиентом. Там же можно управлять статусами (принять заказ и т.д.) - тогда в приложение пользователя уходит пуш-уведомление о том, что заказ готов», - рассказывает Наталья.
Первые города, в которых запустился проект Eats – Москва, Санкт-Петербург и Иркутск. В ноябре сервис планирует начать свою работу в Киеве и, возможно, в Одессе. В этих городах у компании есть флагманский ключевой партнёр.
Основательница Eats считает, что у проекта два основных источника монетизации: комиссия с оплаченных заказов и оплата рекламных услуг. По оценке Натальи Яковлевой, рекламные услуги должны приносить проекту большую часть дохода. Поэтому основная деятельность компании - это сбор данных, управление ими, монетизация и связанные с этим аналитические и рекламные возможности для бизнеса.
«Я считаю, что мы обладаем всей необходимой экспертизой в вопросе продвижения ресторанов. Также у нас есть круг партнёрских рекламных агентств, которые готовы предоставлять ресторанам услуги по их продвижению в соцсетях, созданию лендингов, размещению на картах и т.д. Эти агентства, в свою очередь, будут продавать наши рекламные возможности своим клиентам», - говорит она.
В сфере FoodTech существует множество различных сервисов и мобильных приложений. Это сервисы доставки ресторанной еды на дом, конструкторы еды, сервисы бронирования столиков и т.д. Своим преимуществом перед ними Наталья Яковлева считает платёжное решение, которое, в том числе, может заменить ресторану эквайринг.
Расчёт производится практически онлайн: ресторан получает свои деньги день в день, в то время как другие агрегаторы обычно совершают выплаты раз в неделю или даже на ежемесячной основе. Сервис Eats использует систему «умной маршрутизации» платежей, благодаря которой каждая поступившая сумма «расщепляется» на заданные доли и распределяется по контрагентам.
«Наш основной конкурент - сервис, принадлежащий одному из крупнейших российских банков. Он находится в нашей нише, так как позволяет оплачивать счёт в приложении. Но там всё-таки требуется официант, который принимает заказ. Счёт можно оплатить, когда заказ уже заведён в учетную систему. А мы «покрываем» и заказ, и оплату», - говорит Наталья Яковлева.
Основная задача проекта Eats на данный момент – подключение ресторанов-партнёров. Для этого разработана специальная партнёрская программа. Так, сейчас команда Eats ведёт переговоры с одним из московских гастрономических пространств.
«Гастромаркеты и фуд-холлы для нас - стратегические партнёры, потому что именно там большая часть нашей целевой аудитории. И именно там высокая проходимость и хороший размер чека», - утверждает Наталья. По её оценкам, средний гастромаркет (15-30 корнеров) в месяц посещают от 50 до 100 тысяч гостей, а средний чек в нём может составлять 550-1200 рублей.
По оценке основательницы Eats, электронными сервисами и интернет-магазинами пользуются около 10-15% покупателей. Это даёт основания предполагать, что как минимум 15% посетителей ресторанов станут пользоваться услугами мобильного официанта. «Наши амбиции – взять 15% трафика ресторанов под себя», - делится планами Наталья Яковлева.
Читайте также:
75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.
Почему не «взлетел» и закрылся гастро-проект «Убер Шеф».
Как работает агрегатор доставки еды из кафе и ресторанов.